Слайд 2
Алепино (или Олепино)- родное село писателя Владимира Солоухина,
которому он позднее посвятил многие прекрасные страницы.
Он родился 14
июня 1924 года в большой крестьянской семье. Семья насчитывала десять человек детей: шесть девочек и четыре парня. Самым младшим был Владимир.
«Село Олепино – одно для меня на целой земле; я в нем родился и вырос».
Слайд 3
Семья была уважаемой в селе, трудолюбивой. В годы
коллективизации они чудом спаслись от ссылки в Сибирь. Позже
Владимир Алексеевич писал: «Я простой деревенский мальчик – мог погибнуть и лишь случайно не погиб».
Слайд 4
С детства Владимир Солоухин всем сердцем полюбил родную
родную природу, свою русскую землю, поля и луга, свой
народ, тихий, скромный, трудолюбивый.
Любить свою землю не стыдно, куда хуже, стыднее ее не любить.
Слайд 5
Первые поэтические росточки в душе маленького Володи пробудила
его мама – Степанида Ивановна. Она знала наизусть довольно
много стихов Некрасова, Сурикова, А.К.Толстого, которые часто читала сыну.
«Не ветер бушует над бором», «Поздняя осень, грачи улетели…», «Колокольчики мои –цветики степные…» и многое другое в том же роде было схвачено и запомнено наизусть с материнского голоса в четырехлетнем возрасте», - писал он позже.
Слайд 6
Окончив среднюю школу, Владимир Солоухин в 1938 году
поступил во Владимирский механический техникум, получил специальность механика-инструменталиста.
Во
время Великой Отечественной войны он служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль.
И к этому времени относятся его первые поэтические опыты – начинался В.А.Солоухин как поэт.
Слайд 7
Всерьёз заниматься литературной деятельностью Владимир Солоухин начал после
службы в армии . В 1951 году окончил Литературный
институт. После окончания института работал разъездным корреспондентом-очеркистом, писал репортажи о поездках по стране и загранице. Был членом редколлегии журнала «Молодая Гвардия» (1958—1981), Совета редакции журнала «Наш современник».
В 50-х годах выходят в свет первые сборники стихов молодого поэта: «Дождь в степи», «Журавлиха», «Разрыв-трава», «Колодец» и др.
Слайд 8
В июне 1956 Солоухин совершил путешествие пешком по
владимирской земле. Написанные на основе личных впечатлений лирические повести
«Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (1960) принесли ему широкую известность. «Владимирские проселки» — это сорок дневниковых записей, сделанных во время путешествия по отчему краю; «Капля росы» — портрет родной деревни Алепино.
Слайд 9
Феноменом Солоухина является тот факт, что он много
писал о своей малой родине, селе Алепине, о доме.
Село-то небольшое, но дало богатый материал: Владимир Алексеевич, описывая его, оказалось, изобразил всю Россию.
Слайд 10
И в своих последующих произведениях он оставался верен
своей теме. По-новому ему удалось открыть Родину – и
малую, и великую.
Слайд 11
Приглашаю вас совершить путешествие на малую родину Владимира
Солоухина, в село Алепино
Попытаемся удивиться красоте этих мест,
окунуться в стихию добротного русского языка, в чудесную, светлую атмосферу поэзии наших русских полей и лугов, в сложный, трепетный мир мыслей и чувств писателя, влюбленного в свою землю.
В путешествии нас сопровождают строки В.А.Солоухина
из книги «Капля росы».
Слайд 12
«С одной стороны подъезжаешь к Олепину по ровному
месту, а на три другие стороны открываются из села
близкие и далекие окрестности, расположенные внизу, гораздо ниже села. По самой низинке петляет река Ворща, а по берегам Ворщи и цветут луга».
Слайд 13
«С высоты олепинского холма приходится смотреть вниз на
речку, обозначенную извилистой лентой ольховых кустов и кое-где проблескивающую
сквозь кусты водой да маленькими деревьями, наставленными по Ворще, как горшки, близко друг от друга. Все как-то очень аккуратно в пейзаже, чистенько, прибрано, уютно, ничего нет лишнего».
Слайд 14
«Между маленькими уцелевшими островками леса по склонам холма
редко-редко, но все же растут кустики можжевельника, а там
небольшие елочки, а там и взрослая сосна, которая стоит одна посреди зеленой травы, вольготно обдуваемая ветрами, и далеко видно ей на все стороны света».
Слайд 15
«К середине июня ярко и пышно расцветали луга.
Нежно-розовые махровые шапки, синие колокольчики, ясно-желтые купальницы (мы называли
их лазоревым цветом), малиновые звездочки гвоздичек, да лиловые, да фиолетовые, да бурые, да еще и просто белые цветы».
Слайд 16
«Поднявшись из оврага, заденет дорога лесную опушку, где
к припеку над цветами веселое кипение и пчел, и
ос, и шмелей, и бабочек, и жужелиц, где тотчас въедешь в жаркое испарение пестрых июльских цветов, горячего цветочного меда».
Слайд 17
«С холма не наглядишься на матово-зеленое, тронутое желтизной
ржаное море или, лучше сказать, озеро, по которому перекатывается
легкая зыбь, а над ним, прозрачная, зыбкая, струится жара».
Слайд 18
«А над всем миром, по всему полуденному небу
– белые облака, плоские снизу и необыкновенно причудливые, округлые,
кудрявые наверху. Редко разбежались они по синему своему пастбищу, почти не мешают солнцу жарить и парить в разгаре летнего дня».
