Слайд 2
Анафора
Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех
же элементов в начале каждого, параллельного ряда (стиха, строфы,
прозаического отрывка)
Слайд 3
Ты должен быть гордым, как знамя,
Ты должен
быть острым, как меч
(«Поэт» В.Я. Брюсов)
Слайд 4
Антитеза
Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём
резкого противопоставления понятий, мыслей, образов) Где стол был яств,
там гроб стоит (Державин). Антитеза часто строится на антонимах. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица)
Слайд 5
Метафора
Употребление слова в переносном значении на основе сходства
в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Слайд 6
Принцы только такое всегда говорят,
Но я только эту
запомнила речь,-
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией
с плеч.
(Анна Ахматова «Читая Гамлета»)
Слайд 7
Оксюморон
Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих
друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого
возникает новое смысловое качество. Оксюморон всегда содержит элемент неожиданности
Слайд 8
Тебя Офелию мою ,
Увел далеко жизни холод,
И гибну,
принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
(А.Блок «Я - Гамлет»)
Слайд 9
Олицетворение
Троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому
понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или
действия, присущие человеку, — дар речи, способность мыслить и чувствовать
Слайд 10
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В конце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем
( Б. Пастернак «Рожденная звезда»)
Слайд 11
Ирония
Троп, состоящий в употреблении слова или
выражения, содержащего в себе оценку того, что осмеивается; одна
из форм отрицания. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. В искусстве это проявляется в сатирическом и юмористическом изображении.
Слайд 12
Отколе, умная, бредёшь ты, голова?
(Крылов)
(в обращении к
ослу).
Слайд 13
Сравнение.
Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому
на основании общего у них признака.
а) творительным падежом. Снежная
пыль столбом стоит в воздухе
б) формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля (Сурков).
в) оборотами со сравнительными союзами. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Тютчев).
г) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т.д.). Её любовь к сыну была подобна безумию (Горький).
Слайд 14
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли
младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах.
(В. Брюсов «К портрету Лермонтова»)
Слайд 15
Эпитет
Художественное, образное
определение, вид тропа. Весёлый ветер, мёртвая тишина,
седая старина, чёрная тоска. При расширительном толковании эпитетом называют
не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие,
метафорически определяющее глагол.
Мороз-воевода, бродяга-ветер,
старик-океан; гордо реет Буревестник
Слайд 16
Постоянный эпитет
Эпитет, часто встречающийся
в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в
другое. Море синее, поле чистое, солнце красное, тучи чёрные, добрый молодец, зелена трава, красна девица.
Слайд 17
Параллелизм
Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения)
соседних предложений или отрезков речи.
Слайд 18
Когда идёшь по снежным гребням ты,
Когда по грудь
ты входишь в облака, —
Умей глядеть на землю с
высоты!
Не смей глядеть на землю свысока!
(Островой)
Слайд 19
Эпифора
Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении
одних и тех же элементов в конце каждого параллельного
ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.)