Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по русскому языку Элементы игровой деятельности на каждом уроке

Содержание

Игровая деятельность используется в следующих случаях: – в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;– как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;– в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента
Элементы игровой деятельности на каждом уроке 	Игра – это огромное светлое окно, Игровая деятельность используется в следующих случаях: – в качестве самостоятельных технологий для Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким 1-й этап. Проверка домашнего задания. Лингвистический футболУченик приглашается к доске - «встает «Видимо-невидимо» (Букатов В.М.)Доска делится на три части (каждому ряду по столбику). Ученики каждого «Эхо».Цель игры: усвоение классификации согласных.Дети становятся в два ряда (поворачиваются) лицом друг «Найди друзей и родственников слова» Например, слово доброта  «Друзья» слова - слова, Деловые взаимоштопки в тёплой дружеской атмосфере (М. Ганькина. Грамматическая аптечка: Неотложная помощь Чаще всего эта работа – кусок домашнего задания. Урок начинается с того, что «Орфографическое лото».Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых позициях: 2-й этап. Объяснение нового материала.Грамматические сказки о частях речи, используемые на уроках Игры со словами.Вот как, например, вводится сложное понятие фонемы.Возьмем слово СОМ и «Пересечение тем» Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, вопросы, связывающие последний материал «Морфемный аукцион». Класс делится на три команды, каждая из которых получает свою «Мозговой штурм» Алгоритм проведения:Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.Предложить высказать 3–4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение. При закреплении и повторении материала, когда исчезает «Чье гнездо больше?»  Закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском «Соколиный глаз» Задание: найди в тексте все прилагательные, существительные, орфограммы и т. «Компетентность».Участники:конкуренты - две команды учащихся; наниматели - группа учеников, определяющих победителя. Победителя «Эстафета восторга». Используя данные глаголы чувства, составьте словосочетания или предложения:Для выполнения задания «Карусель»Цели и задачи, реализуемые через данный прием:1.	Формирование и развитие внимания и орфографической Класс разбит на 4-5 групп по 3-4 человека.У каждой группы ручка и Игра-путешествие Спасибо за внимание!
Слайды презентации

Слайд 2 Игровая деятельность используется в следующих случаях:
– в качестве

Игровая деятельность используется в следующих случаях: – в качестве самостоятельных технологий

самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела

учебного предмета;
– как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
– в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
– как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).


Слайд 3 Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по

занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед

учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства,
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


Слайд 4 1-й этап. Проверка домашнего задания.
Лингвистический футбол
Ученик приглашается к

1-й этап. Проверка домашнего задания. Лингвистический футболУченик приглашается к доске -

доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет

в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей» -вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.
Тематический кроссворд
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.
Разгадать кроссворд заполнив пустые клетки
Сформулировать вопросы к словам заполненного кроссворда.
Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение


Слайд 5 «Видимо-невидимо» (Букатов В.М.)

Доска делится на три части (каждому ряду

«Видимо-невидимо» (Букатов В.М.)Доска делится на три части (каждому ряду по столбику). Ученики

по столбику). Ученики каждого ряда «цепочкой по одному» записывают, например,

существительные, которые имеют форму только единственного или множественного числа (варианты тем: словарные слова, слова с орфограммами в корнях и суффиксах и т.д.).
Потом каждый ряд выбирает судей. Они оценивают грамотность колонок двух других рядов. Ставят оценки (цветными мелками, у каждого ряда свой цвет).
В результате двигательной активности и проверку домашнего задания, и закрепление пройденного удаётся провести собранно, сжато и эффективно.

«Волшебная палочка» (Букатов В.М.)

Тема домашнего задания «Падежные окончания существительных».
Эстафету с «волшебной палочкой» начинает учитель. Произносится словосочетание, в котором есть существительное. Чтобы получить палочку нужно определить падежную форму существительного и объяснить выбор гласной в его падежном окончании.
Получивший «волшебную палочку» выбирает новое словосочетание и того, кому передать эстафету, если тот даст правильный ответ.

Неожиданные вопросы

Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.     


Слайд 6 «Эхо».
Цель игры: усвоение классификации согласных.
Дети становятся в два

«Эхо».Цель игры: усвоение классификации согласных.Дети становятся в два ряда (поворачиваются) лицом

ряда (поворачиваются) лицом друг к другу. Один ученик громко

произносит звонкий согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те ученики, которые в паре правильно назвали согласные.

