Слайд 2
Введение
Символизм (фр. Symbolisme) — одно
из крупнейших направлений в искусстве (литературе, музыке и живописи),
возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.
Слайд 3
Введение
Термин «символизм» впервые был введён в
обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le
Symbolisme».
К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность, а в декадентстве —безнравственность и увлечение лишь внешней формой.
Слайд 4
Франция и символизм.
Вторая половина XIX века во Франции
прошла в бурном водовороте революций. Власть переходила от республиканцев
к роялистам и обратно. Именно в такое время начинает зарождаться символизм как направление в искусстве.
Далее будут перечислены основоположники символизма, поэты-декаданты.
Слайд 6
Философия Малларме
Малларме выдвигал внутреннее духовное
постижение мира в плоскости идеалистической философии. По Малларме, поэзия
не «показывает», а внушает.
Рассматривая поэзию как носительницу некоей сокровенной сущности, Малларме возвращает ей прежний сакральный смысл. Поэт становится жрецом, поэма — заклинанием, а слова — элементами бесконечной мелодии.
Слайд 7
Философия Малларме
Выдержка из книги «Анкета о литературной эволюции»
(1891 год): «Назвать предмет — значит уничтожить три четверти
наслаждения поэмой, состоящего в счастье понемногу угадывать, внушать — вот в чем мечта. В совершенном применении этой тайны и состоит символ».
Слайд 8
Философия Малларме
Зачастую символ у Малларме — рационализированная эмоция.
Его субъективная лирика — тематически неопределенная, зыбкая, с основными
мотивами одиночества и скорби. Характерно в этом отношении стихотворение «Лебедь» (Le cygne):
О, лебедь прошлых дней, ты помнишь: это ты,
Но тщетно, царственный, ты борешься с пустыней:
Уже блестит зима безжизненных уныний,
А стран, где жить тебе, не создали мечты.
Слайд 9
Основные произведения:
Окна — «Les fenetres»
Лазурь —«L’azur»
Неудача — «La guignon»
Судьба — «Un coup de Des»
Лебедь — «Le cygne »
Слайд 10
Реакция современников
Влияние Малларме на французскую поэзию
было весьма значительно: к его школе принадлежат Лафорг, Вьеле-Гриффен,
Стюарт Мерриль, Анри де Ренье, Гюстав Кан, и др. Последователи Малларме в значительной мере были привлечены формальным его новаторством.
Слайд 11
Влияние на Россию
В России отношение к
Малларме было противоречивым. Свою оценку стихотворений Малларме, дал Л.Н.Толстой
в статье "Что такое искусство?". Сам стремившийся к ясности, многолетним писательским опытом знавший, что в техническом отношении ничего сложней простоты не бывает, Толстой недоумевал, для чего надо искусственно затруднять понимание да ещё возводить это в ранг эстетики.
Слайд 12
Жан Николя́ Артю́р Рембо́
1854 —1891
Слайд 13
Философия Рембо
Рембо творил в момент, когда задача разрушить
старый мир до основания во имя совершенно нового общества
становилась насущнейшей. В своей сфере, в поэзии, Рембо самозабвенно предался разрушению.
Как художник слова Рембо является новатором. От выверенного стиха парнасского склада он быстро перешел к нарочитому пренебрежению цезурами, к сознательному нарушению классической строфики, к свободным диссонансам.
Слайд 14
Основные произведения Рембо
Пьяный корабль / Le bateau ivre
(1871)
Одно лето в аду / Une Saison en Enfer
(1873)
Озарения / Les illuminations (1874)
Иероним Босх
Корабль дураков
1490-1500
Слайд 15
Реакция современников
Литературой Рембо занимался лишь 4 года.
Но значение этих юношеских опытов велико. Творчество Рембо
было поучительно своей неразрывной связью со временем, в котором жил поэт.
Творчество Рембо оценивалось как пафос протеста радикальной мелкой буржуазии и деклассированных, отчасти люмпен-пролетарских низов против порядков Второй империи.
Слайд 16
Влияние на Россию
Влияние Рембо сказалось на целом ряде
русских писателей и поэтов. Но преемниками Рембо заимствовалась и
заимствуется меньше всего идейная направленность лучших вещей поэта. Творчество Рембо было усвоено нашими символистами, позже повлияло и на футуристов.
Слайд 18
Философия Верлена
Верленовская поэма подобна песне, слова
которой забываются, но мелодия остается. Ее назначение — в
приобщении читателя к миру прекрасного; безыскусная и доверительная, она уничтожает грань между ним и поэтом, делает его соучастником поэтического переживания.
Верлен создал не только новый неповторимый стих. Вернув из небытия средневековую песню, он восстановил связь с истоками народного поэтического творчества.
Слайд 19
Основные произведения
поэтический сборник Романсы без слов (Romances sans
paroles).
сборник стихов Мудрость (Sagesse)
книга стихов Далекое и близкое (Jadis
et Naguère)
стихотворение Смерть (Mort)
Слайд 20
Реакция современников
Символисты провозгласили Верлена своим основоположником.
Он безусловно оказал огромное влияние на символистскую поэзию. Однако
его значение гораздо шире и не может быть ограничено рамками только одного направления. Благодаря ему была сохранена традиция французской лирической поэзии, продолженная в 20 в. крупнейшими поэтами Франции.
Слайд 21
Влияние на Россию
В России Верлен больше
известен как персонаж литературной истории, чем как поэт. Виной
ли тому сложность поэзии Верлена для перевода или яркость человеческого образа - судить трудно.
Его переводили Г. А. Шенгели, В. Б. Брюсов, Ф. К. Сологуб.
Слайд 22
Вместо эпилога
случайные факты:
Трое поэтов- символистов были связаны друг
с другом тесной дружбой, а особенно Артюр Рембо и
Поль Верлен.
Верлен, Малларме и Рембо составляют "святую троицу" французского символизма.
10 июля 1873 в Брюсселе во время ссоры Верлен ранил Рембо в руку и был приговорен к двум годам тюремного заключения. В тюрьме, полный раскаяния, он нашел утешение в религии.
Рембо перестал быть поэтом в двадцать лет.