Слайд 2
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной
ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что
с Ней не надо света.
И.Ф.Анненский
Слайд 3
Анненский
Иннокентий Федорович
(1855 – 1909)
русский поэт,
драматург,
переводчик,
критик,
исследователь литературы и языка,
педагог и административный деятель
образования.
Слайд 4
Семья
Родился 20 августа
(1 сентября) 1855 в Омске, в семье государственного чиновника Ф.Н. Анненского и Н.П. Анненской.
Его отец был начальником отделения Главного управления Западной Сибири.
По матери приходился дальним родственником Пушкину: предположительно ее мать была дочерью одного из сыновей Арапа Петра I).
Слайд 5
Детство
В 1859(1860) году семья перебралась
в Томск, а через год – в Петербург, где
отец получил должность чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел.
Желая разбогатеть, он позволил вовлечь себя в сомнительные финансовые предприятия, однако потерпел крах: Федор Николаевич разорился, был уволен в отставку в 1874 г., а вскоре у него случился апоплексический удар.
В семью разорившегося чиновника пришла нужда.
Слайд 6
Годы учебы
Иннокентий в пять лет тяжело заболел, и
болезнь дала осложнение на сердце; сердечником он был всю
жизнь, от паралича сердца потом и умер.
Болезненный мальчик сменил несколько учебных заведений, И.Анненский учился в частной школе, затем — во 2-й петербургской прогимназии (1865—1868). С 1869 года он два с половиной года обучался в частной гимназии В. И. Беренса.
Слайд 7
Петербургский университет
1875 год. Историко-филологический факультет, где специализировался по
античной литературе и овладел четырнадцатью языками, в том числе
санскритом и древнееврейским.
В круг его интересов входили также русский и славянский фольклор.
Слайд 8
Творчество
А стихи он начал писать рано, еще
до университета. Много времени спустя, в уже автобиографической заметке,
он отзовется о них сурово-иронически: «...так как в те годы (70-е) еще не знали слова символист, то был мистиком в поэзии и бредил религиозным жанром Мурильо, который старался «оформлять словами». Черт знает что!
В университете - как отрезало со стихами.
Я влюбился в филологию и ничего не писал,
кроме диссертаций...»
Слайд 9
1879 год
Окончил университет со званием кандидата, которое присваивалось
выпускникам, дипломные сочинения которых представляли особую научную ценность.
Слайд 10
1879 год
В том же году он вступил в
брак с молодой женщиной — Надеждой (Диной) Валентиновной Хмара-Барщевской,
которая была старше его на несколько лет и имела двух сыновей от первого брака.
Слайд 11
Преподаватель древних языков и русской словесности
За
17 лет педагогической деятельности
он прошел путь от преподавателя
латинского и греческого языков петербургской гимназии Гуревича до директора 8-й петербургской гимназии.
Слайд 12
Царское село
Иннокентий Федорович принял предложение и 16 октября
1896 года официально вступил в должность директора Николаевской Царскосельской
гимназии, и вместе с семьей он переехал в Царское Село.
Слайд 14
«Тихие песни»
Творческий дебют Анненского, если не считать прошедших
практически не замеченными публикаций лирических трагедий «Меланиппа-философ» и «Царь
Иксион», соответственно в 1901 и 1902 годах, состоялся только в 1904 году, когда поэт в возрасте 49 лет на собственные средства издал свою первую и единственную прижизненную книгу стихов «Тихие песни», состоящую из 53 оригинальных стихотворений и приложения - стихотворных переводов французских поэтов – «парнасцев и проклятых» - Ш.Бодлера, Ш.Леконта де Лиля, П.Верлена, С.Прюдома, А.Рембо, С.Малларме, Ш.Кро,М.Роллина, Т.Корбьера, Ф.Жамма.
Слайд 15
Тихие песни
Анненский выступил с книгой
«Тихие песни» лишь в 1904 году под псевдонимом «Ник.Т-о»
и был принят за молодого дебютанта. Сказались здесь и скрытность натуры, и тягота официального положения (статский советник, директор гимназии)
Слайд 16
Петербург
Желтый пар петербургской зимы,
Желтый снег, облипающий плиты.
Я не
знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко
мы слиты.
Сочинил ли нас царский указ?
Потопить ли нас шведы забыли?
Вместо сказки в прошедшем у нас
Только камни да страшные были.
Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-желтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.
А что было у нас на земле,
Чем вознесся орел наш двуглавый,
В темных лаврах гигант на скале,-
Завтра станет ребячьей забавой.
Уж на что был он грозен и смел,
Да скакун его бешеный выдал,
Царь змеи раздавить не сумел,
И прижатая стала наш идол.
Ни кремлей, ни чудес, ни святынь,
Ни миражей, ни слез, ни улыбки...
