Слайд 2
«Досрочно был принят в церковно-приходскую школу «по причине
незаурядных способностей»; школу окончил в 9 лет, в 1913
году, с похвальным листом.
Островский работал по найму: сначала на кухне вокзального ресторана, затем кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегара на электростанции. Одновременно учился в двухклассном (с 1915 по 1917 год), а затем высшем начальном училище (1917—1919). Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, в марте 1918 — июле 1919 года был связным Шепетовского ревкома».
Слайд 3
«Вместе с комсомольским билетом мы получали ружье и
двести патронов», - Островский.
Слайд 4
1904 (рождение) – 1913 (окончил школу) – 1915-
1919 (работа, учеба) – 1919 (комсомол, фронт) – 1920
(госпиталь – ранение в спину) – 1921 (работа в комсомоле (секретарь комсомола, электромонтер, учеба) – 1922 (строительство железной дороги - тиф) – 1924 (коммунизм) – 1927 – 1936 (прикован к постели).
Окончательный диагноз — «прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов».
С конца 1930 года он с помощью изобретённого им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь».
Слайд 6
1927 — «Повесть о „котовцах“» (роман, рукопись утеряна
при пересылке)
1930—1934 — «Как закалялась сталь»
(Посланная в журнал «Молодая
гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны»).
1936 — «Рождённые бурей»
(Рукопись романа была в рекордные сроки набрана, отпечатана, и экземпляры книги дарили близким на похоронах писателя).
Слайд 9
Павка (Павел) Корчагин –
главный герой романа.
Слайд 10
“это роман о медленном и упорном самоубийстве. Вид
за окном и картина мира, встающая со страниц романа,
ничего общего не имеют”.
“преданья старины” забывать нельзя, конечно; но стоит ли сегодня воскрешать их за образец, тем более, что они способны вдохновлять тех, кто убивал детей в Беслане? Что почерпнут полезного сегодняшние молодые читатели у Павла Корчагина, кроме стремления победить болезнь, идеи беспощадной классовой ненависти, беспредельной любви к партии большевиков и заманчивого желания отправиться в Америку “добивать буржуев”?.. 11 сентября там такую попытку уже предпринимали. Как соотнести призыв насчет Америки с борьбой против международного терроризма? Павел Корчагин – герой другого времени, страшного времени. Через два года после выхода в свет книги взорвали храм Христа Спасителя. Еще через год начались массовые репрессии - грянул кошмар 1937 года, и кто знает, не попал бы в его клоаку и сам Николай Островский... Не книга, конечно, виновата в ужасах тех дней, но в ней заложена идеология этих зловещих событий”.
Слайд 11
«Самой смерти бросает вызов идея, овладевшая человеком...Этот сюжет,
воплощенный в романе Н. Островского, пронизывает и его собственную
жизнь. Он умирает не от той болезни, которая приговорила его к смерти... Борьба со смертью становится последним актом его трагедии, принесшей его воле, может быть, наибольшую славу...В 1926 году, когда стало ясно, что прежняя жизнь кончена, Островский был близок к мыли о самоубийстве. Обрушившаяся на него немощь потрясла, но не удивила его, он, наверное, понимал закономерность своей судьбы. Вот строки из его письма 1927 года: “Прошлые годы неистовой борьбы смели нас с жизни в лазареты, и вопрос времени только для того, чтобы мы ушли совсем. Лес рубят - щепки летят”. Да, это поколение не жалело себя. Самой смерти бросали они вызов и от нее не бежали. Умели умирать. Смерть не была случайностью - была ценой подвига, на которую они были заранее согласны».
Слайд 12
В речи героев видна эпоха и характер людей:
Серёжа Брузжак говорит Рите Устинович, запретившей ему "пускаться в
лирику": “Я тебе, как другу, сказал... а ты меня... Что я такого контрреволюционного сказал?”
Слайд 13
М. Горький писал: “Он не террорист – революционер,
как все честные люди”.
Корчагин – террорист или революционер?
Слайд 14
И все-таки общее есть.
- фанатизм (страшно!);
- цель –
справедливость, равенство (у Корчагина – борьба за освобождение человечества
– от чего?).
Борьба за идею!
Слайд 15
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она
дается ему один раз, и прожить ее надо так,
чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и. мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее».