Слайд 2
Создание романа «Евгений Онегин»
В черновых бумагах Пушкина сохранились
указания поэта, что он начал свою работу над романом
«Евгений Онегин» 9 мая 1823 года в Кишиневе, а закончил в основном 25 сентября 1830 года в Болдине, что составило более 7 лет.
Слайд 3
Развитие действий
Действие романа развивается с 1819 по 1825
год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями
в истории России и Европы, складывался и сложился тип человека, подобно герою пушкинского произведения. В течении 7 лет и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в «Евгении Онегине» и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Пушкин смотрел на них глазами современника и глазами человека, для которого они стали уже историческими типами. Так в романе Пушкина объединились история и современность.
Слайд 4
Красота русской природы
Пейзаж в романе дан деревенский и
городской, но преобладает деревенский. Картины сельской природы даны в
различное время года. Тут и благодатная весна, и жаркое лето, и гнилая дождливая осень, и морозная зима. Пушкину не нужно было ездить в Италию за картинами прекрасной природы: природа была у него под рукой здесь, на Руси, на ее гладких и однообразных степях, под ее вечно серым небом, в ее печальных деревнях и ее богатых и бедных городах. Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина благородно.
Слайд 5
Смена времен года
Смена времен года определяет хронометраж действия
в романе, а разнообразные сельские виды формируют его художественное
пространство. Пейзаж, таким образом, из традиционного живописного фона превращается в важнейший структурный элемент повествования, задавая пространственные и временные координаты действия. Рассмотрим прежде всего роль пейзажа в формировании романного пространства.
Слайд 10
Постоянство пейзажа
События 6 из 8 глав романа разворачивается
в деревне, и место действия- усадьба поместного дворянина. Обращает
на себя внимание редкостное постоянство пейзажных атрибутов, составляющих художественное пространство- рощи, дубравы, река, поля, долины, холмы
Слайд 11
Роль пейзажа в формировании романного пространства
… « вдруг
перед собою
С холма господский видит дом,
Селенье. Рощу под холмом
И
сад над светлою рекою…-»
Или:
… « Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубравы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле…»
Слайд 12
Природа и поэзия
И в то же время пейзаж
у Пушкина необычайно точно и передает краски природы. В
пейзаж часто включаются человек, животные:
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях, обновляя путь.
Его лошадка, снег почуя
Плетется рысью как-нибудь
Слайд 13
Особенности пейзажа
Читая пейзажные картины нужно отметить следующие особенности:
1.
Пейзаж Пушкина реалистически точен
«Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже
снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга…»
2.Пейзаж в романе лиричен, он проникнут определенным настроением
«Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! Пора любви!
Слайд 14
Как пейзаж влияет на душевные настроения героев
У Пушкина
преобладает светлое, радостное восприятие природы, она проникнута чувством любви
к родине, красоте и бескрайних просторов. Автор несколько раз описывает в романе разные времена года- это помогает воспринять хронологические рамки романа, дает перспективу времени, текучесть жизни. Пейзаж помогает Пушкину раскрывать душевные настроения героев, повороты в их жизненной судьбе. Велика композиционная роль пейзажа и в 5 и 6 главах, тесно связанных друг с другом единством развивающихся событий: от зимнего идет переход к характеристике Татьяны, на этом фоне поэт описывает дуэль и смерть Ленского.
Слайд 15
Взаимосвязь главных героев с природой
Пейзаж играет огромную роль
и в раскрытии основных образов романа:Онегина и Татьяны. Деревенский
пейзаж во 2-6 главах романа не связан с образом Онегина, да и сам Онегин не любит природы. В противоположность Онегину образ Татьяны дан на фоне природы, он неотрывен от сельского пейзажа.
Слайд 16
Влияние природы на судьбу главных героев
Связь жизни природы
и жизни человека подчеркивается в романе постоянно. Та или
иная пейзажная картина служит «заставкой» к новому этапу в жизни героев романа. Весна определяется как «пора любви»,а утрата способности любить сравнивается с «бурей осени холодной
Слайд 17
Бессмертие романа
Таким образом, жизнь всех героев пушкинского романа
оказывается «вписана» в жизнь природы. Смена времен года и
соответственно смена пейзажных картин определяет хронология сюжета, но одновременно является и метафорой вечного движения человеческой жизни. Благодаря пейзажу в романе создается картина стремительно изменяющего мира, в жизнь которого вплетаются судьбы героев «Евгения Онегина». Картины Пушкина полны, живы, увлекательны.
В.Г.Белинский предсказал этому роману историческое бессмертие: « Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи;пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно не ушло, но всегда будут останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор…»