Слайд 2
План
Основные понятия орфоэпической нормы
Некоторые правила произношения
Постановка ударения
Глоссарий
Литература
Слайд 3
Основные понятия
Орфоэпия(от греч. orthos прямой, правильный и
epos речь) – совокупность правил устной речи, произношения и
ударения, тем самым обеспечивая единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения.
Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.
Слайд 4
Основные понятия
Орфоэпические нормы:
Произношение - норма воспроизведения звуков в
слове. Произношение определено фонетической системой гласных и согласных звуков.
В нём проявляются такое свойство звуков в русском языке как редукция безударных гласных, оглушение согласных на конце и перед глухими, озвончение согласных перед звонкими:
[марос] – мороз, [смаска] – смазка,
[маладьба] –молотьба.
Наблюдается также смягчение перед мягкими сонорных и сонорных перед сонорными и мягкими:
коНчик, коНца, ПеРмь, боРщ
В основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных.
Слайд 5
Основные понятия
Ударение - выделение гласного звука силой голоса(связано
с грамматическими свойствами слова и его лексическим значением).
Иначе
норму ударения называют Акцентуация –правильное ударение в словах.
В русском языке существует сложная система подвижного, разноместного ударения. Оно может падать на любой слог и перемещаться при образовании, грамматических форм слова. Например:
водА – вОду, прИнял – принялА, товар дОрог – вещь дорогА.
Каждое слово имеет ударение на любом из слогов: тОпливо, корОва, толокнО.
Слайд 6
Основные понятия
Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского
языка и словарях ударений.
Слайд 7
Некоторые правила произношения
Итак напомним - в основе норм
произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных.
Свойства их, процесс образования, сочетания сказываются на произношении. Система гласных звуков включает в себя шесть единиц: а, о, э, у, ы, и
Орфоэпические нормы в области гласных в общих чертах отражены в книге «Краткий справочник по современному русскому языку» /под ред. П.А. Леканта. В современном русском литературном языке господствует норма иканье, аканье, то есть произношение после мягких согласных в безударном положении и, точнее и[э], а после твёрдых а вместо о. Примером тому могут быть слова: [ри[э]ка, ни[э]су, пи[э]так, горат]- река, несу, пятак.
Слайд 8
Некоторые правила произношения
Система согласных звуков насчитывает большее количество
единиц, нежели гласных. Принято различать согласные звуки по:
1.По месту
образования(это участие органов речи: губ, языка, зубов - в создании согласного звука ):
губные [ф, в, м, п, б];
переднеязычные [с, з, ш, ж, л, н, р, т, д, ц, ч]:
зубные [с, з, л, н, т, д, ц] ;
передненёбные [ш,ж,р,ч];
Среднеязычным [й],
Заднеязычными – мягкие и твёрдые [х, к, г].
2.По способу образования (это метод преодоления преграды воздушной струёй):
согласные шумные: [ф, в, с, з, ш, ж, х], [п, б, т, д, к, г, ц, ч];
сонорные [л, м, н, р].
Слайд 9
Некоторые правила произношения
Произношение сочетаний чн, чт:
В современном русском
языке слова с сочетанием чн можно разделить на 3
группы:
Те, которые произносятся только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на -чна Ильинична, Кузьминична, Фоминична
Те, в которых чн произносится только как [ч,н]: точно, удачный, точечный, маскировочный
Те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения - [ч,н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.
Слайд 10
Некоторые правила произношения
В отдельных случаях варианты произношения разграничивают
разные лексические значения:
Сердечный [ч,н] приступ –
друг сердечный
[шн]
перечница [ч,н] (сосуд для перца) – чёртова перечница [шн] (о злой, сварливой женщине)
Слайд 11
Некоторые правила произношения
Произношение мягкого [жж]: дожди, визжать,
твёрдого [жж]: дрожжи.
Звуки [д], [т] не произносятся
между [з], [н]: поздно, праздник, звёздный.
На месте [ч] перед [н] в одних словах произносится [ч]; вечность, точный, отличник, печник, в других – [ш]; горчичный, двоечник, конечно, прачечная, скворечник, скучно.
В разговорной речи такое произношение является либо нарушением литературной нормы: « - Ещё бы загранишное всё привезти бы надо из-за морей…» Такое произношение может различать слова по значению: сердешный – сердечный, молошница – молочница, лоточник – лотошник. «- А ведь у нас, сердешный, нет его, самовара-то!»
Слайд 12
Некоторые правила произношения
Другая норма произношения связана со звуком
[г] пред глухим согласным. Он произносится как [к]: дёгтя,
ногти, прилягте, отягчать, загс. Но в корнях легк-/легч, мягк-/мягч- произносится [х] перед [к] , [ч] и мягкий [х] перед мягким [к]: [лёхкое], [мяхкая].
