Слайд 2
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность
в настоящее время, и все больше педагогов и психологов
стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Слайд 3
Работая по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного
возраста я поставила следующую
цель:
способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой
социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Слайд 4
Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую
помощь в решении задач воспитания детей с учетом их
гендерных особенностей может оказать народный фольклор.
Задача:
Учить детей овладевать первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду внешних признаков мальчиков и девочек, мужчин и женщин с помощью устного народного творчества.
Формировать уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям
Воспитывать чувство доброты, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.
Воспитывать любовь к татарскому народному творчеству.
Развить способность осознавать нравственный смысл гендерных качеств.
Обогатить представления ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины.
Актуализировать и обогатить представления о домашних обязанностях девочек и мальчиков.
Слайд 5
Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не
были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно
от человека к человеку, становилось достоянием многих. Фольклорные произведения поражают своей простотой, точностью и красотой.
Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, играх оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.
С самого рождения в татарской семье учитывались гендерные особенности ребенка.
Слайд 6
Колыбельные песни
В колыбельных песнях присутствует обращение
не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и
мальчикам:
Для девочек «Әлли-бәлли ит балам, гүзәлемнең гүзәле», «Кызым, кызым, кыз кеше»,
Для мальчиков:
:«Минем балам булыр бу, Ир арысланы булыр бу», «Әлли-бәлли итәр бу, Мулла булып кайтыр бу.», «Әлли-бәлли ит, улым, сандугачым, былбылым.», «Әлли-бәлли итәр бу, Ил сакларга китяр бу».
Слайд 7
Величание
Семейных традициях был заложен глубокий смысл передачи
гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость,
сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.
Интуитивно приписывая ребенку те или иные качества, о девочке мы говорим –красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный , крепкий. Это хорошо отражается в фольклорных произведениях - величаниях мальчиков и девочек.
Слайд 8
Улым, улым, ул кеше.
Узаманга тиң кеше.
Тиң
кешеләр күп булыр,
Улым бер дигән булыр..
Величание для мальчика:
Слайд 9
Величание для девочки:
Минем кызым бик иркә,
Башларында –
кәсинкә.
Күлмәге дә сәрпинкә,
Алтын чәчле, зәңгәр күзле...
Слайд 10
Дифференцирование труда
Следует обратить внимание на то, как в семье
дифференцировался труд девочек и мальчиков.
Девочки привлекались к уходу за
младшими детьми, уборке дома, приготовлении еды, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве.
Мальчиков привлекали в качестве помощников во время жатвы, сенокоса, боронования, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы воспитывали мальчиков как будущих защитников Родины .
Слайд 11
Для мальчиков:
Олы булып үскәчтен,
Ир арысланы булыр бу,
Сикереп атка
менәр бу,
Илләр кичеп йөрер бу.
Тауга каршы менәр бу,
Яуга каршы
барыр бу,
Илен-йортын саклаган
Батыр данын алыр бу!
Слайд 12
Для девочек:
Кызлар төшә су буена,
Кулларында тазлары.
Тазларында казлары.
Эшли өмә
кызлары.
Каз бәлеше тәмле пешә
Кызыл кирпеч мичләрдә.
Слайд 13
Нормы морали
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось
строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение
к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.
1. Дәү бул, бай бул, таза бул.
Тәүфыйклы бул.
Нараттай озын бул,
Имәндәй таза бул.
2. Балам. Балам, и балам,
Бигрәк булган бу балам.
Әткәсенә, әнкәсенә
Хезмәт итәр бу балам.
Слайд 14
Игра
Игра – это школа воспитания. В
ней свои «учебные предметы». А народная игра – является
неотъемлемой частью национального богатства интернационального, художественного и физического воспитания , в том числе способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы быта, обычаями и трудом мужчин и женщин.
Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства. Такие игры как: «Каравылчы», «Читекче», «Чүлмәк сатыш», “Энә, җеп, төен”.
По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Слайд 15
Сказка
Сказка – естественный способ общения с детьми. Сказка
всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В
сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Они обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. При помощи сказок можно выявить сложившиеся ложные стереотипы поведения, что позволяет спланировать коррекционную работу, в которой необходимо показать равные социальные возможности девочки и мальчика: “Өч кыз”, “Камыр батыр”, “Зөһрә”, “Таңбатыр”.
Сказки о животных позволяют детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других: “Кәҗә белән Сарык”, “Аю белән хатын”.