Слайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ
В современной жизни все большее значение приобретает
проблема формирования коммуникативно-речевой активности детей.
В последние годы отмечается лишь
увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. А ясная и четкая речь – это залог продуктивного общения, уверенности и успешности.
Дошкольный возраст – это период активного усвоение ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической и грамматической. (О.С.Ушаков)
Многие исследователи отмечают огромный интерес детей к произведениям устного народного творчества. Мы решили проверить, на сколько эффективно использование устного народного творчества в развитии речи наших детей.
Слайд 3
Роль устного народного творчества
в развитии речи детей
Русское народное
творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни являются незаменимым средством воспитания любви к Родине. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия. Впечатления, полученные от их восприятия отражаются в самостоятельном словесном, песенном творчестве ребенка.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного опыта в межличностных отношениях.
В своей работе с детьми мы использовали малые фольклорные формы: потешки, поговорки, сказки, игры, стишки и т.д.,- которые также относятся к устному народному творчеству.
Слайд 4
Цель проекта
* Формирование коммуникативно-речевой активности детей на основе
устного народного творчества.
Слайд 5
ЗАДАЧИ проекта
Знакомить детей с устным народным творчеством;
Учить внимательно
слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие
в драматизации сказок;
Обогащать и активизировать словарь;
Формировать дружеские чувства и доброжелательные отношения между детьми.
Слайд 6
Принципы реализации проекта
В основу воспитательно-образовательной работы с детьми
по реализации проекта были положены следующие принципы:
* Принцип гумманизации
– предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера;
* Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка с учетом возраста, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и т.д.;
* Принцип интегративности – реализуется в сотрудничестве с семьей, во взаимодействии с другими участниками проекта, социумом в разных видах деятельности.
Слайд 7
Ожидаемые результаты
Формирование интереса к устному народному творчеству;
Умение внимательно
слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие
в драматизации сказок;
Повышение уровня развития речи, словарного запаса;
Воспитание уважительного отношения друг к другу.
Слайд 8
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
Введение детей в проектную
деятельность, формулирование проблемы.
Выбор форм работы с детьми.
Подбор художественной литературы
для чтения, пересказа и заучивания.
Подбор подвижных, хороводных игр.
Подбор художественного, иллюстративного (наглядного) материала для создания развивающей среды в группе.
Слайд 9
Основной (практический) этап
Знакомство с мимикой (эмоциями) и жестами.
Игры-имитации
отдельных действий человека и животных.
Заучивание и обыгрывание потешек, прибауток.
Заучивание
и проговаривание чистоговорок, скороговорок.
Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок.
Чтение художественных произведений, слушание художественных произведений на ауди кассете.
Разучивание подвижных игр.
Разучивание пальчиковых игр.
Театрализованные игры по сказкам.
Слайд 10
Мимика и жесты
Мимика и жесты – это компоненты
невербальной коммуникации, которые обогащают речевое общение детей и делают
его более естественным и непринужденным.
Жест – это движения разных частей тела, которые сопровождают речь человека. Мимика – это эмоции и чувства человека.
Усвоению элементов речевого общения (мимике, жестам, позам, интонациям, модуляции голоса) способствуют театрализованные игры.
Слайд 11
Игры - имитации
Первой ступенью освоения театрализованной деятельности
являются игры-имитации:
имитация отдельных действий человека, животных и птиц;
имитация основных эмоций человека. Процесс освоения включает в себя мини-постановки по текстам народных и авторских стихов и сказок.
Слайд 12
Игры-драматизации
Игра-драматизация является второй ступенью освоения театрализованной деятельности.
Театр –
один из самых доступных для детей видов искусства. Театрализованная
игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и обусловленность.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств и глубоких переживаний ребенка
Слайд 13
Инсценирование сказки
«Теремок»
Слайд 15
Потешки и прибаутки
Потешки и прибаутки относятся к малым
формам фольклора. Они развлекают и развивают малышей; учат маленького
ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово.
Слайд 16
Чистоговорки и скороговорки
Одним из игровых упражнений, которое
используется для развития у детей слухового внимания и правильного
восприятия речи, является чистоговорка. Чистоговорка – это ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Умение быстро и четко произносить чистоговорку превращают ее в скороговорку.
Слайд 17
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки – это
богатейший материал для работы над речью ребенка: коррекция правильного
звукопроизношения, формирование словарного запаса, развитие ритмико-эмоциональной выразительности речи.
В работе с детьми необходимо использовать те пословицы и поговорки, терминология которых понятна ребенку. Ведь нам необходимо донести до понимания детей смысл пословиц и поговорок своими словами. Ребенок может удивить нас своими нестандартными вариантами умозаключений.
Слайд 18
Подвижные игры
К подвижным играм дети проявляют особый
интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и
двигательных заданий.
Подвижные игры чаще всего коллективные. В них могут объединяться от 2 до 25 человек. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Они дают широкую возможность для общения детей между собой. Часто в подвижных играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.
Слайд 19
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов,
потешек, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками
дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Слайд 20
Вывод:
В процессе работы были замечены следующие изменения:
в
своей речи дети используют пословицы и поговорки;
в сюжетно-ролевых играх
используют потешки и прибаутки;
самостоятельно водят хороводы и играют в подвижные игры, в которых есть слова;
во время прослушивания знакомых мелодий самостоятельно имитируют движения животных и птиц;
пытаются самостоятельно организовать показ сказок с помощью кукол-бибабо и пальчиковых кукол;
Дети стали больше разговаривать, речь их стала более четкой.
Все это говорит о том, что использование малых фольклорных форм, вызвало не только интерес к устному народному творчеству, но и способствовало дальнейшему развитию монологической и диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.