В некоторых словах произносится [гэ] вместо [г]: бухгалтер, господи, ага, ей-богу. Кроме перечисленных взаимодействий в орфоэпической норме литературного языка находится ещё ассимиляция согласных по звонкости-глухости: [казьба] – косьба, оглушение звонких согласных на конце: столб [п], гвоздь [ть], стог [к].
Слайд 13
Некоторые правила произношения
Не менее важны орфоэпические нормы заимствованных
слов.
Они касаются в первую очередь гласных
звуков: безударный [о], болеро, боа, досье, какао, кредо, радио, трио, фойе и др. В именах собственных также произносится безударное [о] Флобер, Шопен.
Однако в этой норме встречаются варианты: [паэт] – [поэт], [болеро] – [балеро].
Слайд 14
Некоторые правила произношения
В большинстве заимствованных слов произношение [а]
в безударном положении соответствует норме произношения русских слов: [кастюм],
[валейбол], [пианина].
Произношение твёрдого и мягкого согласного перед «Е» имеет тенденцию к твёрдому произношению: антенна, бизнес, дельта, кафе, кашне, кодекс, модель, отель, пюре, шоссе и другие. В некоторых словах допустимо двоякое произношение: дедукция, декан, конгресс, кредо.
Только мягко произносятся согласные в словах: брюнет, музей, пионер, рельс, термин, фанера, шинель, террорист, термометр, демон, депутат, компресс, акварель. Другие иностранные слова отличаются произношением [э] в начале слова: эпиграф, экватор, элемент, эмоция, эпизод, эрудиция, эталон, эфир, этап, экипаж.
Внутри слова может произноситься и долгий, и краткий согласный: ванна, вассал, гетто, касса, лемма, мадонна, манна, масса, сумма, тонна. Краткий согласный встречается чаще и произносится в словах: аттестат, аттракцион, бассейн, грамматика, иллюзия, каллиграфия, коллектив, миллиметр, параллель, перрон, режиссёр.
Слайд 15
Постановка ударения
Ударение различает слова одного звукового и буквенного
состава по значению, лексическому и грамматическому, например:
мука –
мука, пили – пили.
Существуют и варианты ударения:
творог – предпочтительное,
творог – допустимое.
Слайд 16
Постановка ударения
Ударение — это выделение какого-либо слога в
слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный
звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, - безударные.
Слайд 17
Постановка ударения
В русском языке ударение свободное, т.е. оно
не закреплено за определенным по счету слогом, де-ре-во, зе-лё-ный,
по-бе-дитъ.
При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).
Слайд 18
Постановка ударения
Большинство слов русского языка имеет одно ударение
- основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное
(побочное) ударение.
ЖелезнодорОжный, водогрязелечЕбница.
Слайд 19
Постановка ударения
различает разные слова: мука - мука, замок
- замок;
различает некоторые формы разных слов: ношу - ношу,
кружки - кружки;
различает формы одного слова: снега - снега, носите - носите.
Поскольку в большинстве случаев трудно выявить какую-либо закономерность в постановке ударения, необходима работа со списками слов, трудных с точки зрения орфоэпии.
Слайд 20
Постановка ударения
Различные части речи имеют варианты ударения в
некоторых своих грамматических формах, что различает два вида произношения
по стилю и нормативности.
Обратим внимание на те формы частей речи, которые более распространены в устной речи:
1) Р.п., ед. ч. односложных существительных - блина, боба, винта, жгута, зонта, кита;
2) В.п., ед. ч. - ботву, весну, десну, золу, нору, овцу ;
3) П.п., ж. р. с предлогами в, на - в горсти, на двери, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сети, в степи, в тени, ;
4) Р.п., мн. ч., имён существительных -местностей, почестей, прибылей, ведомостей ;
5) глаголы и причастия прошедшего времени, ж. р. -била, брила, дула, жала, клала, крала, крыла, мыла, мяла, шила, пала; забрана ;
6) краткие прилагательные во мн. ч. - бледны, вкусны, вредны, бодры.
Слайд 21
Постановка ударения
Ошибки в ударении встречаются часто в
этих формах глаголов:
после того как мы включим
табло.
Если завтра в это же время вы включите телевизор, вы встретитесь с этой программой. Такое корневое ударение рассматривается современной нормой не только как нежелательное, но грубо ошибочное.
Правильно: включим, включат, включите, включаться, подключиться, отключена.
Слайд 22
Глоссарий
Редукция (лат. reducire сокращать) — лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим
ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным
положением по отношению к другим — ударным элементам.
Сонорный согласный (от лат. sonorus «звонкий» образующийся, произносимый с преобладанием голоса над шумом) - это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как /л/, /м/, /н/, /р/).
Норма (лат. norma — дословно «наугольник», переносное значение «правило») — регулирующее правило, указывающее границы своего применения.
Оглушение согласных - переход звонких согласных в глухие в конце слов или перед глухими согласными.
Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка.