Слайд 2
Дошкольный возраст наиболее благоприятен
для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является
важным условием умственного развития ребёнка.
Проблема развития устной речи дошкольников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. На наш взгляд, недооцененным резервом методики в аспекте формирования речевых умений дошкольников является пересказ.
Пересказ определяется как вид работы по развитию связной монологической речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (исходного).
Пересказ, как вид связной монологической речи – осмысленное, творческое
воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведения, понять его основное содержание, запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи. Это вид работы ребенка, средство развития речи на основе образца. Состоит в передаче ребенком содержания прослушанного текста, в усвоении его логики, композиции, средств языка лексики, синтаксиса, образных средств.
Слайд 4
Пересказ художественных произведений
положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу
литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.
Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.
На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т.е. развивают его речевые умения.
Виды пересказа:
1.Подробный, или близкий к тексту;
2. Краткий или сжатый;
3.
Выборочный;
4. С перестройкой текста;
5. С творческими дополнениями.
Слайд 6
Подробный пересказ – вид устного пересказа прочитанного художественного,
публицистического или научного текста, в котором не стоит задача
сокращения, выборки, творческой перестройки; задача подробного пересказа – не только передать образец по содержанию, но и сохранить, по возможности, композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца.
Краткий пересказ – вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания излагаемого текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия требует умения отобрать в исходном тексте лишь существенное, основное содержание, обобщить его, найти обобщающие языковые средства и построить новый, собственный, сжатый текст.
Слайд 7
Творческий пересказ – вид устного пересказа, характеризующийся изменениями
и дополнениями в тексте.
В детском саду используется, главным образом,
пересказ, близкий к тексту. Он легче других, и является средством закрепления в памяти содержания прочитанного, усвоение логики и структуры образца, его языка. Например, пересказ с перестройкой текста, от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе.
При пересказе с творческими дополнениями старшие дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения.
Слайд 8
Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение,
если рассказ их захватывает, вызывает сильные переживания, становится им
близким, даже если содержание и не относится к их непосредственному опыту. Следовательно, для пересказа лучше подбирать тексты, связанные с привычными для детей ситуациями, или такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. При этом работа воображения должна опираться на имеющиеся у дошкольников представления и простейшие понятия.
Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников.
Слайд 9
Требования к литературному тексту для пересказа:
- полноценное
и доступное содержание;
- разнообразие жанров;
- четкая композиция;
- простой, но
богатый язык;
небольшой размер.
Каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности, доброту, отзывчивость, трудолюбие, толерантность, любовь к родине, природе, людям и животным, уважение к старшим, желание быть полезным обществу.
Слайд 10
Язык произведений должен быть
образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без
сложных грамматических форм.
Тексты подбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.
Нужно подбирать сюжеты с чёткой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий. Обязательное требование к языку произведения – выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.
Слайд 11
Целесообразно для пересказа использовать
несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку.
Сказки следует выбирать разные:
- текст народной сказки должен быть неторопливым;
- в бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими разговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры;
- в волшебной сказке романтическая приподнятость событий, таинственность требует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика, структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки – собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примут присказку за начало сказки, им трудно будет вникнуть в суть событий, о которых начал читать рассказчик.
Слайд 12
Очень важно обращать
внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям
дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Они не осознают, что основное внимание надо уделять не подбору особых грамматических конструкций, а грамматически правильной речи .
Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.
Требования к качеству пересказа:
осмысленность, то есть полное понимание текста;
полнота передачи произведения, то есть отсутствие существенных, нарушающих логику изложения, пропусков;
последовательность;
использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами;
правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
интонационная выразительность речи, отчетливость произношения.
сложная деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, его
память, воображение, при этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложения и целого текста. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи, что подчеркивается многими исследователями в дошкольной педагогике.
Слайд 14
В настоящее время
вместе с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих
методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является использование приемов мнемотехники, представленное в виде картинно-графического плана.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Приёмы мнемотехники облегчают овладение связной монологической речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объём памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.
Слайд 15
Мнемотехника, в переводе
с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система
методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система различных приемов усвоения материалов (техника запоминания).
Формы мнемотехники:
мнемоквадрат;
мнемодорожка;
мнемотаблица;
- коллаж.
Слайд 17
Особое место в работе
с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и
схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной монологической речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Слайд 18
Особенность этого приема –
применение не изображения предметов, а символов. Данный прием значительно
облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной монологической речи для:
пересказывания текстов;
составления описательных рассказов;
обогащения словарного запаса.
Размер мнемотаблиц может быть различным, он зависит от возраста детей, от уровня их развития.
Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.
Слайд 19
Для детей младшего
дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у
детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д.
Но изначально детям трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу. Поэтому, как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Мнемодорожка тоже несет в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах обучения ребенка. Работать с мемодорожками можно, используя прием наложения и приложения, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Поняв работу с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы.
лист картона (плотная бумага или фланелеграф), на который наклеиваются
или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Коллаж – это учебное пособие. Главная задача коллажа – соединить, т.е. связать все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
- рассматривание таблицы;
- перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;
- пересказ или заучивание текста.