Только камни из мерзлых пустынь
Да сознанье проклятой ошибки.
Даже в мае, когда разлиты
Белой ночи над волнами тени,
Там не чары весенней мечты,
Там отрава бесплодных хотений.
И. Ф. Анненский. 1900-е годы.
Слайд 17
Баллада
День был ранний и молочно-парный,
Скоро в путь, поклажу
прикрутили…
На шоссе перед запряжкой парной
Фонари, мигая закоптили.
Позади лишь вымершая
дача…
Жёлтая и скользкая… С балкона
Холст повис, ненужный там… но спешно,
Оборвав, сломали георгины.
“Во блаженном…” И качнулись клячи:
Маскарад печалей их измаял…
Жёлтый пёс у разорённой дачи
Бил хвостом по ельнику и лаял…
Но сейчас же, вытянувши лапы,
На песке разлёгся, как в постели…
Только мы, как сняли в страхе шляпы —
Так надеть их больше и не смели.
…Будь ты проклята, левкоем и фенолом
Равнодушно дышащая Дама!
Захочу — так сам тобой я буду…
— Захоти, попробуй! — шепчет Дама.
Слайд 18
Январская сказка
Светилась колдуньина маска,
Постукивал мерно костыль...
Моя новогодняя сказка,
Последняя
сказка, не ты ль?
О счастье уста не молили,
Тенями был
полон покой,
И чаши открывшихся лилий
Дышали нездешней тоской.
И, взоры померкшие нежа,
С тоской говорили цветы:
"Мы те же, что были, всё те же,
Мы будем, мы вечны... а ты?"
Молчите... Иль грезить не лучше,
Когда чуть дымятся угли?..
Январское солнце не жгуче,
Так пылки его хрустали...
Слайд 19
Анненский -декадент
«Поэтическим декадентством» Анненский называл «введение
в общий литературный обиход разнообразных изощрений в технике стихотворства,
которые не имеют отношения к целям поэзии, т. е. намерению внушить другим через влияние словесное, но близкое к музыкальному, своё мировосприятие и миропонимание».
Новая поэзия, по мнению Анненского, «более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение».
Слайд 20
Из воспоминаний...
В «Тихих песнях» А. А.Блоку виделись черты «болезненного
надрыва», «душа, убитая непосильной тоской».
Жёлчный Ходасевич даже прозвал
Анненского «Иваном Ильичом» русской поэзии.
Брюсов писал, что автор «Кипарисового ларца» умел «подходить к каждому явлению и чувству с неожиданной стороны».
Николай Гумилев, который неоднократно обращался к творческому наследию своего учителя и старшего друга, писал: «И. Анненский... могуч мощью не столько Мужской, сколько Человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже».
Слайд 21
М.Волошин:
«Иннокентий Фёдорович достал большие листы бумаги,
на которых были написаны стихи. Затем он торжественно, очень
чопорно поднялся с места (стихи он всегда читал стоя)... Окончив стихотворение, Иннокентий Фёдорович всякий раз выпускал листы из рук на воздух (не ронял, а именно выпускал), и они падали на пол у его ног...» (Памятники культуры. Л., 1983. С. 70).
Слайд 22
А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошёл, и
тени не оставил.
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И
славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье —
И задохнулся...
1945 г.
Слайд 23
С.К.Маковский:
«Известно, что мы, русские, плохо ценим
наших больших людей. Как часто приходят они и уходят
незаметно. И только потом, когда их нет, спохватившись, мы сплетаем венки на траурных годовщинах
Эти люди, канувшие в вечность и увенчанные смертью, сделали бы гораздо больше, если бы при жизни были согреты вниманием любви. Общее русское горе - это легкомысленное пренебрежение к живым. Мы сами себя обкрадываем, не воздавая должного им, избранникам, не лелея их, светочей духа, одержимых самоотверженной страстью творчества».
Слайд 24
Санкт-Петербург
30 ноября (13
декабря) 1909 года Анненский скоропостижно скончался на
ступеньках Царскосельского вокзала в Санкт-Петербурге. Похоронен на Казанском кладбище в Царском Селе (ныне город Пушкин). Сын Анненского, филолог и поэт Валентин Анненский (Кривич), издал его «Кипарисовый ларец» (1910) и «Посмертные стихи» (1923).
Слайд 25
Кипарисовый ларец
Через 4 месяца после смерти Иннокентия Федоровича
вышел второй сборник его стихов. Сын поэта, В. И.
Анненский-Кривич, который стал его биографом, комментатором и редактором, завершил подготовку "Кипарисового ларца" (сборник был назван так потому, что рукописи Анненского хранились в кипарисовой шкатулке). - Читайте подробнее на