Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Говорящие фамилии в пьесе Н.В. Гоголя

Содержание

Цель:расширить представление о действующих лицах пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»; создать фотоальбом из действующих лиц комедии для образного представления этих героев.
«Говорящие фамилии» в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»Выполнила:ученица 8 класса Гсредней школы № 59города КурскаНехорошева Дарья Цель:расширить представление о действующих лицах пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»; создать фотоальбом из План1.Введение2.Комический характер « Говорящих фамилий».3.Что означают фамилии и их жанровая функция:а) Сквозник-Дмухановский 1.Введение   В каждом подлинно художественном произведении нет ни одного случайного 2.Комический характер  « Говорящих фамилиях»   Покажем это на примере а) Сквозник-Дмухановский         Но и характеры комичны. Установки, цели Гоголя, его б) Лапкина-Тяпкина    Жизнь чиновников состоит из ревизий и неревизий. в) Шпекин  Шпекин– возможно, от южно-русского – «шпень» - «строптивый человек, г) Бобчинский, Добчинский    Бобчинский – возможно, от псковского «бобыч» - «глупый д) Хлестаков            Хлестаков – семантически фамилия многослойна, в ней интегрированы, Литература1.     Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 7 . – М., 1977 –1978.2.     Фотоальбом Герои из спектакля по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор» Спектакль «Ревизор».Городничий - Мурад Султаниязов. «Ревизор»Ревизор. Хлестаков - Дмитрий Аверин Театр им. ЛенсоветаВиталий Куликов в роли Хлестакова в Театр п/р А.Джигарханяна.«Ревизор» Н.Гоголь. Михаил Гутерман. форум. «Ревизор»Николая Антипова. о театре. Виктор Бунаков
Слайды презентации

Слайд 2 Цель:
расширить представление о действующих лицах пьесы Н.В. Гоголя

Цель:расширить представление о действующих лицах пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор»; создать фотоальбом

«Ревизор»;
создать фотоальбом из действующих лиц комедии для образного

представления этих героев.

Слайд 3 План
1.Введение
2.Комический характер « Говорящих фамилий».
3.Что означают фамилии и

План1.Введение2.Комический характер « Говорящих фамилий».3.Что означают фамилии и их жанровая функция:а)

их жанровая функция:
а) Сквозник-Дмухановский ;
б) Лапкина-Тяпкина ;
в) Шпекин ;
г)

Бобчинский, Добчинский;
д) Хлестаков .
4. Литература.
5.Фотоальбом


Слайд 4 1.Введение
В каждом подлинно художественном произведении

1.Введение  В каждом подлинно художественном произведении нет ни одного случайного

нет ни одного случайного слова, которое было бы лишено

смысловой нагрузки и могло быть легко заменено другим. Это в полной мере относится к именам и фамилиям,  которыми героев наделяет автор. Если даже не используются «говорящие фамилии» (как это чаще бывает в литературе классицизма), то все равно их этимология ассоциативно связана с характерами, способствует типизации персонажей. Выбранные формы именования героя всегда выражают его суть, т.е. социальный, нравственный, психологический облик, и одновременно – установку, нравственно-эстетическую позицию автора. Писатель воссоздает не просто тип, а «тип индивидуальности». Для этих целей используется и символика фамилии, имени.

Слайд 5 2.Комический характер « Говорящих фамилиях»
Покажем

2.Комический характер « Говорящих фамилиях»  Покажем это на примере комедии

это на примере комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», где фамилия

