Слайд 6
Первый романс его на слова Пушкина «Не пой,
красавица, при мне» датирован 1828 годом. Его пушкинские романсы
30—40-х годов, в том числе «Я помню чудное мгновенье», ознаменовали собой и зрелость композитора, и высший расцвет его гения. Это — начало русского классического романса.
Слайд 9
Меньшую роль сыграла для музыки традиция, идущая от
народных песен на стихи Пушкина, поскольку таких примеров в
фольклоре немного «Зимний вечер», «Черная шаль» и др.). Однако это только подтверждает народность пушкинских стихов, позволяет глубже ощутить их музыкальность, песенный склад.
Слайд 15
Романсы на стихи Пушкина отличаются эмоциональностью, психологической глубиной
и всепроникающим лиризмом, человечностью. Русские композиторы XIX века сумели
передать эти качества пушкинской поэзии в своих романсах. Выделив в поэзии Пушкина то, что особенно близко музыке как «языку души», они тем самым указали верный путь будущим поколениям композиторов.
Слайд 18
Современники Пушкина — одни с восторгом, другие с
порицанием отмечали жизненную конкретность его лирики. Она вмещает в
себя не только неуловимые душевные переживания — ее наполняют образы природы, картины жизни. Даже в стихах о любви поэт постоянно выходит за пределы внутреннего мира героев, обращая свой взор к тому, что их окружает.