Слайд 2
Поговорим …
Рассказ М.А.Осоргина вызывает удивление с самого первого
вопроса. Каков этот вопрос? В чем никто не должен
сомневаться? В чем хочет нас убедить рассказчик?
Кто является героем рассказа?
Как вы понимаете строки авторского текста: «…пенсне моё гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страной душевной усталости, - в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу»?
Слайд 3
Обсудим …
4. Понравился ли рассказ? Помог ли он
подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых,
наделённых разумом?
5. Какой приём используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
Слайд 4
Вспомним …
Олицетворение –
изображение неодушевленных или абстрактных предметов,
при котором они наделяются свойствами живых существ.
Метафора –
вид
тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Метафора образуется по типу олицетворения.
Слайд 5
Объясним …
«печка мыслит»
Печка топилась дровами и была достаточно
большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным
напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров).
Слайд 6
Объясним …
«запечатанное письмо подмигивает и рисуется»
Письма были,
как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было
ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.
Слайд 7
Объясним …
«раздвинутые ножницы кричат»
Если посмотреть на раздвинутые
ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта.
Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать».
Слайд 8
Объясним …
«кресло сидит»
Рассказчик имеет в виду приземистые
кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие
и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди.
Слайд 9
Объясним …
«книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»
Когда с
них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы, они «дышат». На
полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга.
Слайд 10
Ответим …
Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он,
когда его ищут?
Что же случилось с пенсне? Какая история
с ним произошла?
Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
Слайд 11
Определим …
Риторический вопрос: «что вещи живут своей особой
жизнью – кто же сомневается?»;
многочисленные длинные ряды однородных членов;
обращения
к читателю.
Употребление глаголов 2 лица в настоящем времени, чем достигается эффект присутствия читателя в действии.
Много восклицательных знаков, вопросительные предложения.
Синтаксические приёмы
Грамматические приёмы
Интонационные приёмы
Слайд 12
Более того…
вещи даже имеют социальный статус и политические
убеждения
«демократический стакан»,
«реакционная стеариновая свечка»,
«интеллигент-термометр»,
«неудачник из мещан – носовой платок»
«вечно
юная суетливая сплетница – почтовая марка»
Поясните, почему именно такие эпитеты использует писатель, характеризуя своих «героев».