героя, функционально связанная с жанровыми задачами,  нередко сразу и с максимальной полнотой представляет его.
«Ревизор» – это комедия. Город комичен. Комичны чиновники города. Комичен соседний город. Комична бюрократическая Россия; ее строй вызывает смех, так как все в ней противоречит целям движения вперед. Такая Россия – комична. Жизнь ее – комедия. И это  важная мысль.
         В комедии освещаются «глубинные противоречия в жизни… общества». В «Ревизоре» - это противоречие между тем, что нужно России и ее народу для жизни и для движения в истории, и тем чиновничье-бюрократическим порядком, который мешает этому движению и при котором царят обман, нажива, карьеризм, насилие. Персонажи «Ревизора» «лишены разумной формы существования и действия». Отсюда – ирония, комизм  характеров, сцен и ситуаций.
          Есть «комедии положений и комедии характеров». В «Ревизоре» мы видим и то, и другое. Гоголь сам писал в «Театральном разъезде», что комедия содержит не «частную», а «общую завязку», что она обнажает «общественные раны»
          Осмеивается, таким образом, среда, порядок, устои. «Ревизор» - это «общественная комедия». Это не «насмешка над Россией», а «картина и зеркало общественной… жизни», осмеяние «злоупотреблений», «пороков», «низости».

Слайд 6 а) Сквозник-Дмухановский
       Но и характеры комичны. Установки,

а) Сквозник-Дмухановский        Но и характеры комичны. Установки, цели Гоголя, его

цели Гоголя, его оценки содержатся во всем, даже в

«говорящих фамилиях». Чтобы убедиться в этом, обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля. Сквозник-Дмухановский. На что непосредственно указывает фамилия?
          «Сквозник» (от «сквозь») – хитрый, зоркий умом, проницательный человек, пройда, пройдоха, опытный плут и пролаз.
        «Дмухановский» (от «дмить») – малоросс. (то есть укр.) – «дмухать», «дмиться» - «надмеваться, напыщаться, становиться надменным».  Это – «напыщенность,  гордость, киченье, спесь, чванство» (2, т. 1, с. 440). Вот и получается: Сквозник-Дмухановский - чванливый, напыщенный, хитрый пройдоха, опытный плут.
          В фамилии – вся суть этого персонажа. Комическое возникает, однако, и за счет смысла одного из значений фамилии: городничий не только чванливый пройдоха, но и  «хитрый, зоркий умом» (т.е. у него есть не интеллект, а пошлый здравый смысл). Комическое усиливается тем, что «хитрый, зоркий умом» плут так ошибся в Хлестакове,  мнимом ревизоре! Но почему ошибся, почему Сквозник-Дмухановский ведет себя так, что это противоречит его собственным качествам? Почему он поверил, что Хлестаков – ревизор? Гоголь уже дал ключ: сон о крысах. Городничий говорил, что крысы были «неестественные». Это позже станет частью веры в ревизора. В голове напыщенного, чванливого плута мог сложиться только алгоритм обмана губернаторов и ревизоров. Но Хлестаков – не ревизор и ведет себя не по-ревизорски. Тут нам сон и пригодился. Как и крысы, ситуация с Хлестаковым была для городничего неестественна. А раз она была неестественна, городничий не мог применить алгоритм.  Новый придумать он был не в силах (тут нужен ум, а не пошлый здравый смысл). И городничий… запутался. Ему оставалось только верить в «ревизора». 

Слайд 7 б) Лапкина-Тяпкина
Жизнь чиновников состоит из

б) Лапкина-Тяпкина  Жизнь чиновников состоит из ревизий и неревизий. Говорящая

ревизий и неревизий. Говорящая фамилия не только показывает характер

и способности носящего ее, но и то, как этот чиновник исполняет свои обязанности. Большинство фамилий – такого типа. Достаточно вспомнить Лапкина-Тяпкина. Он и делает все «тяп-ляп».

Слайд 8 в) Шпекин
Шпекин– возможно, от южно-русского –

в) Шпекин Шпекин– возможно, от южно-русского – «шпень» - «строптивый человек,

«шпень» - «строптивый человек, всем поперек, впомеху, злой насмешник».