Слайд 19
«То белая колоколенка проглянет из синего марева, то
красная крыша дома сквозь зелень сада, то прогремят колеса
по бревенчатому мосту через светлую небыструю речку, … то солнце набросает на сочную траву ярких пятен, процедившись сквозь трепещущую листву молодых берез».
Слайд 20
«Люблю глядеть на свое село и обычным взглядом
и внутренним, как люблю глядеть на бесконечно маленькую округлую
каплю хрустальной влаги, собравшуюся в зеленой ладошке листа посреди бесконечно огромного цветущего луга, на маленькое солнце, отразившееся в этой капле, на маленькие окрестные предметы, на маленького самого себя, отразившегося в ней же…»
Слайд 21
«Пруды небольшие, расположены один над другим, весной лишняя
вода из верхнего течет в нижний, а оттуда по
оврагу шумными ручьями выливается на луг и растекается там в ширину, как стеклом, покрывая прошлогоднюю луговую травку и сверкая на солнце бесчисленным множеством чешуек, переливается, как будто смеется».
Слайд 22
Недалеко от церкви стоит большой двухэтажный дом Солоухиных.
Низ каменный, верх деревянный. При доме большой сад, в
котором некогда стояли ульи числом до двадцати.
Слайд 23
Во дворе солоухинского дома, в тени деревьев, посаженных
писателем.
Слайд 24
«Травы скашивают рано утром, пока они еще не
уронили росы, пока они еще нежатся в ее прохладе,
под ее дремотной сладкой тяжестью».
Слайд 25
«Все было как бы обыкновенным в то утро:
и ловля окуней, на стаю которых я напал, и
предрассветная зябкость, поднимающаяся от реки, и все неповторимые запахи, которые возникают утром, там, где есть вода, осока, крапива, мята, луговые цветы и горькая ива».
Слайд 26
«А между тем я пытаюсь и никак не
могу представить себе вид на Олепино откуда-либо со стороны,
с отдаления, если не будет показываться из зеленой копны столетних лип белая прямоугольная колоколенка, а рядом с ней округлая крыша и самой церкви».
Слайд 27
«…Церковь села Олепина… весьма древнего происхождения».
В ней крестились
все Солоухины: от дедов до внуков, кончая самым младшим
– Владимиром.
Слайд 28
«Я твердо знаю одно: когда исчезнут все колокольни
и церкви, русский пейзаж потеряет так много, что следующие
поколения не смогут уж представить себе, в чем же состояла его особенная прелесть».
Слайд 29
«Тогда-то и вспомнилась мне самая дивная из всех
волшебных стран – страна моего детства… Все там полно
значения и смысла. Человек, позабывший, что было там и как было там, человек, позабывший даже про то, что это когда-то было, – самый бедный человек на земле».
Слайд 30
Значительное место после лирических повестей в творчестве Солоухина
заняли художественно-публицистические очерки «Письма из Русского музея» (1966), «Черные
доски» (1969) о древнерусском искусстве, в которых Солоухиным подняты проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников старины.
Борьба за спасение памятников культуры, находящихся под угрозой разрушения и полного исчезновения, стала делом его жизни.
Слайд 31
Солоухин глубоко болел за Россию, горячо защищал русские
традиции, духовные идеалы народа.
В.А.Солоухин с Андреем Вознесенским и
художником И.Глазуновым.
Слайд 32
В своих последних произведениях – «Последняя ступень», «Чаша»,
стихотворение «Друзьям» - Солоухин переосмысливает историю России XX века,
резко критикуя атеистическое и коммунистическое мировоззрение.
Портрет Солоухина. Художник И.Глазунов
Слайд 33
Россия – одна могила,
Россия – под глыбою тьмы...
И
все же она не погибла,
Пока еще живы мы.
Держитесь, копите
силы,
Нам уходить нельзя.
Россия еще не погибла,
Пока мы живы, друзья.
Фрагмент стихотворения «Друзьям» звучит в исполнении автора.
Его творчество и его жизнь свидетельствуют о любви к России и вере в великую духовную силу нашего народа.
Слайд 34
Писатель Владимир Солоухин умер 4 апреля 1997 года.
Его отпевали в Преображенской церкви московского храма Христа Спасителя,
председателем комитета по возрождению которого он был.
Похоронили Владимира Алексеевича Солоухина, согласно завещанию, в Алепине, рядом с отцом, матерью, дедом.
Слайд 35
Ты зайди к нему однажды в гости.
За
селом, за пашенной стезей,
В глубине убогого погоста
Там
роса покажется слезой.
Слайд 36
Ежегодно в день рождения Владимира Алексеевича Солоухина в
село Алепино, к его дому стекается многочисленный люд из
дальних и близких городов и сел России, чтобы поклониться великому русскому писателю.
Слайд 37
14 июня 2004 года отмечалось 80-летие со дня
рождения великого писателя.
Слайд 38
На импровизированной сцене выступали родные и друзья Владимира
Алексеевича, его ученики, поэты и писатели, почитатели его таланта,
звучали проникновенные строки его стихов.
Вдова писателя Роза Лаврентьевна с младшей дочерью Ольгой.
Слайд 39
Незабываемые и светлые впечатления остаются от посещения Алепина.
Как дорогая реликвия хранится в библиотеке школы книга
о семье Солоухиных, которую подписала дочь писателя Ольга Алексеевна Солоухина.