Слайд 2
«Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет
в мире игры, сказки, музыки, фантазии.
Без этого –
он засушенный цветок».
В.А. Сухомлинский
Театр - это волшебный край, в котором
ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!»
С.И. Мерзлякова
Слайд 3
Для современного этапа развития дошкольного образования характерны
поиск
и разработка новых технологий обучения и воспитания
поиск пути
развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа
Слайд 4
На первое место выходят:
принцип интеграции содержания дошкольного
образования
интеграции видов детской деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной
принцип деятельностного
подхода
принцип обучения - учить играя
Слайд 5
В брошюре ЮНЕСКО, посвященной формированию языка в дошкольном
возрасте, говорится, что развитие речи — важнейшая предпосылка успешного
школьного обучения. Одно из основных правил речевого развития — все время вступать с ребенком в контакт, говорить обо всем, что окружает, используя специально обращенную к ребенку речь, адаптированную к его потребностям, возможностям, варьируя формы выражения и мимику.
Слайд 6
По данным статистики на сегодняшний день 7 детей
из 10 нуждаются в специальной коррекционной работе. При этом
дефекты речи зачастую сопровождаются нарушениями в эмоционально-волевой сфере. В связи с этим перед педагогом стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию дошкольника в гармонично развитую личность.
Театрализованная деятельность и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется принцип обучения : учить играя.
В современных условиях игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.
Слайд 7
Ученые единодушны во мнении, что театр является одним
из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер
искусства. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Слайд 8
Театрализованная деятельность, к сожалению, не входит в систему
организованного обучения детей в детском саду. Воспитатели используют её
в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Подготовка к спектаклю чаще всего заключается в разучивании ролей с многократным повторением текста детьми. А игра-драматизация и вовсе отдаётся на откуп детям.
В первую очередь это связано с недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.
Слайд 9
Театрализованная деятельность позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики
и психологии
Художественное развитие
Познавательное развитие
Развитие социально- коммуникативных качеств личности, нравственное
воспитание
Речевое развитие
Развитие воображения, фантазии
Развитие движений
Развитие внимания
Развитие памяти
Развитие восприятия
Слайд 10
Театрализованная деятельность в детском саду организационно может
пронизывать все режимные моменты:
включаться в любую НОД;
в совместную деятельность
детей и взрослых в свободное время (в работу различных студий и кружков, в содержание праздников, развлечений и досугов);
осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Слайд 11
Во время непосредственно образовательной деятельности педагог включает театрализованную
игру как игровой прием и форму обучения детей.
В
образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.
Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре
Театрализованная игра в ООД
Слайд 12
организация игр и игровых ситуаций на прогулке, в
игровых комнатах
чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов
вне ООД в течение дня
игры-рисования на свободную тему
строительные игры с драматизацией
Совместная деятельность детей и взрослых
Слайд 13
Исследование, проведенное Г.А. Волковой убедительно показало, что интенсивному
речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает
в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т.д.)
Самостоятельная деятельность детей
Слайд 14
Трудности
Перегрузка детей информацией в процессе театрализованной деятельности.
Господство старых
методов, построенных на механическом воспроизведении интонаций, жестов, движений, мимики
и копировании их за педагогом .
Отсутствие у детей потребности самостоятельно решать задачи, связанные с созданием художественного образа.
Обучение, построено на основе копирования заданного педагогом образца.
В старшем дошкольном возрасте, в связи с появлением самооценки, ребенок начинает сам оценивать себя, свои действия.
Таким образом, методы работы с детьми и содержание театрализованной деятельности требуют совершенствования
Слайд 15
Театрализованная игра
Беседа
Техника речи
Коррекционная ритмика
Творческая игра
Психогимнастика
(этюды)
Инсценирование произведения
Постановка спектакля
Выступление
Просмотр спектаклей с участием детей
Формы работы
Слайд 16
Методические пособия т. С. Григорьевой А.В. Щеткина и
другие предлагают разные формы и приемы работы с детьми
по театрализованной деятельности. В своей работе я пользовалась этими пособиями и хочу поделиться наиболее удачными моментами и своими наработками, принесшими положительные результаты.
Основой совместной деятельности с детьми стала работа по развитию артикуляционного аппарата, физиологического и речевого дыхания, игры с пальчиками , работу над этюдами, сочинение и постановку сказок.
