Слайд 2
На современном этапе развития
общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Культура
речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью - профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Поэтому задача обучения родному языку выступает как одна из главных задач дошкольного и школьного образования.
Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями.
Проблема развития образности речи детей изучалась в лингвистическом, психологическом и
педагогическом аспектах.
Слайд 3
Понятие образности речи
Слова «образность», «образный» используются
в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле
этого слова - как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи - частное ее проявление.
Слайд 4
Стилистика рассматривает образность
речи как особую стилевую черту, которая получает наиболее полное
выражение в языке художественной литературы. Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию. «Слово в художественном произведении, - писал В.В. Виноградов, - совпадая по своей внешней форме со словом соответствующей национально-языковой системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении.
Поэтому оно [слово] двупланово по своей смысловой направленности и, следовательно,
в этом смысле образно».
Слайд 5
Более узкое понимание образности
речи основано
на использовании слов в переносном
значении, с измененной семантикой. При этом слова, получающие образное значение, в художественном контексте в какой-то степени теряют свою номинативную функцию и приобретают яркую экспрессивную окраску. Изучение образного значения слова в этом смысле направлено на исследование лексических приемов, придающих речи эстетико-художественное значение.
называют образной
иносказательную речь, связывающую с
называнием предмета ряд представлений, вызывающих эмоциональные переживания
(О.С.Ахманова, А.Н.Гвоздев, С.Н.Цейтлин
А.А. Леонтьев,В.К.Харченко)
Психологи подчеркивают
выражение в образе обобщенного содержания и его оттенков, развития эмоциональной выразительности речи
(Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин,
Ф.А.Сохин ,
А.В.Запорожец).
Слайд 7
Педагогические исследования отмечают необходимость проведения специальной работы, чтобы
вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания(Е.И.Тихеева,Е.А.Флерина,
Н.С.Карпинская, Л.А. Пеньевская, Р.И.Жуковская, М.М.Конина).
Наиболее последовательно решение этой задачи речевого воспитания представлено в методике обучения русскому языку школьников, в которой выделены основные средства воспитания выразительности речи детей (Т.А.Ладыженская, М.Р. Львов, Н.К.Никитина, Н.С.Рождественский, Н.В.Костромина).
Слайд 8
В дошкольной педагогике
развитие образности речи рассматривается как
необходимое условие формирования эстетических представлений, эстетического вкуса детей при ознакомлении
с произведениями изобразительного искусства (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Р.Г.Казакова );
с природой (Е.И.Тихеева, Н.Ф.Виноградова, Е.Н.Водовозова);
с художественной литературой и фольклором
(А.Е.Шибицкая, Л.М.Гурович, Р.И.Жуковская, О.С.Ушакова, Н.С.Карпинская).
Однако проблема осознания детьми образных средств при ознакомлении с особенностями художественного стиля речи и разными типами высказываний
в данных исследованиях не являлась основной целью.
Слайд 9
Вместе с тем доказано, что успешное овладение родным
языком обеспечивается формированием первоначальных представлений о языке, речи, о
действиях с речевым материалом, которые могут нести элементы осмысливания и осознанности (Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, А.Г.Тамбовцева).
В исследованиях последних лет рассматривается проблема осознания таких образных средств, как
эмоциональная лексика,
пословицы и поговорки,
фразеологизмы.
(Н.В. Гавриш, А.П.Илькова, А.И. Лаврентьева, И.Н.Митькина, А.А.Смага, Е.А. Ставцева).
Слайд 10
Развитие образности речи формировалось главным образом при обучении
детей составлению описательных высказываний. Между тем в высказываниях типа
повествования и рассуждения возможна вероятность появления разнообразных образных средств.
Лингвисты справедливо отмечают, что удельный вес образной лексики в различных системах и стилях речи значителен (И.Д.Арутюнова, А.А.Уфимцева, В.К.Харченко). По их мнению, ребенку так же, как и взрослому, бывает свойственно стремление усилить любое высказывание выразительными средствами.
Психологи и педагоги, рассматривавшие становление и развитие речи детей, доказали, что дошкольники могут понимать и использовать средства образности в своих высказываниях (С.Л.Рубинштейн, Л.М.Леушина).
По мысли С.Л.Рубинштейна, для появления в речи детей образных средств, нужна вдумчивая педагогическая работа, в ходе которой следует развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами.
Таким образом, становится очевидным противоречие между признанием необходимости и возможности развития образности речи детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса с другой.
Таким образом, становится очевидным противоречие между признанием необходимости и возможности развития образности речи детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса с другой.
Слайд 12
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Игровое упражнение
«Закончи пословицу»
Без печки холодно,
без хлеба ... (голодно).
Не шуба греет, а ...
(хлеб).
Не будет хлеба, не будет и ... (обеда).
Хлеб на столе и стол ... (расцвел).
Инсценировка пословиц
Изобразите, как вы понимаете эти пословицы:
У страха глаза велики.
Пуганая ворона куста боится.
У нашего Трошки задрожали ножки.
Пугается, как заяц на ветру.
Прячется, как лягушка в камышах.
Слайд 13
Маленький труд лучше большого безделья
Слайд 14
Угадайте пословицы
Взрослый намеренно пропускает слова в известных пословицах
и предлагает на выбор несколько вариантов:
За (какой?) головой, как
за каменной стеной. (Умной, большой, старой.)
(Какую?) дружбу и топором не разрубишь. (Верную, долгую, красивую.)
(Что?) век не забудется. (Добро, богатство, бедность.)
