Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему к уроку русского языка по теме Принципы русской пунктуации (8 класс)

Содержание

Тема урока: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания: отделительные, разделительные и выделительные.Эпиграфы к уроку: Знаки препинания — ноты при чтении
«Знаки препинания — ноты   при чтении» (А. П. Чехов)Принципы русской пунктуации Тема урока:  Принципы русской пунктуации.  Знаки препинания: отделительные, разделительные и Сообщение учащегося:  «Из истории пунктуации» Три принципа русской пунктуации Три группы знаков препинания (ставятся внутри предложения):запятая, точка с запятой, тире и двоеточие , ; Разделительные знаки(ставятся внутри предложения):запятая, точка с запятой, тире и двоеточие , ; Авторские знаки   Особое положение в традиционной системе знаков препинания занимают Михаил Булгаков – автор знаменитых произведений   «Собачье сердце», «Бег», На фоне людей в длинных шинелях, остроконечных башлыках, провозглашающих: «Ваше слово, товарищ В феврале 1929-го они впервые увиделись, Мастер (М.А.Булгаков)  и его Муза Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе, ни даже надежды «Против меня был целый мир— и я один. Теперь мы вдвоем и И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не виданное «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, Пунктуационный анализ   Порядок пунктуационного разбораОбъяснить условия (грамматические, смысловые, интонационные) постановки Пунктуационный анализ   Порядок пунктуационного разбора1.Объяснить условия (грамматические, смысловые, интонационные) постановки Пунктуационный анализ   Порядок пунктуационного разбора1.Объяснить условия (грамматические, смысловые, интонационные) постановки Домашнее задание 1. Проанализировать 10 – 15 предложений по схеме пунктуационного анализа
Слайды презентации

Слайд 2 Тема урока:
Принципы русской пунктуации.

Тема урока: Принципы русской пунктуации.  Знаки препинания: отделительные, разделительные и

Знаки препинания: отделительные, разделительные и выделительные.
Эпиграфы к уроку:

Знаки препинания — ноты при чтении
А.П.Чехов
… Знаки препинания имеют двоякое назначение:
способствуют ясности в изложении мыслей,
отделяя одно предложение от другого или одну
часть его от другой, и выражают ощущение
лица говорящего и его отношение к слушающему…»
Ф. И. Буслаев

Слайд 3

План урока.1.

План урока.
1. Вступление: «Слово о пунктуации»
2. Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации»
3 Сообщение учащегося: «Три принципа русской пунктуации»
4. Сообщение учащегося: «Знаки препинания: отделительные,
разделительные и выделительные»
5. Составление схемы по теме «Знаки препинания»
6. Авторские знаки
7. Отделительные, разделительные, выделительные и авторские знаки в
романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
8. Практикум по изученной теме (работа с компьютерной программой)
Проблемные вопросы
• Для чего нужна пунктуация?
• Каковы принципы русской пунктуации?
• На какие группы делятся знаки препинания
по своей функции?
• В чем особенность авторских знаков?

Слайд 4 Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации»

Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации»     «Пунктуация, как

«Пунктуация, как и орфография,

составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твердо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того, чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания». «Знаки препинания — ноты при чтении» — так характеризовал А. П. Чехов пунктуацию в одном из писем, датированных 1888 г.
Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи.
В отличие от орфографии, правила которой строятся с опорой на фонетический и морфологический строй каждого языка, пунктуация в значительной мере носит интернациональный характер. Пунктуация изобретена типографами братьями Мануциями в середине XV в. и в основных чертах была принята большинством народов Европы.
В современном русском языке 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки. К знакам препинания условно можно отнести также кавычки. Кроме того, для чтения текста используются пробелы между словами, красная строка (начало абзаца) и другие графические средства.


Слайд 5

Три принципа русской пунктуации   В

Три принципа русской пунктуации
В

основу правил русской пунктуации легли три основных принципа: логический (смысловой), структурно - синтаксический и интонационный:
1. логический (смысловой) - знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме (смысловое членение),
2. структурно - синтаксический делает наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части (синтаксическое членение), создает стабильность системы пунктуации.
3. интонационный - служат для обозначения интонационного оформления, средство выражения семантики (значения) в устной речи.

Сообщение учащегося: «Три принципа русской пунктуации»


Слайд 6

Три группы знаков препинания  В зависимости

Три группы знаков препинания
В зависимости от

функции знаки препинания делятся на три группы: отделительные, разделительные, выделительные.
К отделительным знакам препинания относятся точка, вопросительный и восклицательный знаки, многото­чие. Эти знаки ставятся в конце предложения и служат средствами отделения одного предложения от другого в составе текста.
К разделительным знакам препинания относятся запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. Эти знаки ставятся в простом предложении для разделения однородных членов предложения и для разделения простых предложений в составе сложного.
К выделительным знакам препинания относятся двойные (парные) знаки: двойные скобки, двойные кавычки, двойное тире, двойные запятые.

Сообщение учащегося: «Знаки препинания : отделительные, разделительные, выделительные».