«Найдите слог с нужной гласной».
Цель: отработка правописания словарных слов с безударными гласными.
Ход игры.
Словарные слова, в которых буквы О или А в одинаковых первых слогах находятся в слабой позиции, разрезаются на части, например: ка-бина, ка-бинет, ка-лендарь; ко-рона, ко-ленкор, ко-мар, ко-либри; ма-гнолия, ма-кароны, ма-лина – мо-льберт, мо-рковь, мо-тоцикл. Каждому игроку выдаются разрезанные части слов (5–10 слов).
Задание: кто быстрее и правильнее «соберет» эти слова и выложит их на парте.


Слайд 7 «Найди друзей и родственников слова»
Например, слово доброта
 «Друзья»

«Найди друзей и родственников слова» Например, слово доброта  «Друзья» слова -

слова - слова, также имеющие суффикс отвлечённого значения –от-: 

чистота, красота, теплота.
- Выделяем части (морфемный разбор);
- Находим «родственников» - подбираем однокоренные слова:

• Игра «Дуэль». Например, один ученик называет слово, другой должен быстро назвать антоним.


Слайд 8 Деловые взаимоштопки в тёплой дружеской атмосфере (М. Ганькина.

Деловые взаимоштопки в тёплой дружеской атмосфере (М. Ганькина. Грамматическая аптечка: Неотложная

Грамматическая аптечка: Неотложная помощь в правописании)
Ученик берет чистый лист

и книжку – лучше ту, которую в данный момент читает. Из книжки выбирает на свой вкус кусочек текста – полстранички. И, переписывая эти полстранички на свой тетрадный лист, сооружает «дырявый текст».
Условия:
Во-первых, не меньше одной дырки в слове (односложные слова и очевидные случаи не в счет).
Во-вторых, текст должен быть написан разборчиво. Аккуратность – это уважение к читателю твоей тетрадки.
В-третьих, дырки должны быть достаточно вместительны – ведь их же штопать кому-то предстоит.
В-четвертых, пропуск знаков препинания приветствуется в любом количестве.
И, наконец, в-пятых: книжка, из которой “дырявили” текст, прилагается.


Слайд 9 Чаще всего эта работа – кусок домашнего задания. Урок

Чаще всего эта работа – кусок домашнего задания. Урок начинается с того,

начинается с того, что ученики обмениваются своими дырявыми текстами

с соседом по парте (или с соседом сзади, или с соседом спереди – на выбор).
Быстро, за три–пять минут, ученик должен заштопать соседские дырки карандашом.
Общий сигнал – и обратный обмен.
Тетрадь возвращается к владельцу. Теперь учащиеся, сверяясь с исходным текстом, проверяют написанное. На это отводится ещё три–пять минут. Ученики оценивают удобство дырок и их качество.
На уроках штопку дырок можно устраивать и в конце урока. Можно эти штопки проводить между командами – чтобы еще и еще раз провоцировать детей на деловые разговоры-договоры и тем самым уменьшать вероятность ошибки. Общий сигнал – и команды по часовой стрелке меняются местами для взаимной проверки… Можно подобную работу задать на дом.
Учитель может сам подбирать тексты, насыщенные орфограммами, изученными в разделе учебника. Использовать подобное задание на уроках повторения.

Слайд 10 «Орфографическое лото».

Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены

«Орфографическое лото».Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы в слабых

буквы в слабых позициях: о, а, и, е, я.

Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Ведущий вынимает номера и оглашает их. Участники игры закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто первый правильно закроет все пропуски.
Примеры карточек.
к_рпич
б_тарея
г_рань
г_рох
 
б_тон
в_трина
г_рбарий
г_рчица

«Обучая – учусь», «Задание для соседа».

Учащиеся по тексту, предложенному учителем, или выбранному по учебнику готовят задания для своих одноклассников. Ответы к заданиям записывают в тетрадь. Затем происходит обмен заданиями, решение и проверка. Эффективность игры состоит в том, что происходит актуализация знаний, умений навыков. Каждый ученик получает 2 оценки: за задание и решение.


Слайд 11 2-й этап. Объяснение нового материала.
Грамматические сказки о частях

2-й этап. Объяснение нового материала.Грамматические сказки о частях речи, используемые на

речи, используемые на уроках при изучении морфологии, помогают понять

грамматические и морфологические особенности той или другой части речи.
       Послушав сказку, ученики определяют, что обозначает числительное, на какие вопросы отвечает. Учащиеся сами находят ответ, а не получают его в готовом виде. У ребят появляется интерес к изучению части речи. Грамматическая сказка является школой мысли для ребёнка.

