Слайд 2
Об изменении содержательного компонента элемента С в 2013
года
Часть С состоит из одного открытого задания с развернутым
ответом: выпускникам нужно написать сочинение на основе предложенного текста. В предыдущие годы для анализа предлагался текст публицистического характера. С 2012 года в качестве экзаменационного материала в КИМы вводятся тексты художественного стиля.
Работа с текстами такого формата у выпускников вызвала затруднения. (По материалам выступления председателя комиссии по подготовке КИМов И.П.Цыбулько)
Слайд 3
Если рассматривать художественный текст как материал для элемента
С, то в таком тексте обнаруживаются такие особенности:
емкость и
многоаспектность проблематики
сложность выявления авторской позиции
богатство материала для комментария
Текст художественного стиля отличает его цель -
воздействие через художественный образ
“Каждое художественное слово … вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений…”Л.Н.Толстой
Слайд 4
Этапы работы с текстом художественного стиля
Внимательное прочтение текста
Выделение
слов и словосочетаний, помогающих автору нарисовать картину.
Маркирование слов, создающих
образ
Поиск эмоционально-оценочных слов, раскрывающих позицию автора
Анализ отобранного материала и размышление над проблемой
Повторное чтение и одновременное заполнение таблицы
Каждый художественный текст, каждое художественное Слово – это сочетания тайного и явного. Явное всегда лежит на поверхности. Но гораздо интереснее познавать тайное в явном. Это большая работа, трудная задача – но разрешимая.
Слайд 5
Вступление. Анализ ключевого слова
Формулировка проблемы
Комментарий по тексту к
сформулированной проблеме
Формулировка позиции автора
Формулировка собственного мнения
Аргументация
Заключение
Стандартный план сочинения
Слайд 6
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой,
на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и
скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.
Слайд 7
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой,
на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и
скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.
Слайд 9
Частотные слова в рассказе
красавица
– 4 раза
чиновник-отец – 4
раза
мальчик-сын – 4 раза
дом – 3 раза.
Смысловые цепочки
Отец – красавица – сын - дом
Чиновник – красавица – мальчик - одиночество
Слайд 10
Определяем тематику текста
Человек и его дом( семья)
Внутренняя и
внешняя красота
Проблема красоты. Какая красота является истинной ?
2.
Проблема отношений в семье. Что является
основой семьи?
Формулируем проблемы
Слайд 12
Комментируем одну из проблем
Для текста художественного
стиля - комментарий текстуальный
Глаголы-комментаторы и конструкции
Раскрывая проблему, автор (рассказчик)
в художественном тексте
создает образ …….., изображает …… показывает героя ……,
с симпатией (антипатией) раскрывает ……
поступок героя свидетельствует о том, что ……..;
слова (мысли) героя показывают, что…
.
Слайд 13
Позицию автора можно ввести такими сочетаниями…
Автор осуждает (одобряет) поступок (мысли, убеждения,
стремления) героя,- сочувствует …
Симпатии автора на стороне …
Автор приходит к выводу (приводит нас к выводу) о том, что…
Свою позицию ученик может заявить, начиная со слов
Рассказ произвел впечатление, осталось чувство...
Интересно обращение автора к этой проблеме
Аргументы учащийся подбирает, как и при работе с публицистическим текстом.
Слайд 14
I. Логические (рациональные) аргументы.
Факты (представлены в предложениях, фиксирующих
эмпирические знания).
Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
Статистика (количественные
показатели развития производства и общества).
Законы природы.
II. Иллюстративные аргументы - примеры.
Их задача - объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.
- пример-сообщение
- литературный пример
- предположительный пример
III. Ссылки на авторитет:
мнение известного, уважаемого человека - ученого, философа, общественного деятеля и т. п.;
цитата из авторитетного источника;