Слайд 9 г) Бобчинский, Добчинский
   Бобчинский – возможно, от псковского

г) Бобчинский, Добчинский    Бобчинский – возможно, от псковского «бобыч» -

«бобыч» - «глупый бестолковый человек». В фамилии Добчинский такого

самостоятельного семантического корня нет, она образована по аналогии (одинаковости) с фамилией Бобчинский. Тут дело именно в том, что персонажи одинаковы. Но это не просто раздвоившийся один герой. Все гораздо сложнее и интереснее. Гоголь пишет: «Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные, чрезвычайно похожи друг на друга». Они «словно были произведены на свет какой-то машиной, штампующей людей…». Почему эти персонажи одинаковы? Во первых, Бобчинский и Добчинский - чиновники. Почему бы тогда и другим чиновникам не быть такими же обезличенными?  Все чиновники одинаковы в своей сущности, одинаковы в своих целях и устремлениях, как одинакова суть жизни всех городов и весей России. Чтобы подчеркнуть, что в Добчинском и Бобчинском запечатлена важная особенность этих обитателей города-модели – одинаковость, отсутствие чувства личности, - сделаем выписку из их описания в редакции первого издания и увидим:
«Представляются: Добчинский в широком фраке бутылочного цвета, Бобчинский в прежнем гарнизонном мундире». Был у Гоголя в портретном описании хоть какой-то намек на индивидуальность, но потом он и этот намек убрал, чтобы подчеркнуть их одинаковость, т. е. то, что в них одна и та же суть.  

Слайд 10 д) Хлестаков
          Хлестаков – семантически фамилия многослойна,

д) Хлестаков           Хлестаков – семантически фамилия многослойна, в ней интегрированы,

в ней интегрированы, соединены, по крайней мере, четыре значения.

У слова «хлестать» - масса значений и оттенков. Но к Хлестакову прямое отношение имеют следующие: 1) «врать, пустословить»; 2) «хлеско» - «сильно, крепко, больно, бойко, шибко, быстро, резво»; 3) «хлест, хлыст» - «фат, щеголь и повеса, шаркун и волокита, наглец, нахал»; 4) «хлестун (хлыстун)» - нижне-новгородское – «праздный шатун, тунеядец» .
          В фамилии – весь Хлестаков как характер: фат, праздный повеса, нахальный волокита, который способен лишь сильно, бойко врать и пустословить, но никак не трудиться.
          Как видим, даже говорящие фамилии создают эффект комического.
          В образе сборного города великий писатель представил все «темные стороны» России, заставил всех увидеть порочность и греховность общества, осознать нелепость и тщетность попыток чиновников уйти от наказания. «Это – сборное место, - писал сам автор в «Театральном разъезде», - отовсюду, из разных углов России, стекались сюда исключения из правды, заблуждения и злоупотребления, чтобы послужить основной идее – произвести в зрителе яркое, благородное отвращение от многого кое-чего низкого».

Слайд 11 Литература
1.     Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 7 .

Литература1.     Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 7 . – М., 1977

– М., 1977 –1978.
2.     Даль В.И. Толковый словарь живого

великорусского языка: В 4 т. – М., 1956.
3.     Шпагин Н.П. Комедия // Словарь литературоведческих терминов. – М., 1974. – с. 140-144.
4.     Энциклопедия для детей: Русская литература. – М., 1998. – Т. 1.

Слайд 12 Фотоальбом
Герои из спектакля по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»

Фотоальбом Герои из спектакля по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»

Слайд 13 Спектакль «Ревизор».
Городничий - Мурад Султаниязов.

Спектакль «Ревизор».Городничий - Мурад Султаниязов.

Слайд 14 «Ревизор»
Ревизор. Хлестаков - Дмитрий Аверин

«Ревизор»Ревизор. Хлестаков - Дмитрий Аверин

Слайд 15 Театр им. Ленсовета
Виталий Куликов в роли Хлестакова в

Театр им. ЛенсоветаВиталий Куликов в роли Хлестакова в

"Ревизоре"


Слайд 16 Театр п/р А.Джигарханяна.
«Ревизор» Н.Гоголь. Михаил Гутерман.

Театр п/р А.Джигарханяна.«Ревизор» Н.Гоголь. Михаил Гутерман.

  • Имя файла: govoryashchie-familii-v-pese-nv-gogolya.pptx
  • Количество просмотров: 119
  • Количество скачиваний: 0