Слайд 2
« Я всегда нуждался в живых людях, которые
меня могли заинтересовать своим духовным содержанием, в вечных символах,
в звонах колоколов, в солнечном свете, отражённом в куполах храмов, знакомых с детства».
Слайд 3
Обучаясь в Орловской гимназии, писатель ходил в Никитскую
церковь
Слайд 4
Храм упоминается в произведениях Н. Лескова: "Как я
учился праздновать", "Грабеж", "Юдоль", "Житие одной бабы".
Слайд 5
На страницах рассказов «Как я учился праздновать» и
«Грабёж» автор описывает Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Слайд 6
Вот как упоминает Лесков в своём рассказе «Грабёж»
Богоявленскую Церковь
«….мальчики завели разговор о часах, а мать говорит:
«Ну…. он ещё млад, …их заводить не сумеет. На улице слышно, как на Богоявлении и на Девичьем монастыре часы бьют».
Слайд 8
Памятные Лескову места - церковь Михаила Архангела и
Василия Великого. У церкви Василия Великого Н.С.Лесков жил, когда
служил в Уголовной палате суда
Слайд 9
…церковь Михаила Архангела, ее близкие окрестности стали местом
действия
« Дворянского
бунта
в Добрынском приходе», «Несмертельного Голована»,
« Юдоли».
Слайд 10
Петропавловский собор города Орла Н. Лесков запечатлел на
века в своём произведении «Мелочи архиерейской жизни», в рассказе
«Грабеж» встречается опять Петропавловский собор.
Слайд 11
Петропавловский кафедральный собор станет первым храмом Орла, возрождённым
практически с нуля, после разрушения. Сейчас на этом месте
находится библиотека им. И. А. Бунина.
Слайд 12
В рассказе « Тупейный художник» дается единственное описание
архитектурных особенностей здания первого театра в Орле, крепостного театра
графа Каменского: «…огромное, серое деревянное здание с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой, и огороженное чрезвычайно длинным полуразвалившимся забором. Это и была проклятая усадьба графа Каменского; тут же был и театр. Он приходился где-то так, что был очень хорошо виден с кладбища Троицкой церкви..».
Слайд 14
В « Житие одной бабы» писатель поместил своих
героев в приход Ахтырской церкви
Слайд 15
Вот такое описание Введенского (Христорождественского) монастыря мы находим
в романе Лескова «Некуда»: « Между тем тарантас, прыгая
по каменным волнам губернской мостовой, проехал Московскую улицу, Курскую, Кромскую площадь, затем Стрелецкую слободу, снова прокатился по мягкому выгону и через полверсты от Курской заставы остановился у стен девичьего монастыря.
Слайд 16
Монастырь стоял за городом на совершенно ровном, как
скатерть, зеленом выгоне. Он был обнесён со всех сторон
красною кирпичною стеною, на которой по углам были выстроены четыре такие же кирпичные башенки. Кругом никакого жилища.
Слайд 17
В повести «Грабёж» поименно названы все орловские храмы,
в том числе церкви: Покровская и Спасо - Преображенская
на Ильинке, церковь Богоявления, Борисоглебская, Никитская, Михаила Архангела.
Слайд 18
В произведениях "Мелочи архиерейской жизни" и «Соборяне» вновь
упоминается церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Слайд 19
В рассказе « НесмертельныйГолован» автор дает адрес дома
в Орле, в котором прошло его раннее детство: «Наш
дом в Орле был на Третьей Дворянской улице … стоял третий по счету от берегового обрыва над рекою Орликом. Место здесь довольно красиво…Вправо за Орликом шли хибары слободы, которая примыкала к коренной части, оканчивающейся церковью Василия Великого, сбоку был очень крутой и неудобный спуск по обрыву…
Слайд 20
Кирпичная двухэтажная церковь типа восьмерик на четверике с
небольшой трапезной. Сооружена в 1743-1751 на средства купца Н.