Слайд 17
Опыт показал, что моим воспитанникам наиболее интересны игры-драматизации,
в этом случае они играют сами - используя интонацию,
мимику и пантомиму. Детям очень нравится переодеваться в костюмы, говорить и действовать как настоящие артисты. В играх – драматизациях дети лучше раскрепощаются, и в дальнейшем более активно идут на контакт.
Интересны детям и разнообразные этюды на развитие выразительности жестов, эмоций, фантазии, памяти, внимания: покажи, что ты удивился, расстроился, что тебе весело. Здесь активно использую картинки с изображением эмоций и схемы эмоций.
Слайд 18
Театральная игра – направлена на развитие воображения детей,
на умение фантазировать, придумывать, сочинять, умение выступать перед публикой,
а также совершенствуется память, внимание.
Театрализованная игра «Теремок», «Воображаемое путешествие», «Семь сыновей», «Ходим кругом», «Полет на луну», «Корабль», «Вкусные слова», «Цирк зверей».
«Вкусные слова» Педагог « я буду вам давать угощение, а вы должны определить и сказать, что это». Педагог берет например (воображаемую) конфету и, называя по имени ребенка, угощает его. Тот берет угощение, называет его, благодарит и съедает.
Слайд 19
Техника речи включает следующие упражнения :
Артикуляционная гимнастика;
Разогревающий массаж
лица и мимических мышц;
Речевые упражнения на произношением согласных и
гласных (чистоговорки, скороговорки);
Упражнения на развитие дыхания ;
Речевые упражнения с движениями;
Речевые и пальчиковые игры и сказки.
Коррекционная ритмика :
Развитие творческого воображения;
Развитие фонематического слуха;
Словотворчество;
Точное сочетание темпа музыки с ритмом речи и движений.
Слайд 20
Психогимнастика Цель: развитие эмпатии, активизация воображения и образного
представления, тренировка выразительности мимики и движений. 2-3 минуты.
Созданные в
сознании картины увлекают детей и требуют воплощения. Данные игры и упражнения показывают, как постепенно, от занятия к занятию, у детей формируются образность и выразительность мимических и пантомимических движений, а главное, снимается закомплексованность, боязнь показаться смешным и оригинальным.
Этюды «Осенние листочки», «Котенок принюхивается», «Тропинка», «Дождь», «Игра в снежки», «Бабочки и слоны» и многое другое.
Слайд 21
Творческие игры моделирование и анализ ситуации.
Игра «Путешествие в
выдумляндию», «Новогодний хоровод», «Море волнуется», «На что похоже» и
др.
Цель: учить детей формулированию и построению гипотез; упражнять в фантазировании. Задания предполагаемые в этих играх: решить определенную проблему, выдвинуть гипотезу, продолжить рассказ или сочинить свой; нарисовать несуществующий образ, свои эмоции, чувства, - все это предполагает свободу мысли, отсутствие страха быть неправильно понятым, высказывать не совсем традиционный ответ.
Слайд 22
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и
включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также
работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающие разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно).
Слайд 23
Родители – участники воспитательно-образовательного процесса.
Слайд 24
Организация работы с родителями
Эффективность развития детей в театрализованной
деятельности во многом определяется присутствием родителей в качестве зрителей.
Поэтому педагоги должны предварительно договориться с родителями группы о времени ухода детей домой, которое будет удобным для большинства из них. Таким образом, на участие в спектакле в качестве зрителя каждый родитель должен будет потратить не более 25 минут. Это должно стать доброй традицией в ежемесячном общении детей, педагогов и родителей.
Постановка спектаклей для родителей может быть приурочена и к определенным праздникам.
Слайд 25
Работа с детьми старшего дошкольного возраста в театрализованной
деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает работу
по развитию внимания, воображения, движений детей, снятия их сценического волнения
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработка мизансцен, овладение приемами грима
Содержание и методика работы с детьми 5-7 лет.
Слайд 26
Правила
подготовки к спектаклю
Не перегружать детей
Не навязывать
своего мнения
Предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных
ролях
Слайд 27
Специфические компоненты
системы работы
по театрализованной деятельности
Эмоциональное
погружение
в
произведение
Отражение
прочитанного
в видах деятельности
Собственно
драматизация
произведения
Слайд 28
Анализ проделанной работы
позволяет сделать следующие выводы:
-во время
занятий театрализованной деятельностью у детей развивается чувство коллективизма, ответственность
друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
-участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.