Слайд 2
Чингиз Айтматов - один из ведущих писателей нашей
современности. В “Плахе” Ч. Айтматов, как художник слова, выполняет
миссию духовного наставника нынешнего поколения, который указывает современникам на трагические противоречия сегодняшнего дня. Писатель затрагивает вопросы экологии, нравственности, проблему угрозы наркомании.
Слайд 3
Повествование начинается описанием волчьей семьи - Акбары и
Ташчайнара, мирно живущей в Моюнкумской саванне. Но эти спокойствие
и безмятежность лишь до тех пор, пока в азиатские просторы не вторгается человек, несущий в себе не созидающую, а разрушающую силу.
Слайд 4
И совершается ужасное, кровавое действо уничтожения животного мира,
в котором погибают и недавно появившиеся на свет волчата
Акбары. Все живое вокруг истреблено, а люди, одержимые эгоистическим отношением к природе, радуются, что план по мясопоставкам выполнен. Три раза волки уходили в глухие места, пытались обзавестись потомством для продолжения своего рода и жить так, как предписывают им законы бытия, и три раза злая и жестокая судьба, воплощенная в образе людей, лишала их детенышей.
Слайд 6
Акбара и Ташчайнар в романе обладают милосердием
и никому не желают плохого. Любовь Акбары к волчатам
- это не бессознательный животный инстинкт, а осознанная материнская забота и ласка, свойственная всему женскому на земле. Волки в произведении, особенно Акбара, олицетворяют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих ее людей.
Слайд 7
Мать Акбара, как мать-природа, хочет сохранить себя,
свое будущее в потомстве, но, когда Базарбай похищает из
логова волчат, она ожесточается и начинает нападать на каждого, чтобы заглушить бешенство, тоску и отчаяние, доводившие ее до безумия.
Слайд 8
Волчица карает не того, кто действительно причинил ей
зло, а совершенно невиновного человека - чабана Бостона, семья
которого имела несчастье принять в своем доме Базарбая, проезжавшего с волчатами мимо их жилища. Следы и привели Акбару к Бостонову становищу. Чабан понимает, какой гнусный поступок совершил завистливый и желающий ему навредить Базарбай, но не может ничего сделать.
Слайд 9
Этот омерзительный пьяница, способный на любую подлость, всю
жизнь ненавидел Бостона, честного труженика, который, благодаря своим собственным
силам, стал лучшим чабаном в аиле. И теперь Базарбай злорадствовал и ликовал при мысли о том, что “возомнившего о себе и возгордившегося” Уркунчиева доводит по ночам терзающим и изматывающим воем потерявшая волчат Акбара.
Слайд 10
Но самое страшное ожидало Бостона впереди. Увидев, что
волчица, похитившая его любимого сына, убегает, Бостон убивает одним
выстрелом Акбару и малыша, который был его продолжением и смыслом жизни. Погибает и Базарбай, сломавший так много чужих судеб и столкнувший друг с другом две могучие силы - человечество и природу. Совершив три убийства, только одно из которых осознанное, Бостон сам ведет себя на “плаху”, подавленный переполнявшими его горем и отчаянием, внутренне опустошенный; но в глубине души он был спокоен, потому что уничтоженное им зло больше не сможет вредить живущим.
Слайд 11
Еще одна острая тема, раскрытая
писателем в романе, - это проблема наркомании. Ч. Айтматов
призывает людей опомниться, принять необходимые меры по искоренению этого опасного социального явления, которое калечит человеческие души. Автор правдиво и убедительно описывает ведущий в тупик и разрушающий жизни путь “гонцов”, которые, рискуя, отправляются в азиатские степи за анашой, одержимые жаждой обогащения. В противоположность им писатель вводит образ Авдия Каллистратова, “еретика-новомысленника”, изгнанного из семинарии за его недопустимые с точки зрения религии и устоявшихся церковных постулатов идеи о “Боге-современнике”
Слайд 12
Одухотворенная и глубокомыслящая натура Авдия противится всяким проявлениям
зла и насилия. Неправедный, гибельный путь, по которому идет
человечество, вызывает в его душе боль и страдания. Он видит свое назначение в помощи людям и обращении их к Богу. Для этой цели Авдий решает присоединиться к “гонцам”, чтобы, находясь рядом с ними, показать, как низко они пали, и направить их на путь истинный через искреннее раскаяние.
Слайд 14
Авдий всеми силами стремится образумить их, спасти
погибающие души, вселив в них высокую мысль о Всеблагом,
Всемилостивом, Вездесущем… Но за это его жестоко избивают, а потом и лишают жизни те, кому он протянул руку помощи. Фигура Авдия, распятого на саксауле, напоминает Христа, принесшего себя в жертву за Добро и Истину, даруемые людям, и искупившего смертью человеческие грехи. Авдий тоже принял смерть за добро, и в последних его мыслях не было упрека обезумевшей толпе убийц, а лишь сострадание к ней и горестное чувство невыполненного долга…
Слайд 15
“Ты пришла” - таковы были его последние
слова, когда он увидел перед собой волчицу с удивительными
синими глазами, которая с болью заглянула в лицо распятого человека и жаловалась ему на свое горе. Человек и волк поняли друг друга, потому что их объединяло общее страдание - страдание, которое они испытывали от нравственной нищеты людей, погрязших в бездуховности.
Слайд 16
Если Бостона привели на “плаху” роковые обстоятельства,
то Авдий сам избрал себе такой путь, зная, что
в человеческом мире за добро и милосердие нужно жестоко расплачиваться. Трагедию Авдия усугубляет полное одиночество, потому что порывы его благородной души ни в ком не находят отклика и понимания.
Слайд 17
Тревога - вот главное чувство, которое несет роман
читателю. Это тревога за погибающую природу, за самоуничтожающееся поколение,
утопающее в пороках. “Плаха” - это крик, призыв автора одуматься, принять меры по сохранению жизни на земле. Это сильное по своему содержанию произведение способно оказать человеку неоценимую помощь в борьбе за новый, светлый, высоконравственный путь, который назначен ему природой и на который люди рано или поздно обратят озаренные разумом взоры.