Слайд 2
Актуальность темы
Для успешного освоения программы обучения в школе
у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно
высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине.
Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Дети и педагоги не любят такие занятия, но научить детей составлять рассказ по картине нужно. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.
Возникшее противоречие Т.А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова попытались решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Слайд 3
Этап 1
«Определение объектов на картине».
Цели:
формирование в уме детей
определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их.
«Смотрю на
картинку, и называю объекты»;
Это этап работы важен для обозначения объектов на картине и проговаривания их названий.
Для мотивации детей к выделению объектов на картине кроме приемов «подзорная труба» можно использовать прием «бинокль» или приглашение «Волшебника Деления». Последовательность на называния объектов на картине может быть любой.
Выявлять части одного объекта можно с помощью приемов: «Аукцион», «Охота за потребностями», «Кто самый внимательный» и др. Все эти упражнения проводятся как соревнования с целью более полного выделения частей объектов.
Слайд 4
Игра с подзорной трубой.
Глядя через свёрнутый в виде трубы лист бумаги, дети
рассматривают картину и называют все предметы, которые заметят на ней: дома, небо, дерево, девочка, санки, снеговик, елка, дым, сугроб, медведь, берлога и.т.п.
Игра «Часть и целое»
Если дети называют предмет, то уточняем, составной частью какого предмета он является.
Например: окно – часть дома, ветка – часть дерева,
морковка – часть снеговика и т.п.
Слайд 5
Этап 2
«Установление взаимосвязей между объектами на картине ».
Цели:
находить
взаимосвязи объектов, изображенных на картине;
«Один объект связан с другим»;
Алгоритм
установления взаимосвязей между
объектами на картине.
1. Выдели два объекта на картине.
2. Объясни, почему они между собой связаны.
3. Объедини названные объекты стрелками.
Для обучения установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаются следующие творческие задания:
*пришел волшебник Объединения и соединил два предмета. Волшебник просит объяснить, почему он это сделал;
*«Ищу друзей» − найти объекты, которые между собой связаны по эмоциональному расположению и т.п.
Работа по активации речи: обучение детей сопоставлению не только простых, но и сложноподчиненных предложений, с краткими рассказами- рассуждениями.
Модель таких рассказов:
*утверждение, что с чем связано;
*ряд доказательств утверждения с помощью слов «во-первых…, потому что»; «во-вторых…, потому что»; «в-третьих,…» и т.п.;
*вывод-подтверждение.
Последовательность объединения объектов может быть любой в зависимости от выбора детей.
Слайд 6
Этап 3
«Составление сравнений, загадок и метафор по
картине».
Цели:«Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу
сравнить его признаки с признаками других предметов»;
Алгоритм составления сравнений
Слайд 7
Алгоритм составления загадок.
Загадки составляются из
трех сравнений одного объекта с другими.
1. Выбери предмет на
картине и перечисли его особенности – признаки 9 цвет, форму, его части...).
2. Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку:
-Какой предмет? Что такое же у других предметов?
- Что делает? то или что делает так же?
- На что это похоже? Чем отличается?
3. Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой.
4. Найди в них общее.
5. Составь текст загадки с помощью слов: «как», «но не».
6. Произнеси правило этого этапа: «Я смотрю на объект и могу составить загадку».
Слайд 8
При составлении загадок используют следующие модели.
Модель 1
Модель
2
Модель 3
Слайд 9
При составлении загадок используют следующие модели.
СНЕГ
Модель 1
Белый,
но не сахар. Мягкий, но не перо. Пушистый, но
не вата.
Модель 2
Укрывает, но не одеяло. Падает, кружиться, но не листик. Идет, но не дождь.
Модель 3
Белый, но не сахар, укрывает землю как покрывало, похожа на вату, но тает. Что это?
Слайд 10
Этап 4
«Представление возможных ощущений с помощью разных
органов чувств»
Цели:
На
основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы
чувств (слух, обоняние, осязание);
«Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»;
-активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.