Слайд 7 (ставятся внутри предложения):
запятая, точка с запятой, тире
и

(ставятся внутри предложения):запятая, точка с запятой, тире и двоеточие , ;

двоеточие
, ; — :

(это двойные знаки,

ставятся внутри
предложения): двойные скобки,
двойные кавычки, двойное тире,
двойные запятые
(…) « ... » — … — ,…,


(ставятся в конце предложения):
точка, вопросительный знак,
восклицательный знак, многоточие
. ? ! … ?!

Знаки препинания -- средство
оформления письменной речи


Слайд 8 Разделительные знаки
(ставятся внутри предложения):
запятая, точка с запятой, тире

Разделительные знаки(ставятся внутри предложения):запятая, точка с запятой, тире и двоеточие ,

и двоеточие
, ; — :

Выделительные знаки
(ставятся внутри предложения,
это двойные знаки): двойные скобки,
двойные кавычки, двойное тире,
двойные запятые
(…) « ... » --…-- ,…,

Отделительные знаки
(ставятся в конце предложения):
точка, вопросительный знак,
восклицательный знак, многоточие
. ? ! … ?!

Знаки препинания -- средство
оформления письменной речи


Слайд 9 Авторские знаки
Особое положение в традиционной

Авторские знаки  Особое положение в традиционной системе знаков препинания занимают

системе знаков препинания занимают так называемые авторские знаки. Их

можно рассматривать как особые семантические знаки, так как употребление их обычно не мотивировано строением синтаксических единиц.
Авторские знаки — один из пунктуационных способов выделения смысловых фрагментов предложения. Они являются важным компонентом информации, выражаемой предложением. В современной печати встречаются случаи нарушения некоторых правил пунктуации.

Чехов сравнивает знаки препинания с нотной грамотой,
а с чем бы сравнили бы вы, исходя из вашей профессии?

В чем сходство и различие одежды и знаков препинания?

Слайд 10 Михаил Булгаков – автор знаменитых произведений

Михаил Булгаков – автор знаменитых произведений  «Собачье сердце», «Бег»,

«Собачье сердце», «Бег», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» -

всю жизнь отстаивал право оставаться самим собой

Мне советовали выкрасить шкуру.
Нелепый совет. Крашеный ли волк,
стриженый ли волк, он все равно не
похож на пуделя.
М.А.Булгаков


Слайд 11 На фоне людей в длинных шинелях, остроконечных башлыках,

На фоне людей в длинных шинелях, остроконечных башлыках, провозглашающих: «Ваше слово,

провозглашающих: «Ваше слово, товарищ маузер!» - всех шокировали его

начищенные ботинки, монокль, строгая тройка, нетерпимость к фамильярности - подчеркнутая верность прежним идеалам: честности, верности России, долгу, высокой культуре

Слайд 12 В феврале 1929-го они впервые увиделись, Мастер (М.А.Булгаков)

В феврале 1929-го они впервые увиделись, Мастер (М.А.Булгаков) и его Муза

и его Муза (Елена Сергеевна, она же Маргарита)

В феврале 1929-го они встретились,
а в мае Михаил Афанасьевич начал
писать свой великий роман «Мастер и
Маргарита». Он о многом, этот роман,
он о боге и черте, он о трусости как
главном пороке человечества, он о
несмываемом, неизбывном грехе
предательства, он фантастически
смешон и невыразимо печален, он
космичен, но прежде всего он о верной
и вечной любви, о которой мы и думать-
то забыли и которая приходит, может
быть, только в счастливых снах о
детстве, когда обливаешься слезами о
невозвратном, и не веришь уже, и жить
без веры сил нет.

Слайд 13 Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе,

Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе, ни даже

ни даже надежды не мог дать ей Мастер: он

был беден и - хуже того - проклят, слава его закатилась, оставив пену хулы и устойчивую, жуткую по тем временам и абсолютно несправедли­вую кличку «белогвардейца». А она? Красива, блестяща, с необходимой изюминкой легкомысленности, что не дает мужчине привыкать подруге как к собственности, которая никуда уж денется...

Из дневника Елены Сергеевны:
«Это было в 29-м году в феврале, на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти туда, ни Булга­ков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди сумели заинтересовать соста­вом приглашенных и его, и меня. Ну, меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встре­тились, и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь».
Из дневника Елены Сергеевны:
«Потом наступили гораздо более трудные времена, когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что, я не знаю почему, но приняла со смехом. Он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый, с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на...» Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась...»


Слайд 14 «Против меня был целый мир— и я один.

«Против меня был целый мир— и я один. Теперь мы вдвоем

Теперь мы вдвоем и мне ничего не страшно», -

говорил Елене Сергеевне Булгаков. Литература и жизнь переплетались в сложный узел

Вы — писатель? — с интересом спросил
поэт.
Гость потемнел лицом и погрозил Ивану
кулаком, потом сказал:
— Я — мастер,— он сделался суров и вынул
из кармана халата совершенно засаленную
черную шапочку с вышитой на ней желтым
шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и
показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы
доказать, что он — мастер. Она своими
руками сшила ее мне,— таинственно добавил
он.
— А как ваша фамилия?
— У меня нет больше фамилии,— с мрачным
презрением ответил странный гость,— я
отказался от неё, как и вообще от всего в
жизни. Забудем о ней.
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита».
Ч.1 гл.13


Слайд 15 И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное,

И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не

никем не виданное одиночество в глазах!