В. Кузнецова. Колокольня в стиле классицизма сооружена в 1802
Слайд 21
Церковь Михаила Архангела
также упоминается
в повести
«Несмертельный
Голован»
Слайд 22
Успенский мужской монастырь, упоминающийся в «Мелочах Архиерейской жизни»,
расположен на левом скалистом берегу р. Оки на Ввозной
горе, куда во II-ой половине XVII в. предполагалось перевести Орловскую крепость.
В то время монастырь был обнесен каменной оградой с двумя башнями.
Во владении монастыря находились села Архангельское, Монастырское, д. Орлица и Подмонастырская слобода, ныне называемая в Орле по-свойски — Монастырка.
Слайд 24
В одной из глав «Мелочей архиерейской жизни» Н.С.
Лесков рисует картину жизни на Монастырке вызванных к архиерею
провинившихся священников. В ожидании разбора своих дел они существовали «..аки птицы небесные, месяцами пребывая в безденежье и бездействии, они единственно «по усердию» мели двор и улицы , или пололи грядки или ходили за водой, для чего спускались с высокой горы на Оку».
Слайд 25
Напротив Монастырской слободы помещалась случная конюшня императорского коннозаводства.
Лесков называет ее коней «царскими жеребцами», поясняя, что так
именно звали лошадей этой конюшни в Орле.
Слайд 26
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вначале деревянная, затем каменная
парадно-выходная, стояла на месте современного ЦУМа.
Слайд 27
Деревянный храм вошел в описания Н. Лескова
(рассказ "Грабеж"). В ней в действительности служил законоучитель Николая
Семеновича Ефимий Остромысленский, о котором Лесков писал в "Грабеже": "А отец Ефим был из духовных магистров, и если проповедь постарается, никак ее не постигнешь". Церковь стояла на своем месте чуть ли не со 2-й половины 16 века, считалась храмом казаков и называлась «Покровская казачья»
Слайд 28
Покровский храм в старинном русско-византийском стиле с высокой
колокольней был украшением Ильинской площади и всего города
Слайд 29
Творчество
И. Тургенева также можно назвать энциклопедией
церковной жизни Орловской губернии. В романе «Дворянское гнездо» находим
описание утраченного храма города Орла:
Слайд 30
«Борисоглебский собор был построен на средства орловского помещика
Б.М.Фёдорова-Кошеверова на территории Борисоглебского кладбища.
Слайд 31
В настоящее время на месте собора по улице
Салтыкова-Щедрина
37 находится здание медицинской службы УВД.
Слайд 32
С Орлом тесно связана биография и судьба
Ивана Алексеевича Бунина.
В «Автобиографической заметке» Бунин писал: «Лет
с семи началась для меня жизнь, тесно связанная в моих воспоминаниях с полем, с мужицкими избами…».
«Когда я вспоминаю о родине, передо мной прежде всего встает Орел, затем Москва, великий город на Неве, а за ними вся Россия», - писал Бунин.
Слайд 33
Увлечение дочерью елецкого врача В.В.Пащенко, легло в основу
повести «Лика», в которой мы находим упоминание храма Николы
на Песках.
Слайд 34
Орловские впечатления легли в основу рассказов
Леонида Андреева «Ангелочек», «Баргамот и Гараська». Андреев любил вставлять
в свои описания реально существовавших лиц, в мельчайших деталях описывать улицы города. В рассказе «Баргамот и Гараська» герои встречаются у храма Михаила Архангела. Его же колокола будят Сашку утром в Рассказе «Ангелочек». Храм также описывается в произведениях Леонида Андреева «Весенние обещания», «На реке», «Молчание», «Когда мы мёртвые пробуждаемся», «Младость». Эта церковь стала для Л. Андреева символом Орла и родины. Это одна из самых больших купольных построек в стиле классицизма на Орловщине.
Слайд 35
«Верх белой колокольни ещё горел золотом весеннего
заката, а
внизу уже ложились прозрачные тени, и от каменных
стен веяло
холодом ночи». ( «Весенние обещания»).