    Числительные счет любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая. А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи?
    К сожалению, мы попали к концу их разговора.
   - Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель.
  – Существительное, подсчитайте количество голосов.
    Кто-то крикнул: «Много!», и Существительное подхватило: - Много! - Вы же не считали! Или вы не хотите считать? - Товарищ Председатель, - вступился Глагол.
    Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества. - Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился председатель. - Числительное!!! – хором выдохнул зал. Вот оказывается, какая важная часть речи — это Числительное.


Слайд 12 Игры со словами.

Вот как, например, вводится сложное понятие

Игры со словами.Вот как, например, вводится сложное понятие фонемы.Возьмем слово СОМ

фонемы.
Возьмем слово СОМ и поиграем с ним.
Давайте попробуем

«наперегонки» заменить в нем первый звук. Сколько вы сможете придумать слов? Запишите слова.

«Отсроченная отгадка».

 В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.
«Может ли приставка оказаться в середине слова?»
При изучении темы «Фонетика» можно предложить ребятам вот такую метаграмму:
Как инструмент, меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке,
Но если Д на Б заменишь, -
Во мне утонешь, как в реке.


Слайд 13 «Пересечение тем»
Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, вопросы,

«Пересечение тем» Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, вопросы, связывающие последний

связывающие последний материал с любой ранее изученной темой.
Повторение

предыдущего материала происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.
Привлечение и повторение старых знаний при освоении нового материала может принимать форму сравнения, сопоставления или противопоставления («Не с разными частями речи»)


Слайд 14 «Морфемный аукцион».
Класс делится на три команды, каждая

«Морфемный аукцион». Класс делится на три команды, каждая из которых получает

из которых получает свою морфему.
Задача каждой группы заключается

в том, чтобы составить и назвать как можно больше слов, обладающих одной и той же морфемой.

«Микрофон»

Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме.
По классу пускают предмет, имитирующий микрофон.
Каждый, получивший микрофон обязан кратко, чётко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.


Слайд 15 «Мозговой штурм»
Алгоритм проведения:
Задать участникам определенную тему или

«Мозговой штурм» Алгоритм проведения:Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.Предложить

вопрос для обсуждения.
Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
Записывать

все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой урока.
 
         После завершения «мозговой штурм» (который не должен занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.
         «Мозговой штурм» является эффективным методом при необходимости:
обсуждения спорных вопросов;
стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;
сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;
выяснения информированности или подготовленности аудитории.
 
Можно разделить детей на две группы. Одна группа: "Генераторы идей", другая группа: "Проницательные аналитики" или "Эксперты".


Слайд 16 3–4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение.
При закреплении и повторении

3–4-й этапы. Закрепление, повторение, обобщение. При закреплении и повторении материала, когда

материала, когда исчезает элемент новизны, особенно полезны технологии, поддерживающие

интерес.
На уроке русского языка могут быть проведены: 1) сюжетные (ролевые) игры; 2) игры-соревнования; 3) интеллектуальные игры.
Ролевые игры представляют собой ряд проблемных задач, основная цель которых – прийти к согласию, наладить взаимодействие с партнерами. В таких играх обязательно формируются социально-ролевые отношения участников.
К играм-соревнованиям относятся эстафеты, игры на командное или индивидуальное первенство, игры по типу телевизионных. В таких играх главной движущей силой является «спортивный» интерес, а дидактическая цель ставится (и достигается) подспудно.
Интеллектуальные игры являются основной составляющей при работе со старшеклассниками в курсе риторики.


Слайд 17 «Чье гнездо больше?»
Закрепляя тему «Основные способы образования

«Чье гнездо больше?» Закрепляя тему «Основные способы образования слов в русском

слов в русском языке» (6-й класс), можно использовать словообразовательную

игру «Чье гнездо больше?».
Класс разбивается на несколько команд, в каждой выбирается капитан.
Учитель устанавливает песочные часы (или засекает время по секундомеру). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача команды – за определенное время составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования. О результатах работы докладывает капитан. Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала максимальный список слов, входящих в словообразовательное гнездо.


Слайд 18 «Соколиный глаз»
Задание: найди в тексте все прилагательные,

«Соколиный глаз» Задание: найди в тексте все прилагательные, существительные, орфограммы и

существительные, орфограммы и т. д.
«Аукцион»

Побеждает в соревновании тот, кто

назвал последнее слово. Игру можно проводить при изучении частей речи, синонимов. Нужно назвать слова по одной из тем:1) одежда, обувь;2) посуда;3) средства передвижения и т.д.
Варианты: «Кто точнее?», «Кто правильнее?», «Кто больше?», «Кто образнее?»

