Слайд 2
Николай Васильевич Слепцов родился 13 мая 1925
года в Крест-Майорском (Батальском) наслеге Абыйского района в семье
крестьянина-бедняка. В 1941 году из-за смерти отца прервал учебу в средней школе села Дружина. В республике он известен как мужественный писатель, повторивший подвиг Николая Островского , будучи с молодых лет инвалидом I группы. Его восприятие отличается высокой художественностью, полнотой человеческих чувств.
Член Союза писателей РС (Я), заслуженный работник культуры РС(Я), почетный гражданин Абыйского улуса Слепцов Николай Васильевич – Абыйчанин.
Слайд 3
Произведения Н.В Слепцова - Абыйчанина широко известны, он
стал классиком северной литературы, но творчество писателя, в особенности
рассказы, недостаточно изучены. Избранная тема является новой и неисследованной. В изученной литературе о творчестве Н.В Слепцова встречаются лишь упоминания и краткие отзывы о рассказах, к которым я обращаюсь в своей работе.
Проблема женского национального характера в повести Н.В Слепцова вызвала у меня интерес по нескольким причинам. Работа над темой позволила мне глубже познакомиться с творчеством писателя, особенностями его творческого метода, обратиться к историческому прошлому нашей родины, заставила задуматься о нравственных достоинствах народов севера, многие из которых утрачиваются в наше время.
Новизна и актуальность темы
Слайд 4
Целью настоящего исследования выявление основных черт и особенностей
национального характера северной женщины в повести Н.В Слепцова -
Абыйчанина.
Поставленная цель обуславливает следующие
задачи:
1. Изучение литературы по теме исследования, формирование базы источников;
2. Выявление духовно-нравственных основ женского национального характера в литературе Н.В Слепцова;
3. Рассмотрение образов героинь в контексте художественного и исторического времени;
4. Выявление характерных для творческого метода писателя художественных средств, используемых при создании женских образов.
5. Существует ли северный женский характер в наше время?
Слайд 5
Николай Абыйчанин, как знаток устного народного творчества, в
своих произведениях использует легенды и предания северных народов Якутии.
В основе повести "Чучуна уонна Суланя" (1984) лежат легенды эвенов Якутии о чучуне.
Повесть «Чучуна и Суланя» является художественным отражением фактов, в то же время - поэтическая песнь о народе севера, о его духовном богатстве. Именно в тяжёлых испытаниях героини наиболее полно проявляют свой характер, отчётливее выступают их лучшие нравственные качества.
В этих рассказах проявилась одна из особенностей творческого метода писателя: произведения Н.В Слепцова, как правило, небогаты внешними событиями, резкими поворотами интриги, но богаты человеком. Для описания образа женщин автор очень часто использует сравнение, такие как: «женщина – племянница мэнэ – медведя», «быстрее белки», «улыбается как солнце», «белая как горностай» «заигрывала как хитрая лиса», «как олененок», «глаза жгли огнем», «великая сестрица – Белая Чубуку».
Слайд 6
Женщины Севера - истинное богатство этого края, его
тайна и драгоценность
В своей работе я обращаюсь к
проблеме женского национального характера в повести Н.В Слепцова - Абыйчанина, где в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной глубиной автор размышляет над этим вечным вопросом.
Север суров. Он испытывает тех, кто рискует надолго остаться здесь, но всё равно притягивает к себе. Чем? Наверное, красотой, богатством возможностей, простором и свободой. Север всегда привлекал сильных людей. Далеко не всякий мог выдержать его экзамен. Те, кто пришли осваивать эти земли, должны были быть готовы ко всему.
Неудивительно, что здесь сложился особый тип характера - и мужского, и женского.
Слайд 7
Эвены – самобытный народ. И их самобытность заключается,
прежде всего, в неповторимых обычаях, обрядах и традициях, отражающих
глубинную народную мудрость. В повести рассказывается о тяжелой кочевой жизни эвенов. Автор пишет от имени старого охотника – эвена Холчохо Хонохоя чье имя часто связывали с чучуной – «снежным» человеком. Часто у таежных костров он вспоминал необыкновенную историю. А когда Хонохой умер, рассказы обратились в легенду.
В повести автор правдиво описывает быт, традиции и обычаи народов Севера, рассказывает о полной трагизма жизни "снежного" человека. Только сила любви девушки Сулани возрождает в нем человека.
Слайд 8
Автор в первой части упоминает жену Хонохоя, которую
звали Екена. Портретного описания нет, но слаживается мнение сильных,
волевых, авторитетных, но где – то заботливых и понимающих эвенских женах.
- «У нас эвенов, жены в большом авторитете, их принято слушаться и уж ни в коем случае нельзя бить. Наоборот, они нас частенько ругают, а случается, если сердятся, могут и ударить. Приходится терпеть. Женщина – племянница мэнэ – медведя, когда он сердится, защищает ее и мстит за ее обиды.» (с.4)
Главную героиню произведения зовут Аймуче (Суланя как называл её после чучуна). Писатель так же не дает четкого портретного описания героини, важнее для него является ее душевная красота. Хотя немного упоминает, что была она очень красивой: белой как горностай с большими карими горящими глазами и с длинными густыми черными волосами. В этой части повести мы четко видим настоящий характер северной девушки, женщины. Здесь видно как почитали женщин сравнивая их с высоким божеством чубуку. Автор показывает ее маленькой, хрупкой, но мудрой не по годам, которая умела горячо высказываться, решительной, властной, умной, где – то ласковой, трудолюбивой, сильной и мужественной, которой были не страшны ни метели, ни мороз, ни враг. Но самое главное качество это то как искренне, безмятежно, может любить женщина севера. И принадлежать только ему на всю жизнь!
Слайд 9
В финале повести мы видим как
любовь одной северной девушки может изменить жизнь даже самого
страшного зверя и превратить в человека.
- « А я думал, что не зря эвены сделали своим божеством женщину, придав ей облик прекрасной чубуку, ибо нет в Среднем мире существа сильнее и чище, чем женщина!» (с.74)
В заключении повести могу сказать, что северянки всегда отличались независимым характером, решительностью, умением постоять за себя. Так сложилось исторически. На Севере женщины должны были самостоятельно решать множество вопросов, вести хозяйство и дом, нести ответственность за всю семью. Женщина пользовалась почётом и уважением, занимая в обществе весьма высокое положение. А какой красотой славились северянки! Да и народный женский костюм севера отличается особой изысканностью, богатством украшений, сложностью. Его создание было делом долгим, кропотливым, требовало незаурядного творческого дара, таланта.
Впрочем, жительницы северных губерний умели выполнять любую работу, и не только женскую. Женщины Севера, свободные, сильные, были способны на яркие поступки и глубокие чувства.