Слайд 2
200 лет со дня рождения…
«…Мы первые преклонились перед
его талантом и пророчили ему, что он станет выше
всех его современников…»
Е.А. Сушкова
Слайд 3
Рабочие группы
Исследователи
Искусствоведы
Аналитики
Слайд 4
Правила работы в группе
Будь добросовестным по отношению к
товарищам, работай в полную меру своих сил.
Слушайте каждого члена
группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана
Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.
Слайд 5
Критерии оценивания
35 – 30 баллов – оценка «5»
29
– 20 баллов – оценка «4»
19 – 15 баллов
– оценка «3»
Слайд 6
200 лет со дня рождения…
«…Мы первые преклонились перед
его талантом и пророчили ему, что он станет выше
всех его современников…»
Е.А. Сушкова
Слайд 7
1 задание
1 группа «Исследователи»
Какие учителя были приглашены бабушкой
для обучения будущего поэта?
2 группа «Аналитики»
Кто из писателей интересовал
юного М.Ю. Лермонтова?
3 группа «Искусствоведы»
Какие предметы изучал поэт в пансионе?
Слайд 8
2 задание
1 группа «Исследователи»
Рассмотрите внимательно иллюстрации портретов М.Ю.
Лермонтова. На основе анализа попробуйте определить, кем ещё был
великий поэт?
2 группа «Аналитики»
Рассмотрите внимательно иллюстрации. Подумайте, какие увлечения были у М.Ю. Лермонтова?
3 группа «Искусствоведы»
Рассмотрите внимательно иллюстрации. Какой вывод вы могли бы сделать на основании данных изображений?
Слайд 18
Офицер
Лермонтова началась с того дня, когда он
был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
унтер-офицером л.-гв. Гусарского полка —14 ноября 1832. Он знал, что здесь его ожидали «маршировки, парадировки», всевозможные ограничения свободы, связанные с военной дисциплиной, но, приняв решение, он видел впереди не только забавы и пиры, но и долг — защиту родины
Слайд 28
Художник
Рисование являлось одним из ранних увлечений поэта.
По семейному преданию, рисовать поэт начал раньше, чем писать
стихи. Среди художественного наследия Михаила Лермонтова - картины маслом, карандашные рисунки, миниатюры, иллюстрации к произведениям.
Слайд 32
Шахматист… музыкант…
Лермонтов играл на рояле, скрипке, брал уроки
игры на гитаре, пробовал и сам сочинять музыку. Музыкой
проникнуто все его поэтическое творчество.
Шахматный столик напоминает еще об одном увлечении Лермонтова.
Слайд 33
Стихи не пишутся - случаются,
Как чувства или же
закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.
А.А.Вознесенский
Слайд 34
«Тучи»
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого
севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Слайд 35
Творческая основа стихотворения «Тучи»
«Тучи». В 1840 году Лермонтов
во второй раз отправлялся в ссылку на Кавказ. В
апреле этого года он прощался с петербургскими друзьями. Современник поэта граф В.А. Соллогуб вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!...». Софья Карамзина и несколько человек гостей окружали поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он… прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…»
Слайд 37
Итак, название стихотворения создает у читателя грустное, унылое
настроение.
Прочитав название, мы можем предположить, что это стихотворение о
природе.
Слайд 39
Странник …
Но уже следующие слова разрушают эту прекрасную
картину природы и настраивают читателя совсем на другой лад:
вечные
странники…
Кто такой странник?
Тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок…
Слайд 40
В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому
что усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто как я же,
изгнанники...»;
и тучки, и герой вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером».
Он хочет сравнить себя с ними, думая, что их объединяет изгнанничество.
Слайд 41
Герой в форме риторических вопросов перечисляет те тяготы,
с которыми сталкивается в жизни человек, которые стали причинами
изгнания
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Слайд 43
Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством
смотрит поэт на убегающие тучи.
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды
вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Он завидует тучкам?
Жалеет их?
Сочувствует им?
Слайд 44
В последней строфе отвергается возникшее вначале сравнение
«будто как я же, изгнанники»
Строфа начинается прямым отрицанием:
«Нет...»
Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - «вечно холодные», не может им быть изгнания.
А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.
Поэт
Наскучили нивы бесплодные
* Вечно холодные, вечно свободные,
в том числе от людских страданий
* Нет Родины, нет изгнания. Равнодушные ко всему
Отправляется не по своей воле
*Не свободен, он гоним
* Есть любимая Родина, он любит ее. Страдает, так как его могут изгнать из нее. Он не променяет свою судьбу, печаль
Слайд 46
Задание №3
Какие художественные средства помогают поэту передать чувство
тоски, одиночества?
Слайд 47
Художественные средства выразительности
Метафора
Сравнение
Олицетворение
Инверсия
Антитеза
Эпитет
Слайд 48
Вывод
В судьбе тучек и в судьбе поэта
лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства.
У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.
Слайд 49
Синквейн
1 строка – одно существительное, выражающее главную
тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3
строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).