Слайд 2
Актуальность:
Связная речь неотделима от мира мыслей:
связность речи – это связность мыслей. В связной речи
отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Слайд 3
Проблема особенностей восприятия и понимания детьми
картин рассматривалась в работах
С.Л. Рубинштейна, Е.А. Флериной,
В.С.
Мухиной.
Слайд 4
Флерина выделяет в детском
восприятии следующие
тенденции:
тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;
желание видеть на картинке
все существенные признаки предмета;
затруднения при восприятии светотеневого рисунка;
затруднения. малышей 3-5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной деформацией предмета;
- положительное отношение к
ритмической простоте построения (композиции).
Слайд 5
СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ:
предметные картины -
на них изображены один или несколько предметов без какого-либо
сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров).
сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
Слайд 6
репродукции картин мастеров искусства:
- пейзажные картины:
А Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна.
Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.;
натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
Слайд 7
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН:
- содержание картины должно быть
интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
- картина
должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
- картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
Слайд 8
- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим
положительное отношение к окружающему;
- картина должна быть высокохудожественной:
изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
- картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
Слайд 9
Виды рассказывания по картине:
1. Описание предметных картин
–
это связное последовательное описание изображенных на картине предметов
или животных, их качеств, свойств, действий,
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
Слайд 12
Серия сюжетных картин «Мальчик и ёж»
Слайд 13
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине:
ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине
эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
Слайд 15
Этапы обучения рассказыванию по картине:
младший дошкольный
возраст:
осуществляется подготовительный этап,
цель его - обогатить словарь,
активизировать речь детей,
научить их рассматривать картины и
отвечать на вопросы по их содержанию.
Проводятся дидактические игры
с предметными картинками:
малыши должны подобрать пару к указанной
картинке, назвать предмет,
сказать, какой он, что с ним делают.
Слайд 16
В работе с детьми
используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие
эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине - беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют:«Кошка Мурка лежит на ... (коврике), у нее маленькие ... (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки.
Слайд 17
Дошкольный возраст:
Детей учат рассматривать
и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам
воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Слайд 18
Структура занятия:
1. дети молча
рассматривают картину,
2. проводится беседа, уточняющая содержание и
детали,
3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный),
4. дети воспроизводят образец,
5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.
Слайд 19
Детей подводят к рассказыванию рассказывание по серии сюжетных
картин (не более трех). Рассматривается
и описывается каждая картина
из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.
Слайд 20
старший дошкольный возраст:
Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают
предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины. Задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.
Слайд 21
В старшей группе рекомендуются картины:
«Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», «Ежи»,
«Белки» и др.
Детей обучают следующим типам высказываний:
- описанию и сравнению предметных картин;
- описанию сюжетных картин;
- повествованию по серии сюжетных картин.
Слайд 22
Структура занятия:
используется рассматривание картин, уточнение основных моментов сюжета.
Методические приемы: вопросы, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания, план в виде вопросов и указаний.
Продолжается обучение построению
рассказа по серии сюжетных картин.
Слайд 23
Варианты предъявления картин для
составления коллективного рассказа по
сюжетной серии:
1. на доске выставляют набор картинок с
заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
2. вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку
следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное;
3. дети размещают в нужной последовательности неправильно
расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии.
Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать.
Слайд 24
подготовительная к школе группа:
дети
самостоятельно составляют описания и повествования по картинам, с правильной
передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.
Используются все типы картин и все виды
детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина,
В. Бианки.
Слайд 25
Структура занятия:
Проводится рассказывание по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения»,
«Летом в парке», «Улица города». Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний
дети принимают участие в коллективном рассказывании.
Слайд 26
Дети придумывают творческие рассказы-повествования,
начало и конец сюжету. Можно использовать прием составления и отгадывания
загадок. Проводятся занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов.
Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться.
Слайд 27
Рассматривание картин необходимо сочетать с наблюдениями природы, восприятием
поэтических произведений, описывающих природу, слушанием музыкальных произведений (н-р, «Золотая
осень» Левитана и «Октябрь» П.И. Чайковского). Можно использовать прием сравнения двух картин «»Березовая роща» Левитана и А. Куинджи). Интересный прием - «войти» в картину, осмотреться вокруг, прислушаться – это стимулирует творчество, дает полноту ощущений.