Слайд 19 «Компетентность».
Участники:
конкуренты - две команды учащихся;
наниматели - группа

«Компетентность».Участники:конкуренты - две команды учащихся; наниматели - группа учеников, определяющих победителя.

учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают      на работу.
арбитр

- обычно эту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы. Во время игры:
 Эту игру лучше проводить после изучения разделов русского языка. Учитель задаёт тему. Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по этой теме
   Например, команды должны приготовить:
 по 2 репродуктивных вопроса,
 по 1 творческому вопросу,
 по 2 задания.

Команды поочерёдно дают друг другу задания.
Соперник его выполняет.
Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна ответить на него.
Одновременно с этим фирма наниматель оценивает, например, по 5- ти балльной системе каждое задание и по 10-ти балльной системе каждый ответ.
Наниматели совещаются и принимают решение - кто принят на работу, кто - нет.
Пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.


Слайд 20 «Эстафета восторга».
Используя данные глаголы чувства, составьте словосочетания

«Эстафета восторга». Используя данные глаголы чувства, составьте словосочетания или предложения:Для выполнения

или предложения:
Для выполнения задания учащиеся делятся на две команды.

Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задание, члены команд пересылают их сидящим сзади. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее составит словосочетания или предложения.

Слайд 21 «Карусель»
Цели и задачи, реализуемые через данный прием:
1. Формирование и

«Карусель»Цели и задачи, реализуемые через данный прием:1.	Формирование и развитие внимания и

развитие внимания и орфографической зоркости.
2. Развитие речи через фантазию, воображение,

расширение и активизацию словарного запаса учащихся.
3. Формирование и развитие умения работать в группе, нести ответственность за себя, других.
4. Развитие самооценки и оценки других через коллективную творческую работу.
Преимущества:
Единый принцип работы и ограниченное количество вариаций заданий.
Детям эта работа всегда очень интересна, т.к. отчасти, несет элемент неизвестности, неожиданности, сюрприза или даже подвоха от предыдущей группы.
Дети никогда не знают с каким языковым материалом им придется работать.
Подобная работа содержит огромный развивающий потенциал, т.к. иногда учащимся приходится искать и устанавливать связь между, казалось бы, не связывающимися словами и выражениями. Работа может включать от 3-4 до 10-12 этапов. Работа может быть прекращена, если исчерпан лимит времени и продолжена (или закончена совсем) на следующем уроке.
Учит вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.



Слайд 22 Класс разбит на 4-5 групп по 3-4 человека.
У

Класс разбит на 4-5 групп по 3-4 человека.У каждой группы ручка

каждой группы ручка и лист бумаги (ручки могут быть

цветными или хорошие тонкие фломастеры, что придает работам яркость, развивает оформительские навыки)
Учитель предлагает задание:
За 2 минуты запишите как можно больше существительных (глаголов, прилагательных, словарных слов) с орфограммой безударной гласной в корне (приставке, окончании) или любой другой орфограммой
- По сигналу «стоп» дети перестают писать, откладывают ручки.
         -По сигналу «передали» - листы передаются по часовой стрелке следующей группе.
 В группе, получившей листок с записанными словами, проверяют (анализируют) запись (записи). Если есть вопросы или замечания, то представитель группы выходит к доске, чтобы озвучить свои вопросы и исправления. (К доске могут выйти 1,2,3… человека, т.е. у кого есть вопросы по оформлению, правильной-неправильной записи или подборе слов).

Учитель даёт второе задание. Например: допишите по слову (по прилагательному, существительному, глаголу), чтоб получилось словосочетание.
Повторяется пункт 1.
Учитель дает третье задание. Например, с одними из словосочетаний составьте и запишите предложение (предложения)
Повторяется пункт 1.
Попробуйте найти в предложение грамматическую основу.
Повторяется пункт 1.
Допишите еще 1,2 предложения, которые будут связаны с предыдущим (предыдущими) по смыслу.
Повторяется пункт 1.
Перечитайте все. Проверьте все. Поставьте общую оценку.
Задания на первых этапах работы дает учитель, а потом придумывать и давать задания могут ведущие из детей, а учитель только в случае необходимости корректирует или направляет их в нужное русло. 


Слайд 23 Игра-путешествие

Игра-путешествие

  • Имя файла: prezentatsiya-po-russkomu-yazyku-elementy-igrovoy-deyatelnosti-na-kazhdom-uroke.pptx
  • Количество просмотров: 129
  • Количество скачиваний: 0