Слайд 2
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных
классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда
Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):
«Разум и чувство»,
«Честь и бесчестие»,
«Победа и поражение»,
«Опыт и ошибки»,
«Дружба и вражда»
Слайд 3
1. «Разум и чувство».
Направление предполагает раздумье о
разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира
человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Слайд 4
2. «Честь и бесчестие».
В основе направления лежат полярные
понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести,
следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Слайд 5
3. «Победа и поражение».
Направление позволяет размышлять о
победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом.
Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Слайд 6
4. «Опыт и ошибки».
В рамках направления возможны рассуждения
о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа,
человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Слайд 7
5. «Дружба и вражда».
Направление нацеливает на рассуждение о
ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными
людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Слайд 8
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие
требования:
соответствие открытым тематическим направлениям;
обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы
не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
Слайд 9
Приложение 5. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими
образовательные программы среднего общего образования
Слайд 10
К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые
сочинения, соответствующие установленным требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое
количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания
Слайд 11
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение
выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из
какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Слайд 12
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти
критериям:
«Соответствие теме»;
«Аргументация. Привлечение литературного материала»;
«Композиция и логика рассуждения»;
«Качество
письменной речи»;
«Грамотность».
Слайд 13
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет»
по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).
Слайд 14
Задание на дом
Записать списки прочитанных произведений по направлениям
Слайд 15
Списки литературы по направлениям
1. Разум и чувство
— И.С.
Тургенев «Отцы и дети»
— И.А. Бунин «Чистый понедельник», Тёмные аллеи»,
«Натали»
— А.М. Горький «Старуха Изергиль»
— Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
- А. Н. Островский. «Гроза»
- А.И.Куприн. «Гранатовый браслет», «Олеся»
Слайд 16
2. Честь и бесчестие
— А.С. Пушкин «Капитанская дочка»,
«Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
— Джек Лондон «Белый клык»
— Л.Н.
Толстой «Война и мир»
— В.В. Быков «Сотников»
О. Павлов. «Конец века»
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
В. Распутин. «Уроки французского», «Пожар», «Женский разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана», «В ту сторону»
А. Солженицын. «Матрёнин двор»
Слайд 17
3. Победа и поражение
— Э. Хемингуэй «Старик и
море»,
— Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
— Э.М. Ремарк
«На западном фронте без перемен»,
— В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- М. Шолохов. «Судьба человека»
Слайд 18
4. Опыт и ошибки
— Джек Лондон «Мартин Иден»,
—
А.П. Чехов «Ионыч»,
— М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
— Генри Марш
«Не навреди»
Слайд 19
— М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
— Э.М. Ремарк
«Три товарища»,
— Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
— В.А. Каверин «Два
капитана»
Слайд 20
Ресурсы
https://neznaika.pro/text.html