Худо тому, кто (что?) не делает никому (добра, встреч, помощи ).
(Какое?) слово до сердца доходит (длинное, сердечное, непонятное).
(Какое?) слово, что дождь в засуху (доброе, короткое, веселое).
Людям забота, как воздух нужна, стать всем (какими?)
поможет она (выше, богаче, добрее).
Слайд 17
Знакомство с многозначными словами.
Слайд 18
Художник нарисовал 11 носов и носиков. Попробуй их
отыскать!
Слайд 19
Кто, как соловушка, поёт? Как лебёдушка, плывёт?
Как
сорока, трещит? Как сова, всё утро спит?
Кто здесь
выглядит орлом? Кого голубкой назовём?
Слайд 23
Не пускайте Козла в огород, Потому
что козёл - сумасброд:
Он немедленно вытопчет грядки,
Станет бегать по ним без оглядки.
Поступает он так не со зла - Необузданный нрав у Козла!
Пустить козла в огород - допускать кого-либо туда, куда он более стремится и где более всего опасен.Без оглядки - очень быстро, изо всех сил, не оглядываясь.
Считать ворон - быть крайне невнимательным, рассеянным,
ротозейничать.
Слайд 24
ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ
С ЖИВОПИСЬЮ
(использование образности речи)
Слайд 25
КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ОБ ИСКУССТВЕ
Что привлекает
детей в возрасте 5-7 лет
- Теплые, яркие
цвета. Статистика свидетельствует,
что малыши отдают предпочтение красному.
- Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе «Лего»).
- Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которое выглядит «как настоящее».
- Точное воспроизведение текстуры материала
(ткани, волос, меха и т. п.), когда хочется
не только увидеть, но и потрогать.
Слайд 26
- Картины, на которых изображены люди, животные или
легко узнаваемые элементы пейзажа - дом, поле, сад, деревня,
берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты).
- Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.).
- Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т.п.).
- Простые композиции: одна центральная фигура
и минимум второстепенных элементов.
- Мелкие детали: их малыши замечают
в первую очередь.
Слайд 27
Мона Лиза, или Джоконда
Леонардо да Винчи
(Лувр, Париж, Франция )
Слайд 28
Кто эта женщина? Она жила около пятисот лет
тому назад в Италии. Ее имя Лиза, но называют
ее Мона Лиза, то есть «госпожа Лиза». Еще ее называют Джоконда, потому что ее итальянская фамилия - дель Джокондо.
Кто написал эту картину?
Этот портрет написал Леонардо да Винчи. В то время он был уже знаменит и жил в том же городе, что и она, - во Флоренции.
В картине не очень много разных цветов .
Верно. Леонардо да Винчи не любил яркие и разнообразные цвета. Он предпочитал мягкие оттенки, приятные для глаза. Ему хотелось, чтобы взгляд зрителя плавно скользил от предмета к предмету, как ласковое прикосновение, как облако.
Почему картина такая темная?
Безусловно, в момент создания она была гораздо светлее и потемнела от времени. Лица людей к старости покрываются морщинами, а живопись темнеет и трескается. Слой лака на картине также «состарился» и приобрел коричневатый оттенок.
Раньше кожа Моны Лизы была светлее, и сама она имела более здоровый вид. Небо на заднем плане тоже наверняка было не такое бледное.
Слайд 29
Кажется, что у дамы нет волос
Волосы, конечно,
есть - они видны выше, под прозрачной головной накидкой
Просто по моде того времени женщины выщипывали часть волос надо
лбом, чтобы как можно больше открыть лицо. Если бы Мона Лиза увидела
наши нынешние прически, она бы ужаснулась и решила, что мы неряхи
Почему Леонардо написал ее портрет? Он считал ее красавицей?
Этого мы не знаем. Но если супруг Моны Лизы заказал ее портрет, вероятно, в то время подобного рода внешность считалась привлекательной. Иначе он вряд ли стал бы так гордиться красотой жены, чтобы увековечивать ее на
портрете!
Почему все говорят, что Джоконда очень красивая? Возможно, многим она действительно нравится. А другие, может быть, просто слышали общее мнение и повторяют его по привычке, не думая. Возможно также, что люди воспринимают как единое целое картину и женщину, которая там изображена, и выходит, что коль скоро картина так хороша, то хороша и сама женщина. Но не надо забывать, что речь все-таки идет о разных вещах: это картина, а не реальная женщина из плоти и крови.
Во всем мире знаменита картина, а не женщина. Когда говорят
«Мона Лиза» или «Джоконда», мы не задумываемся о том,
кто была эта женщина, какой у нее был характер, где она жила.
Мы вспоминаем саму картину, а не ее героиню.
Слайд 30
Почему эта картина так знаменита?
Потому что
художнику впервые удалось создать и внушить зрителю ощущение живой
жизни. Леонардо не стал изображать свою модель с застывшими чертами лица, как было принято. Он сообщил ее лицу загадочно-неуловимое выражение: это полуулыбка, по которой трудно определить внутреннее состояние молодой женщины.
И хотя атмосфера вокруг производит впечатление покоя, кажется, что и освещение вот-вот изменится. Перед зрителем впервые предстала картина, столь тонко передающая движение времени.
Что находится на заднем плане?
Мона Лиза сидит в лоджии (это просторный открытый балкон), повернувшись лицом к нам, как будто мы сейчас в доме, вместе с художником. За ее спиной пейзаж, который обычно открывается ее взгляду: долины, река, мост, уходящие вдаль дороги.
Хотя на картине Мона Лиза изображена одна, она не
отгорожена от внешнего мира.