Слайд 2
Стихотворение «Мечты» впервые было опубликовано в 1907 году,
затем вошло в сборник «Романтические стихи».
Романтическую ауру поэзии
Николая Гумилёва придают африканская экзотика, перемещение в пространстве и времени, мотивы сна.
МЕЧТЫ
За покинутым, бедным жилищем,
Где чернеют остатки забора,
Старый ворон с оборванным нищим
О восторгах вели разговоры.
Старый ворон в тревоге всегдашней
Говорил, трепеща от волненья,
Что ему на развалинах башни
Небывалые снились виденья.
Что в полете воздушном и смелом
Он не помнил тоски их жилища,
И был лебедем нежным и белым,
Принцем был отвратительный нищий.
Нищий плакал бессильно и глухо.
Ночь тяжелая с неба спустилась.
Проходившая мимо старуха
Учащенно и робко крестилась.
Слайд 4
1. За покинутым бедным жилищем,
2. Где чернеют остатки
забора,
3. Старый ворон с оборванным нищим
4. О восторгах вели
разговоры.
Слайд 5
5 Старый ворон в тревоге всегдашней
Говорил, трепеща
от волненья,
Что ему на развалинах башни
8 Небывалые снились виденья,
Слайд 6
9. Что в полёте воздушном и смелом
10.
Он не помнил тоски их жилища,
11. И был лебедем
нежным и белым,
12. Принцем был отвратительный нищий.
Слайд 8
13. Нищий плакал бессильно и глухо.
14. Ночь тяжёлая
с неба спустилась.
15. Проходившая мимо старуха
16. Учащённо и
робко крестилась.
Слайд 9
Какова тема стихотворения?
Как она связана с его
заглавием?
Слайд 10
Что можно сказать о композиции стихотворения?
Каков основной
приём композиции?
Что можно сказать о композиции стихотворения?
Каков основной приём
композиции?
1
2
Слайд 11
Стихотворение отличается симметрией, зеркальностью композиции.
2. Композиционно
оно распадается на 2 части, контрастные по содержанию,
интонации, лексике:
I часть – 1 и 4 строфы, где изображается реальный мир, мрачный и убогий.
II часть – 2 и 3 строфы – мир мечты, снов, видений, «восторгов».
Основной приём композиции
–
антитеза
Слайд 14
Противопоставление прослеживается
в стихотворении на всех уровнях.
Какие
звуки чаще встречаются в I части?
Во II части?
О чём свидетельствует звукопись?
Какое создаётся ощущение?
Слайд 15
1 и 4 строфы насыщены резкими звуками,
передающими
карканье ворона
(СтаРый воРон с обоРванным…
О
востоРгах вели РазговоРы
отвРатительный пРоходившая стаРуха ),
Шипящими и свистящими звуками
(ЖилиЩем, Чернеют, Старый, ниЩим,
ноЧь, тяЖёлая С неба СпуСтилаСь,
уЧаЩённо) -
Создаётся образ жуткого,
враждебного человеку мира
Слайд 16
Во 2 – 3й строфах преобладают
мягкие сонорные
звуки
(гоВоРиЛ, воЛНеНья, РазВаЛиНы,
НебыВаЛые, сНиЛись, Лебедем беЛым),
рисующие
светлый, прозрачный,
наполненный воздухом мир МЕЧТЫ.
Так усиливается оппозиция
двух миров.
Слайд 17
Цветовые образы тоже подчинены
авторскому замыслу
Что можно сказать о поле цвета
2х частей?
Слайд 18
Реальный мир окрашен в серые и черные тона
(чернеют остатки забора, ворон, нищий,
бедное жилище, ночь тяжёлая, старуха)
Доминирующий
цвет 2 и 3 строфы – светлый
(небывалые виденья, полёт воздушный,
белый и нежный лебедь)
Слайд 19
Как прослеживается
основная мысль через
подбор лексики
стихотворения?
Проследите, какая лексика чаще используется в I части?
Во II-й?
Слайд 20
Мир земной
Он заполнен простыми,
материальными предметами
(жилище, забор)
и реальными
образами
(старый ворон, нищий, старуха).
Это та жизнь,
в которой
существуют герои.
Слайд 21
В мире романтическом, в мире сна и мечты,
преобладает абстрактная, высокая лексика
(тревоги, волненья, виденья, тоска),
связанная с
переживаниями ворона и нищего.
Слайд 23
За покинутым, бедным жилищем,
Где чернеют остатки забора,
Старый ворон
с оборванным нищим
О восторгах вели разговоры.
Нищий плакал бессильно и
глухо.
Ночь тяжелая с неба спустилась.
Проходившая мимо старуха
Учащенно и робко крестилась.
Реальный мир
Слайд 24
1. Старый ворон в тревоге всегдашней
2. Говорил, трепеща
от волненья,
3. Что ему на развалинах башни
4. Небывалые снились
виденья,
5. Что в полете воздушном и смелом
6. Он не помнил тоски их жилища,
7. И был лебедем нежным и белым,
8. Принцем был отвратительный нищий.
Мир мечты
Мир видения, сна, мечты передан в одном сложноподчинённом предложении, главная часть которого осложнена обособленным обстоятельством, выраженном деепричастным оборотом.
Сложное предложение говорит о сложном и прекрасном мире мечты. Однородные придаточные будто нанизываются друг на друга: что…, что… союз «и» (строка 7) в данном контексте синонимичен ещё одному союзу «что». Предложение хочется продолжить, но… мир мечты призрачен, нереален, поэтому заканчивается…
Слайд 25
Мир видения, сна, мечты передан в одном сложноподчинённом
предложении, главная часть которого осложнена обособленным обстоятельством, выраженном деепричастным
оборотом.
Сложное предложение говорит о сложном и прекрасном мире мечты. Однородные придаточные будто нанизываются друг на друга: что…, что… союз «и» (строка 7) в данном контексте синонимичен ещё одному союзу «что». Предложение хочется продолжить, но… мир мечты призрачен, нереален, поэтому заканчивается…
Слайд 26
Особенности стихотворения
1. Слова-мостики
2. Почти полное отсутствие эпитетов в
1 и 4 строфах.
3. Нет лирического героя. Автор отстранён
от героев, но понимает их.
4. «Лебедь» и «принц» – символы мечты,
отражение тоски об идеальном, прекрасном
мире. Во сне они сказочно преображаются.
5. Все глаголы в прошедшем времени.
Только один – «ЧЕРНЕЕТ» - в настоящем времени.
Он настраивает на безысходность.