Слайд 2
— Вспомните, какие слова в лексической системе относятся
к историзмам, архаизмам? В чем различие между ними?
— Найдите
в словарном диктанте историзмы и архаизмы.
— Какие слова из орфографического диктанта относятся к неологизмам?
— Как они появляются в речи?
Слайд 4
Активная и пассивная лексика русского литературного языка
Пассивная лексика
делится на две группы: устаревшие слова и новые слова.
Слайд 5
Устаревшие слова
В конце ХIХ — начале XX в.,
до появления трамвая, существовала городская железная дорога с конной
тягой. Эта дорога, а также и вагон такой дороги назывались конкой. С появлением трамвая, а затем и других видов транспорта потребность в конной тяге исчезла, и слово конка устарело. Подобные устаревшие слова называют историзмами.
В древнерусском языке было слово тук — «жир». Со временем в этом значении стало употребляться слово жир, первоначально обозначавшее «корм, пища», а слово тук перестало употребляться. Подобные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами.
Слайд 6
У историзмов в современном русском языке нет синонимов,
а у архаизмов есть; например, сейчас мы говорим глаз,
а в древнерусском языке в этом значении употреблялось слово око.
Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое). Из слов, встречающихся в памятниках письменности прошлого, ученые составляют исторические словари, например, сейчас начал выходить «Словарь русского языка ХI—ХVII веков» под ред. С. Г. Бархударова.
Слайд 7
Употребление устаревших слов в художественных произведениях
Устаревшие слова используются
в художественных произведениях, повествующих о прошлом. Историзмы и архаизмы
помогают писателю создать колорит той эпохи, о которой он рассказывает.
Иногда устаревшие слова в художественных произведениях используются для создания насмешки, иронии. Юмористический эффект создается за счет включения историзмов или архаизмов в контекст, где преобладает современная общеупотребительная лексика.
Литературные произведения живут долгой жизнью, поэтому в них мы можем встретить устаревшие слова, вышедшие из употребления как до их написания (они-то и служат писателю для создания колорита прошлого), так и после их написания.
Слайд 8
Неологизмы
Новые слова (неологизмы) появляются в языке по двум
причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых,
для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы
Неологизмы возникают в языке тремя путями. Во-первых, они образуются на основе уже имеющихся слов с помощью разных способов словообразования. Во-вторых, новые слова заимствуются из других языков. В-третьих, отдельные лексические значения имеющихся в языке слов превращаются в самостоятельные слова-омонимы
Слайд 9
Возникают неологизмы и в языке писателей, которые всегда
ищут новых, свежих слов для выражения существующих понятий. Такие
неологизмы называют авторскими в отличие от неологизмов языка, которые называют языковыми. Лишь немногие из авторских неологизмов становятся общеупотребительными. Большинство из них остаются «вечными» неологизмами, понятными и употребительными лишь в данном контексте.
Появившись в речи, неологизмы носят отпечаток необычности, новизны. Потребность в назывании словом нового предмета (признака, действия) заставляет все чаще употреблять тот или иной неологизм, и он, теряя впечатление новизны, становится общеупотребительным словом.
Слайд 10
Я вошел в избу, или во дворец, как
называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами,
а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, — все было как в обыкновенной избе. Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия. Видно было, что весть о прибытии офицера из Оренбурга пробудила в бунтовщиках сильное любопытство и что они приготовились встретить меня с торжеством. Пугачев узнал меня с первого взгляду. Поддельная важность его вдруг исчезла. «А, ваше благородие! — сказал он мне с живостию. — Как поживаешь? Зачем тебя Бог принес?». Я отвечал, что ехал по своему делу и что люди его меня остановили. «А по какому делу?» — спросил он меня. Я не знал, что отвечать. Пугачев, полагая, что я не хочу объясниться при свидетелях, обратился к своим товарищам и велел им выйти. Все послушались, кроме двух, которые не тронулись с места... Я взглянул наискось на наперсников самозванца. Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку. (А. С. Пушкин.)