Для создания речевых зарисовок с детьми на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств педагог должен уточнить, какие признаки объектов могут быть « считаны» разными анализаторами человека пять органов чувств: нос, ухо, язык, рука, глаз.
В работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников-помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».
Слайд 11
Самое полное представление об
объектах на картине дают глаза. Они определяют местонахождение объекта,
размер, цвет, части, и т.д. С помощью вкусового анализатора − языка− можно определять на картине съедобное − несъедобное, вкусное − невкусное, т.е. оценочное отношение героев картины к этому признаку. Нос воспринимает запах, ухо − звук. То и другое может быть приятным или неприятным, опасным − неопасным, резким − слабым, смешанным− однородным. Рука дает тактильные ощущения: информацию о свойствах материала, температуре, форме, количестве, частях и др.
При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине так и предполагаемых за ее пределами. Представить и описать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли помогут волшебники «Я слышу», «Я чувствую запах».
Для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения в картину». Педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой т.д.
Рекомендуется начинать речевую зарисовку с фраз: «Я слышу как…»; «Когда я трогаю руками,…»; «Здесь пахнет…» и др. Описывать ощущения можно от лица как постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.
Слайд 12
Волшебник «Я нюхаю»
Здесь пахнет свежестью
Я чувствую аромат
ели
Из окна вкусно пахнет пирогами
Я чувствую
запах морковки, которой мальчик украсил снеговик.
«Представление возможных ощущений с помощью разных
органов чувств»
Слайд 13
Волшебник «Я ощущаю руками и кожей»
«Представление возможных ощущений
с помощью разных
органов чувств»
Я прикасаюсь к снегу и ощущаю,
какой он холодный.
Я чувствую на ощупь, какой лед на речке гладкий
Я чувствую, какая на ощупь елочка колючая, а веточки у нее, как маленькие ежики
Прикасаюсь к дереву. Ствол у него твёрдый, шершавый, толстый.
.
Слайд 14
«Представление возможных ощущений с помощью разных
органов чувств»
Волшебник «Я
слышу»
Я слышу пение птиц
Я слышу, как хрустит снег под
санками, как коньки царапают лед.
А так же слышно, как дети весело общаются между собой.
Слайд 15
«Представление возможных ощущений с помощью разных
органов чувств»
Волшебник «Я
пробую на вкус»
Снег есть нельзя, потому что он холодный
и грязный.
Слайд 16
«Представление возможных ощущений с помощью разных
органов чувств»
Волшебник «Я
вижу»
Я вижу, как мальчик лепит снеговика, одна девочка катается
на санках, а другая на коньках
Когда я внимательно смотрю на картину, вижу как мальчик катается на лыжах
В берлоге спит медведь
На деревьях сидят птицы
Слайд 17
Этап 5
«Составление рифмованных текстов по мотивам содержания
картины».
Цели:
подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять
с ними рифмованные тексты;
активизировать речь с помощью рифмующихся слов;
«Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».
Алгоритм составления рифмованных текстов
Слайд 18
Этап 6
«Определение местонахождения объектов
на картине».
Цели:
пространственная ориентировка на картине;
активизировать
в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия) ;
«У каждого
объекта есть свое место на картине».
Каждый объект на картине может быть описан через ориентиры двухмерного и трехмерного пространства центральная часть; левая − правая; нижняя − верхняя части картины; правый − левый; верхний − нижний углы картины и т.п. ближе − дальше; впереди − сзади; около; между; за; перед; после; в глубине…
- Игра «Да − нет» на плоскости
Педагог загадывает объекты на картине, а дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, устанавливают его местонахождение.
Вопросы задают таким образом, чтобы ведущий мог отвечать только «Да» или «Нет». Идет постепенное суждение поля поиска через отсечение лишнего пространства на плоскости.
Слайд 19
Этап 7
«Составление речевых зарисовок с использованием
Разных точек зрения»
Цели:
упражнять детей в умении перевоплощаться
в объект на картине, изменять свое настроение во времени;
составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине;
«Я превращаюсь в объект на картине и у меня… характер»
активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.
Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить:
- возможные эмоциональные состояния и настроение героев:
грустный− веселый; спокойный− возбужденный; сытый− голодный; здоровый− больной…;
- разнообразные свойства характера: добрый− злой; трудолюбивый− ленивый; вежливый− грубый; умный− глупый…;
- признаки проявления эмоционального состояния:
веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…)
грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…)
больной (раздражается, ворчит, требует повышенного внимания, жалуется на свое здоровье…)
Перед тем как обучать ребенка составлению речевых зарисовок от первого лица, необходимо следующие творческие задания:
- «Я назову тебе черту характера, а ты назови противоположную ей (например: добрый− злой)».
- «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь зависимости от ситуации»
Для обучения детей речевым зарисовкам от лица одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием «эмпатии». Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает какую-то черту его характера.
Слайд 20
Составление рассказов от лица разных героев
«Я веселый и
красивый Снеговик, меня построил из снега один добрый мальчик.
Стою во дворе и наблюдаю, что там происходит. Ко мне прилетают прелестные птички и прибегает белый зайчишка, которому очень нравиться мой нос из морковки. Рябом со мной, под сугробом, в своей берлоге крепко спит бурый мишка. Мне очень весело, когда дети выходят кататься на санках, коньках и лыжах.»
«Я превращаюсь в объект на картине»
Слайд 21
Этап 8
«Описание объекта с изменением его характеристики
во времени»
Цели:
составлять
речевые зарисовки об изменении объекта во времени;
«Я выбираю объект
и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом.»
Картина рассматривается детьми как остановившейся миг. По сути же, возможно развитие сюжета во времени.
В рассказе рекомендуется использовать словесные обороты, характиризу- ющие временные отрезки (было− будет; утро−вечер; весна− осень; раньше− позже; до того− после того…).
Слайд 22
Путешествие во времени
«Я выбираю объект и представляю, что
было с ним раньше и что будет с ним
потом.»
Слайд 23
Этап 9
«Понятие о смысловых характеристиках картины».
Цели:
- находить и объяснить смысловое содержание картины;
-составлять речевые зарисовки по типу рассуждения;
-активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины;
«У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл»
Для осмысления содержания картины необходимо использовать пословицы и поговорки. Они могут иметь прямой и иносказательный смысл, более значимый по сравнению с тем, который в них выражен. Но смысл пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность человеку по-разному толковать его. Данная многозначность позволяет «привязать» житейскую мудрость к картине любого содержания.
«Ромашка мудрости». Воспитателем готовятся листочки бумаги в виде лепестков, на которых написаны разные пословицы и поговорки как знакомые так и не знакомые детям. Задание: выдерни «лепесток», объясни, почему так назвали картину? (Текст пословицы читает воспитатель; рассуждения происходят вместе с детьми.) Следующая игра− «Найди самое удачное название картины».
Мы учим объяснять, в чем заключается человеческая мудрость той или иной картины, а не самостоятельно формулировать жизненное правило, поскольку жизненный опыт ребенка очень мал!
Слайд 24
Итоговая беседа
«Составление детьми творческих рассказов
по картине».
Цели:
закрепить занятия, полученные
в ходе этапов составления рассказа по картине;
Воспитатель заранее составляет и записывает собственный творческий рассказ по картине. Это может быть стихотворная поэма или рассказ-рассуждение, размышление. По времени рассказ не должен превышать 2 – 3 мин.
Накануне занятия воспитатель обращается сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними. В группу придут гости.
Вначале детям предлагается рассказать в какие игры с картиной они играли.Воспитатель предлагает детям в качестве подарка картине составить свои рассказы.
Рекомендуем игры «профессора Вопроскина»: где дети задают друг другу как можно больше вопросов по картине.
Педагогам необходимо планировать не более 6 – 7 сюжетных картин в год для составления рассказам по ним, т.к. как основная цель – не рассказ, а усвоение обобщенных способов составления рассказов по любым сюжетным картинкам.