Слайд 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором
текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3
План написания экзаменационного сочинения
1.Формулировка одной из проблем, поднимаемой
автором исходного текста.
2. Комментарий сформулированной проблемы ( как автор
раскрывает эту проблему в тексте):
а) приведение первого примера из прочитанного текста, который, по вашему мнению, важен для понимания проблемы исходного текста;
б) приведение второго примера из прочитанного текста, который, по вашему мнению, важен для понимания проблемы исходного текста.
3. Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме.
4. Заявление вашего согласия или несогласия с позицией автора исходного текста.
5. Высказывание собственного мнения по этому поводу ( это тот ТЕЗИС, на который приводятся два аргумента).
6. Первый аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости собственного мнения и опирающийся на читательский опыт (желательно из русской или зарубежной литературной классики).
7. Второй аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости собственного мнения и опирающийся на знания и жизненные впечатления или читательский опыт.
8. Краткий итоговый вывод ( не является строго обязательным, но придаёт тексту сочинения законченный вид).
Слайд 4
Примеры возможного начала сочинения.
Прочитав текст NN,
невольно задаёшься вопросом: « Что хотел сказать читателям автор?
К какой проблеме он стремится привлечь наше внимание?» Ответы на эти вопросы я попытаюсь найти в своём сочинении.
В предложенном для анализа тексте затронута проблема бережного отношения к книге.
Слайд 5
2) Упоминание о войне никого не оставляет
равнодушным. Страшные испытания, бедствия, гибель, ранения, страдания, разрушение –
именно такие ассоциации вызывает это слово. О войне, о её разрушительных последствиях в судьбе человека говорится в приведённом отрывке из произведения замечательного русского писателя Леонида Андреева.
В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему нравственной оценки факта войны и душевного состояния человека, участвующего в ней.
Слайд 7
Проблема – это тот вопрос, который
интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и
размышления.
Проблема чаще всего связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения.
Слайд 8
Следует сосредоточиться на проблеме, которая
находится в
центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть
является главной, а не второстепенной (по поводу именно главной проблемы отчётливо высказывает автор свою позицию автор исходного текста, так что на это тоже можно ориентироваться, начиная работу над сочинением);
даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения).
Таким образом, выбирать проблему для комментирования лучше всего,
задавая себе вопрос: по поводу какой проблемы автор отчётливо выражает свою позицию в тексте;
опираясь на остальные смысловые части сочинения.
Слайд 9
Сформулировать проблему можно двумя способами:
1. Вопросительным предложением:
-
в виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым
рассуждает автор исходного текста и который требует решения), после которого делается отсылка к исходному тексту.
Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоззренческих позиций? Именно этой сложной проблеме посвящён текст NN.
Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Именно эту сложную проблему поднимает в своём тексте NN.
Слайд 10
2. Повествовательным предложением:
Сочетанием слова проблема с
именем существительным, употреблённом в родительном падеже: проблема (чего?)
В предложенном для анализа тексте автор затрагивает проблему (чего?) отцов и детей.
Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека.
В тексте NN поднимается проблема (чего?) одиночества.
Слайд 11
Запомните!
Формулируя проблему, нежелательно использовать слова «статья», «очерк», «рассказ»,
например: «В статье NN поднимается проблема роли книги в
жизни человека», «В предложенном для анализа очерке автор затрагивает проблему одиночества», «Именно этой сложной проблеме посвящён рассказ писателя NN».
Лучше употреблять слово «текст»
Слайд 12
2) НЕЛЬЗЯ формулировать проблему следующим образом: «Проблема этого
текста в том, что…» .
Это грубая речевая ошибка!
3)
Предлог «ПО» перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с изменениями: «По С.Л.Львову».
Поэтому НЕЛЬЗЯ: «В тексте по С.Л.Львову
поднимается проблема равнодушия».
Это серьёзная грамматическая ошибка!
НАДО: «В тексте (КОГО?) С.Л. Львова поднимается проблема равнодушия».
Слайд 13
4) При формулировке проблемы не стоит использовать синтаксические
конструкции, представляющие собой несколько подряд идущих имён существительных, употреблённых
в Р.п.:
«В тексте В.Никляева затрагивается проблема (ЧЕГО?) отсутствия (ЧЕГО?) способности (ЧЕГО?) радостного восприятия (ЧЕГО?) окружающего мира».
Лучше сформулировать в виде вопроса:
«Почему у некоторых людей отсутствует способность радостного восприятия окружающего мира? Именно эту сложную проблему поднимает в предложенном для анализа тексте NN».
Слайд 14
5) ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОШИБКА!
«В тексте Львова Сергея
Львовича поднимается
проблема равнодушия».
В сочинении публицистического характера имя и
отчество автора (его инициалы) должны предшествовать фамилии:
«В тексте Сергея Львовича Львова поднимается проблема равнодушия».
Слайд 15
6) Некорректно указывать фамилию автора без
инициалов:
«В тексте
Львов поднимает проблему равнодушия».
7) Избегайте фамильярности, упоминая об авторе
исходного текста: не стоит употреблять его имя и отчество без фамилии:
« В предложенном для анализа текста автор задаётся вопросом: «Что произойдёт, если сострадание уйдёт из жизни современного общества?» Сергей Львович затрагивает проблему равнодушия».
Слайд 16
ЗАПОМНИТЕ!
Проблема (ЧЕГО?)
Вопрос (о ЧЁМ?)
Слайд 17
Возможные способы формулировки проблемы исходного текста и начала
сочинения.
Слайд 18
1. Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по
содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы.
Переход
от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, используя клишированные фразы:
«Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?)…»
Например:
Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, сострадать? Как долго мы храним память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л.Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения человека к войне.
Слайд 19
2. Сочинение можно начать с назывного
предложения, содержащего ключевое понятие исходного текста, а затем в
виде вопроса сформулировать проблему, выбранную для комментария.
Например:
Жадность. Как этот один из самых отвратительных нравственных пороков влияет на души людей? Именно такую проблему поднимает В.Солоухин в предложенном для анализа тексте.
Слайд 20
Виды проблем.
Нравственные
Философские
Социальные
Экологические
Научные