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.1 гл.13

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет! Она повернула с Тверской в переулок и тут повернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита».
Ч.1 гл.13

Иллюстрация Нади Рушевой к роману
М. Булгакова «Мастер и Маргарита».


Слайд 16 «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей,

на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну

его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.» гл.19

А я вдруг, и совершенно неожиданно
понял, что я всю жизнь любил именно эту
женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно,
скажете, сумасшедший?..
… Любовь выскочила перед нами, как из-
под земли выскакивает убийца в переулке, и
поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!
Она - то, впрочем, утверждала впоследствии,
что это не так, что любили мы, конечно, друг
друга давным - давно, не зная друг друга,
нико­гда не видя... и что она жила с другим
человеком… и я там, тогда… с этой… как её…
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.2 гл.19


Слайд 17 Пунктуационный анализ
Порядок пунктуационного разбора
Объяснить условия

Пунктуационный анализ  Порядок пунктуационного разбораОбъяснить условия (грамматические, смысловые, интонационные) постановки

(грамматические,
смысловые, интонационные)
постановки знаков препинания.
2. Дать характеристику знакам

препинания по
их употреблению (одиночные,
повторяющиеся, парные).
Охарактеризовать знаки препинания по
их функции (разделительные,
выделительные).
Сформулировать правило постановки
знаков препинания.
Примечания. 1. При полном анализе
объясняются все знаки в тексте, при
частичном — знаки препинания объясняются
выборочно.
2. При анализе желательно учитывать
факультативные знаки, возможную
вариативность знаков, индивидуально-
авторские знаки, определяя их
функционально-стилистическую роль.


Вы — писатель? — с интересом спросил
поэт.
Гость потемнел лицом и погрозил Ивану
кулаком, потом сказал:
— Я — мастер,— он сделался суров и вынул
из кармана халата совершенно засаленную
черную шапочку с вышитой на ней желтым
шелком буквой «М». Он надел эту шапочку и
показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы
доказать, что он — мастер. Она своими
руками сшила ее мне,— таинственно добавил
он.
— А как ваша фамилия?
— У меня нет больше фамилии,— с мрачным
презрением ответил странный гость,— я
отказался от неё, как и вообще от всего в
жизни. Забудем о ней.
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита».


Слайд 18 Пунктуационный анализ
Порядок пунктуационного разбора
1.Объяснить условия

Пунктуационный анализ  Порядок пунктуационного разбора1.Объяснить условия (грамматические, смысловые, интонационные) постановки

(грамматические,
смысловые, интонационные)
постановки знаков препинания.
2. Дать характеристику знакам

препинания по
их употреблению (одиночные,
повторяющиеся, парные).
Охарактеризовать знаки препинания по
их функции (разделительные,
выделительные).
Сформулировать правило постановки
знаков препинания.
Примечания. 1. При полном анализе
объясняются все знаки в тексте, при
частичном — знаки препинания объясняются
выборочно.
2. При анализе желательно учитывать
факультативные знаки, возможную
вариативность знаков, индивидуально-
авторские знаки, определяя их
функционально-стилистическую роль.

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет! Она повернула с Тверской в переулок и тут повернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.1 гл.13


Слайд 19 Пунктуационный анализ
Порядок пунктуационного разбора
1.Объяснить условия

Пунктуационный анализ  Порядок пунктуационного разбора1.Объяснить условия (грамматические, смысловые, интонационные) постановки

(грамматические,
смысловые, интонационные)
постановки знаков препинания.
2. Дать характеристику знакам

препинания по
их употреблению (одиночные,
повторяющиеся, парные).
Охарактеризовать знаки препинания по
их функции (разделительные,
выделительные).
Сформулировать правило постановки
знаков препинания.
Примечания. 1. При полном анализе
объясняются все знаки в тексте, при
частичном — знаки препинания объясняются
выборочно.
2. При анализе желательно учитывать
факультативные знаки, возможную
вариативность знаков, индивидуально-
авторские знаки, определяя их
функционально-стилистическую роль.

А я вдруг, и совершенно неожиданно
понял, что я всю жизнь любил именно эту
женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно,
скажете, сумасшедший?..
… Любовь выскочила перед нами, как из-
под земли выскакивает убийца в переулке, и
поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский
нож! Она - то, впрочем, утверждала
впоследствии, что это не так, что любили
мы, конечно, друг друга давным - давно,
не зная друг друга, никогда не видя... и что
она жила с другим человеком… и я там,
тогда… с этой… как её…
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Ч.2 гл.19


  • Имя файла: prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka-po-teme-printsipy-russkoy-punktuatsii-8-klass.pptx
  • Количество просмотров: 224
  • Количество скачиваний: 0