Слайд 2
Актуальность
Сегодня государством поставлена задача, подготовить
совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как
первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть воспитанник детского сада, какими качествами он должен обладать. В соответствии с ФГОС в новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Слайд 3
Метод проектов интересен и полезен
не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает
возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.
Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Более подробно мы хотим рассказать о методических рекомендациях по обучению дошкольников рассказыванию по картине.
Слайд 4
Значение картины как дидактического средства образования дошкольников
Слайд 5
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН
Содержание картины должно быть интересным,
понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
картина должна быть
высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
Слайд 6
Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин –
это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или
животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
Слайд 7
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок
рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая
их в один рассказ.
Слайд 8
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине:
ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине
эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
Слайд 9
Этапы обучения рассказыванию
Младший возраст
осуществляется подготовительный этап,
Цель -
обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины
и отвечать на вопросы по их содержанию.
Проводятся дидактические игры с предметными картинками:
малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.
Структура занятия
Часть 1. Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.
Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом
Основной прием проведения занятия –беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют:«Кошка Мурка лежит на ... (коврике), у нее маленькие ... (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки.
Характерные особенности занятий
Чередование хоровых и индивидуальных ответов.
Обязательно наличие эмоциональных и игровых приемов.
Использование литературных и художественных вставок.
Слайд 10
Возможные приемы
Игра «Расскажи кукле».
Выбор объекта описания.
Показ игрушки, идентичной
персонажу картины.
Инсценировка ( в гости к детям приходят кукла,
собачка, и дети
разговаривают с ними).
Предложить ребенку встать на место того, кто нарисован ( «Как будто это мы гуляем», «Как будто это наш котенок».)
В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня».
Слайд 11
Средний возраст
Детей учат рассматривать и описывать
предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а
затем по его образцу.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».
- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
Структура занятия:
1. дети молча рассматривают картину,
2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали,
3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный),
4. дети воспроизводят образец,
5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.
Слайд 12
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы
описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного
или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин (не более трех). С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.
Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.
Слайд 13
Старший возраст
Цели:
1. Учить детей правильно понимать содержание
картины.
2.Воспитывать чувства (в зависимости от сюжета картины): любовь к
природе, уважение к данной профессии и т.д.
3. Учить составлять связный рассказ.
4.Активизировать и расширять словарный запас.
5.Развивать внимание, память, инициативность, мышление.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми.
Слайд 14
Повторный просмотр картины, уточнение основных моментов сюжета
Приемы: вопрос,
план, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
В старшем
дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.
Рассказ воспитателя (не простое его воспроизведение, а обобщенное).
Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной,
менее яркой, а потому и незаметной для детей).
Характерные особенности занятий
Слайд 15
Составление описательных рассказов
Подбор названия картины (задания типа «Как
назвал художник эту картину?»).
Характеристика самого существенного и деталей.
Придумывание начала
или конца к сюжету, изображенному на картине.
Вопросы детям по сюжетной линии повествовательного рассказа.
Составление коллективного рассказа по картине:
1.Дети придумывают, что с героями было раньше.
2.Излагают события, изображенные на картине.
3.Придумывают последующие действия, поступки и приключения
героев
.
Включение элемента соревнования: рассказ, какой группы окажется наиболее интересным?
Оценивание рассказов товарищей, как по содержанию, так и по форме.
Слайд 16
В порядке возрастания сложности:
Составление рассказа
с добавление последующих событий.
Составление рассказа с заменой объекта.
Составление рассказа
с заменой действующего лица.
Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
Составление рассказа с добавлением объекта.
Составление рассказа с добавлением действующего лица.
Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
Составление рассказа с изменением результата действия.
Составление со сменой времени действия.
Творческое рассказывание по картине
Слайд 17
Рассматривание пейзажных картин
Предварительная работа – наблюдение разнообразия
и красоты окружающей природы.
При рассматривании целесообразны вопросы:
-Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес?
- Почему художнику хотелось рассказать нам про этот лес?
- Почему художник так назвал свою картину?
- Что художнику кажется интересным, красивым.
- «Про что ?..» , «О чем?....».
Использование музыки и поэзии.
Активизация опыта детей.
Рассказ-образец воспитателя или литературный образец.
В начале и в ходе занятия воспитатель может сказать несколько слов о художнике, написавшем картину.
Сравнение разных по настроению картин.
Слайд 18
В данном случае в качестве элементов модели рассказа
выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят
статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.
Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
выделение значимых объектов картины;
рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
объединение мини-рассказов в единый сюжет.
Описание пейзажных картин
Слайд 19
Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по
сюжетной серии:
1 на доске выставляют набор картинок с
заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
2. вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку
следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное;
3. дети размещают в нужной последовательности неправильно
расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии.
Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать.
Слайд 20
Подготовительная группа
Дети самостоятельно составляют описания и повествования
по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей
структуры, с использованием образной речи.
Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина, В. Бианки.
Образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа .В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
Слайд 21
Структура занятия:
Проводится рассказывание
по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица
города». Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.
Слайд 22
Рассматривание натюрмортов
Вывешивается несложная картина с изображением посуды, цветов,
фруктов. Воспитатель воспроизводит эту картину на столе, разложив соответствующие
предметы примерно так, как они нарисованы на картине.
Составление натюрморта детьми с одновременным описанием: цвет, сочетание красок, фон, форма предметов. Затем это все сравнивается с картиной.
В конце года самостоятельное описание натюрмортов.
Слайд 25
Шишкин И.И.
Утро в сосновом лесу.
Слайд 29
Оценка
Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по
картине оценка и анализ рассказов детей.
В младшем дошкольном
возрасте оценка должна быть только положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.
Слайд 30
Заключение
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса
на этапе дошкольного детства ее положительные преимущества над другими
дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).
В трудах Е.И.Флериной, Л.А.Пеньевской, Э.П.Коротковой, О.С.Ушаковой и других раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.
Приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности.