Результатом итогового сочинения может быть зачёт или незачёт. Указанный
результат итогового сочинения заносится в аттестат вместе с названием темы итогового сочинения.
Учащимся, которые получат неудовлетворительную оценку, дадут возможность переписать сочинение.
Если в декабре ученик получит "незачёт", то написать заново сочинение можно будет в первую среду февраля и мая.
Слайд 3
Инструкция для выпускников
Выберите только ОДНУ из предложенных
ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту
тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Слайд 4
Инструкция для выпускников
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание
на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Сочинение пишите чётко
и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
Время написания составит 3 часа 55 минут.
Слайд 5
Как будет оцениваться сочинение?
Сочинение
оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются
основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
Слайд 6
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество
слов – 350.
Если в сочинении менее 250 слов
(в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Слайд 7
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку
содержания сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её
раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания,т.е. коммуникативного замысла.
Слайд 8
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает
на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения
на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала.
Слайд 9
от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет,
характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в
единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.
Слайд 10
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий
нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную
тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
Слайд 11
Критерий №4 «Качество речи»
Данный
критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
Слайд 12
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий
позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые,
грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Слайд 13
Особенности сочинения
1. Должна быть опора на литературные
произведения.
За основу сочинения берётся исключительно литературный материал. Нельзя сдавать
работу, где вся её структура строится только на личных взглядах и рассуждениях.
2. Школьники должны будут показать в сочинениях не только знание художественного текста, но и высказывать свои собственные мысли.
Слайд 14
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Размышления об отражении проблемы в литературе,
анализ
литературных произведений в соответствии
с проблемой
Возможны краткие собственные
комментарии по
проблеме, ее отражении в литературе
ВЫВОД
Собственные размышления по проблеме
ВСТУПЛЕНИЕ
Собственные размышления
по проблеме
Композиция сочинения
Слайд 15
Тематические направления
«Разум и чувство»
«Честь и бесчестие»
«Победа и поражение»
«Опыт
и ошибки»
«Дружба и вражда»
Слайд 16
Тематические направления
Каждое тематическое направление включает два понятия, по
преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных
тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
Слайд 17
1. Разум и чувство
Направление предполагает раздумье о разуме
и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека,
которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Слайд 18
Смыслы, вкладываемые в слово «разум»
интеллект, знания;
понимание жизни;
умение организовать свою жизнь на логичных, разумных нравственных идеалах,
основаниях;
долг;
великая идея, возможно, идея служения человечеству;
прагматический подход к жизни;
расчетливость, карьеризм;
верность устаревшим (косным) правилам жизни, мешающим движению вперед;
идея, противоречащая нравственным нормам.
Слайд 19
Смыслы, вкладываемые в слово «чувство»
духовная жизнь, жизнь сердца;
нравственная жизнь;
внутренние переживания человека, его поиски себя;
любовь, сопереживание, желание помочь и др.;
выражение эмоций; неумение владеть собой;
отступление от нравственных норм ради личного;
зависть, ненависть, злоба, гордыня.
Слайд 20
Разум и чувства
(как раскрывается тема в литературе)
Единство
разума и чувства.
Сложное противоборство разума и чувства, составляющее внутренний
конфликт личности.
Выбор между разумом и чувством.
Разум как основа жизни человека. Разум позволяет совершать правильные поступки.
Чувства как основа духовности, человечности.
Губительность жизни только по законам разума.
Слайд 21
Разум и чувства
(как раскрывается тема в литературе)
Сила
разума, губительность отступления от разумных правил человеческой жизни, подчинения
только чувствам.
Необходимость бережного отношения к чувствам другого человека.
Торжество жизни сердца в русской литературе.
Необходимость гармоничного сочетания разума и чувств.
Слайд 22
Разум и чувства (литературные произведения)
В. Шекспир «Ромео и
Джульетта».
«Слово о полку Игореве».
А. Грибоедов «Горе от ума».
А.
Пушкин «Евгений Онегин».
М. Лермонтов «Герой нашего времени».
Н. Островский «Гроза».
И. Гончаров «Обломов».
И.Тургенев «Отцы и дети», «Вешние воды», «Первая любовь».
Л. Н. «Война и мир» – Болконские – Ростовы, Наташа Ростова– княжна Марья; «Анна Каренина» – Алексей Каренин – Анна Каренина; «После бала» – Иван Васильевич до и после бала.
Ф. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот».
Слайд 23
Разум и чувства (литературные произведения)
И. Бунин «Господин из
Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», «В Париже», «Холодная осень», «Чистый понедельник».
М.
Горький «Старуха Изергиль», «На дне».
И. Куприн «Гранатовый браслет».
Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».
М. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».
Е. Замятин «Мы», «Пещера».
К. Паустовский «Телеграмма», «Простая клеёнка», глава из повести «Бросок на юг».
Д. Киз «Цветы для Элджернона».
В. Кондратьев «Сашка».
В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».
Б. Екимов «Ночь исцеления», «Фетисыч».
Слайд 24
Темы, раскрывающие сложное противоборство разума
и чувства, проблему
выбора между разумом и чувствами
Что должно определять поступки человека:
разум или чувства?
Должен ли разум подчиняться чувству?
Всегда ли совпадают разумное и нравственное?
Как вы понимаете слова А. Грибоедова: «Ум с сердцем не в ладу»?
Справедливо ли высказывание Г. Флобера о том, что можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны?
Разум – счастливый дар человека или его проклятие?
Слайд 25
Темы, раскрывающие губительность жизни только по законам разума
Если
бы только разум царил в мире, в нем ничего
бы не происходило.
Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл).
Как вы понимаете слова Рене Декарта: «Разум – это зажигательное
стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным»?
Согласны ли вы с высказыванием, что в неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя?
Слайд 26
Темы, раскрывающие силу разума, губительность отступления от разумных
правил человеческой жизни, подчинения только чувствам
Почему сложные решения
рекомендуют принимать «с холодной головой»?
Разум уберегает от мелких, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой.
Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но будут ли они управлять разумом – решать ему самому.
Слайд 27
Темы, показывающие значение чувств, духовности в нашей жизни
Вселенная
обретает смысл лишь в том случае, когда нам есть
с кем поделится своими чувствами (Пауло Куэльо).
Как вы понимаете слова А. де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»?
Согласны ли вы с высказыванием Д. Фонвизина: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»?
Как вы понимаете слова героя произведения Д. Фонвизина: «Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие»?
Слайд 28
Темы, раскрывающие необходимость бережного отношения к чувствам другого
человека
Можно ли давать надежду людям на взаимные чувства, если
их совсем нет?
Любовь – трудная душевная работа, ее не каждый осилит.
Как вы понимаете слова Мольера: «Когда веленью чувств готовы мы поддаться, Стыдливость в том всегда мешает нам признаться. Умейте ж распознать за холодностью слов волнение души и сердца нежный зов»?
Слайд 29
2. Честь и бесчестие
В основе направления лежат полярные
понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести,
следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Слайд 30
Честь и бесчестие
Честь может пониматься на нескольких уровнях:
в отношениях человека с государством,
в отношениях человека с
обществом,
в отношениях человека с человеком,
в отношениях человека с самим собой.
Проблема столкновения чести и бесчестия – это вечная проблема нравственного выбора человека.
Слайд 31
Честь и бесчестие (литературные произведения)
Д. Фонвизин «Недоросль» –
Правдин, Стародум, Софья - Простаковы.
А. Грибоедов «Горе от ума»
– Чацкий – Молчалин, фамусовское общество .
А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин; «Евгений Онегин» – Онегин – Татьяна.
М. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич.
Н. Гоголь «Тарас Бульба».
Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин…
Ф. Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание».
А. Куприн «Поединок».
М. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
Слайд 32
Честь и бесчестие (литературные произведения)
В. Каверин «Два капитана»
– Саня Григорьев – Ромашин, Николай Антонович.
Н. Думбадзе «Я
вижу солнце».
Н. Лесков «Человек на часах».
А. Куприн «Чудесный доктор».
А. Грин «Зелёная лампа».
М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон».
В.Быков «Обелиск», «Сотников».
Д. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».
В. Распутин «Живи и помни», «Дочь Ивана, мать Ивана».
Слайд 33
Честь и бесчестие
(как раскрывается тема в литературе)
Служение
государству, Отечеству (годы войны, мирное время).
Верность себе, сохранение нравственности
в трудных жизненных испытаниях.
Нравственный выбор человека.
Отступление от понятий чести, компромиссы с совестью.
Предательство своих идеалов.
Предательство Родины.
Моральное падение.
Слайд 34
Темы, раскрывающие проблему необходимости служения государству, Отечеству
(годы
войны, мирное время)
Как вы понимаете слова героя произведения
Д.Фонвизина: «Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается»?
Устарело ли высказывание героя произведения Фонвизина: «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану»?
Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон).
Мы отвечаем за все, что делается вокруг нас.
Актуальность проблемы чести и бесчестия в современном мире.
Слайд 35
Темы, раскрывающие проблему сохранения нравственности в трудных жизненных
испытаниях
Как вы понимаете слова героя произведения Д. Фонвизина: «Мне
кажется, храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях»?
Как вы понимаете пословицу: «Береги честь смолоду»?
Мужество испытывается не только в минуту смертельной опасности, оно испытывается постоянно.
Как вы понимаете слова Рылеева: «Мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости»?
Актуальность проблемы чести и бесчестия в современном мире.
Слайд 36
Темы, раскрывающие проблему нравственного выбора
Актуальность проблемы чести и
бесчестия в современном мире.
Как выбрать в сложную минуту между
честью и бесчестием?
Как вы понимаете слова честь и бесчестие?
Может ли честь противостоять бесчестию? Откуда берутся бесчестные люди?
Честь истинная и ложная.
Смерть или бесчестие?
Актуальность проблемы чести и бесчестия в современном мире.
Слайд 37
Темы, раскрывающие проблему необходимости жить по законам чести
Как
вы понимаете слова Н. Гоголя: «Забирайте же с собою
в путь, выходя из юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымите потом!»
Какие ценностные ориентиры являются главными в жизни людей?
Есть ли в наши дни люди чести?
Какие герои живут по чести?
Что значит идти дорогой чести?
Идеал человеческой красоты – это идеал нравственности.
Актуальность проблемы чести и бесчестия в современном мире.
Слово, данное человеком.
Слайд 38
Темы, раскрывающие проблему отступления от понятий чести, компромиссов
с совестью
Есть ли право на бесчестье?
Честный честью дорожит, а
чем дорожить бесчестному?
Бесчестный человек готов на бесчестное дело.
Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирает.
Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.
Каждая нечестность – шаг к бесчестью.
Актуальность проблемы чести и бесчестия в современном мире.
Как вы понимаете слова Рылеева: «Мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости»?
Слайд 39
3. «Победа и поражение»
Направление позволяет размышлять о победе
и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение
может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Слайд 40
Основные подходы к осмыслению направления
Осмысление понятий «победа»
и «поражение».
Помним, что понимание победы и поражения чрезвычайно неоднозначно:
победа может оказаться поражением, а поражение победой.
Важно помнить, что конфликт может быть внешним, связанным с событиями в жизни страны, мира, столкновением человека с обществом, но может быть и внутренним, связанным с борьбой человека с самим собой.
Слайд 41
Победа и поражение
(как раскрывается тема в литературе)
Победа/поражение
народа на войне, победа народа на историческом пути развития
(социально-исторический аспект раскрытия направления).
Победа/поражение героя в его столкновении с обществом (социальный аспект).
Победа/поражение идеи героя, философских исканий, мировоззрения, жизненных установок (нравственно-философский аспект раскрытия направления).
Победа/поражение героя в его внутренней борьбе с собой (психологическом аспект).
Слайд 42
Победа и поражение
(литературные произведения)
«Слово о полку Игореве».
А.
Грибоедов «Горе от ума».
А. С. Пушкин «Полтавский бой», «Евгений
Онегин».
И.Тургенев «Отцы и дети».
Ф. Достоевский «Преступление и наказание».
Л. Н.Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина».
А. Островский «Гроза».
А. Куприн «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся».
М. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
Слайд 43
Победа и поражение
литературные произведения)
Е. Замятин «Мы», «Пещера».
В.
Курочкин «На войне как на войне».
Б. Васильев «А зори
здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей»,
«В списках не значился».
Ю. Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня».
В. Токарева «Я есть. Ты есть. Он есть».
М. Агеев «Роман с кокаином».
Н. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».
Э. Хемингуэй «Старик и море».
Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен».
В.П. Астафьев «Царь-рыба».
Слайд 44
Победа/поражение героя
в борьбе с самим собой
Каждая маленькая
победа над самим собой даёт уверенность в собственных силах!
Побеждает
в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.
Все победы начинаются с победы над самим собой.
Победа над страхом придаёт нам силы. (В. Гюго)
Слайд 45
Что есть победа? Что есть поражение?
Об относительности осмысления
этих понятий
Если ты ненавидишь – значит тебя победили (Конфуций).
Чтобы
выиграть “войну”, иногда нужно проиграть “бой”
(Н. Бонапарт).
Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна.
Победы можно быстро добиться, трудно ее закрепить (Ранке).
Одинаковы ли на вкус поражение и победа?
Согласны ли вы с высказыванием: «Победа... поражение... эти высокие слова лишены всякого смысла»?
Слайд 46
Отношение человека к своей победе/поражению
Никакая победа не принесёт
столько, сколько может отнять одно поражение.
Нужно и можно ли
судить победителей?
Сложно признать поражение, когда так близок к победе.
Можно ли прожить счастливую жизнь без побед?
Слайд 47
4. Опыт и ошибки
В рамках направления возможны рассуждения
о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа,
человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Слайд 48
Опыт и ошибки
(как раскрывается тема в литературе)
Ценность
духовного и практического опыта народа, человечества
в целом.
Ценность духовного и практического опыта отдельной личности.
Цена ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Взаимосвязь опыта и ошибок.
Опыт как возможность предотвращения ошибок.
Невозможность движения вперед без ошибок.
Трагические и непоправимые ошибки.
Умение и неумение признавать и исправлять ошибки.
Слайд 49
Опыт и ошибки (возможные темы)
Всегда ли неопытность ведёт
к беде?
Источник нашей мудрости – наш опыт.
Ошибка
одного – урок другому.
Опыт – самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.
Опыт учит только тех, кто на нем учится.
Мудрость людей измеряется не их опытом, а их способностью к опыту.
Для большинства из нас опыт – это кормовые огни корабля, которые освещают лишь пройденный путь.
Согласны ли вы с тем, что умение признать ошибки свидетельствует о силе человека.
Справедливо ли утверждение А. Пушкина, что «опыт, сын ошибок трудных» и что такой опыт готовит нам новые открытия.
Слайд 50
Опыт и ошибки (возможные темы)
Почему нужно анализировать свои
ошибки?
Согласны ли вы с тем, что ошибки – это
ключевой компонент жизненного опыта?
Что добавляет читательский опыт к жизненному опыту?
Как вы понимаете высказывание: «Жизнь прожить – не поле перейти»?
Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
Всегда ли нужно признавать собственные ошибки?
Могут ли ошибаться мудрецы?
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает.
Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью.
Слайд 51
Опыт и ошибки
(литературные произведения)
«Слово о полку Игореве».
А.
Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».
М. Лермонтов «Маскарад», «Герой нашего
времени».
И.Тургенев «Отцы и дети», «Вешние воды», «Дворянское гнездо».
Ф. Достоевский «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».
А.Чехов «О любви».
И. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи».
Слайд 52
Опыт и ошибки
(литературные произведения)
А. Куприн «Олеся», «Гранатовый
браслет».
М. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца».
М.А. Шолохов «Тихий Дон».
Д.
Киз «Цветы для Элджернона».
В. Каверин «Два капитана».
Д. Гранин «Иду на грозу».
А. Алексин «Безумная Евдокия».
Б. Екимов «Говори, мама, говори».
Л. Улицкая «Казус Кукоцкого», «Искренне Ваш Шурик».
Джек Лондон «Мартин Иден».
Генри Марш «Не навреди».
Слайд 53
5. Дружба и вражда
Направление нацеливает на рассуждение о
ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными
людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или неспособного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Слайд 54
Дружба и вражда
(как раскрывается тема в литературе)
Ценность
человеческой дружбы.
Сложность пути достижения взаимопонимания между сообществами людей
и даже целыми народами.
Сложность пути достижения взаимопонимания между отдельными людьми.
Истоки вражды между народами и последствия этой вражды.
Истоки вражды между людьми и последствия этой вражды.
Перерастание дружбы во вражду.
Перерастание вражды в дружбу.
Изображение человека, способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты.
Изображение человека, не умеющего ценить дружбу, сеющего вражду.
Друзья – приятели – враги.
Слайд 55
Дружба и вражда (возможные темы)
Верно ли, что без
истинной дружбы жизнь – ничто?
Когда вражда может перерасти в
дружбу?
Обидишь друга – наживешь врага ты, врага обнимешь – друга обретешь (Омар Хайям).
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу – все равно что лишить мир солнечного света (Цицерон).
Можно ли любить друзей за их недостатки?
Согласны ли с высказыванием: «И друзей, и недругов нужно судить равной мерой»? (Менандр)
Каждый ли человек способен к дружбе?
Какие качества раскрывает в человеке дружба?
Друг и приятель – в чем разница?
Самое главное в дружбе – умение понять и прощать
(В.П. Некрасов).
Слайд 56
Дружба и вражда (возможные темы)
Не бойтесь врагов, нападающих
на вас. Бойтесь друзей, льстящих вам!
Почему между родными
возникает вражда?
Согласны ли вы с высказыванием Печорина, что «из двух друзей всегда один раб другого»?
Не бывает плохих наций – бывают плохие люди…
Если вчерашний друг стал врагом – значит он никогда другом и не был…
Берегись и остерегайся домашнего врага, ибо каждая стрела, выпущенная тетивой его коварства и луком его недоброжелательства, принесет гибель (Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди).
Настоящая дружба основана на общих взглядах, а не на общих врагах.
Согласны ли вы с тем, что друг познается в беде?
Слайд 57
Дружба и вражда (литературные произведения)
«Слово о полку Игореве».
В.
Шекспир «Гамлет», «Ромео и Джульетта».
А. Пушкин «Дубровский», «Евгений Онегин»,
«Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», стихи о дружбе.
М. Лермонтов «Герой нашего времени».
И.Тургенев «Отцы и дети».
И. Гончаров «Обломов».
Л.Толстой «Война и мир», «Анна Каренина».
А. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок».
Б. Пастернак «Доктор Живаго».
Слайд 58
Дружба и вражда (литературные произведения)
М. Булгаков «Белая гвардия».
М.
Шолохов «Тихий Дон».
Н. Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»,
«Я вижу солнце».
В. Каверин «Два капитана».
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая».
Ю. Бондарев «Берег».
Д. Грин «Виноваты звёзды».
О. Громова «Сахарный ребенок».
Э.М. Ремарк «Три товарища».
Слайд 59
Схема сочинения
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Размышления об отражении проблемы в литературе,
анализ литературных произведений в соответствии
с проблемой
Возможны краткие
собственные комментарии по
проблеме, ее отражении в литературе
ВЫВОД
Собственные размышления по проблеме
ВСТУПЛЕНИЕ
Собственные размышления
по проблеме
Слайд 60
Как писать сочинение
Непосредственно перед началом необходимо выделить главную
идею работы (основной тезис – мысль, которую необходимо доказывать)
и придерживаться её от начала до конца.
Продумать вспомогательные тезисы, подтверждающие эту мысль (назвать причины).
К каждому вспомогательному тезису подобрать примеры из литературных произведений, подтверждающие справедливость этих тезисов (мыслей).
Объяснить примеры.
Продумать вступление.
Продумать композиционную разводку, логические связки.
Продумать заключение.
В начале сочинения нужно указать основные мысли, которые будут рассмотрены (композиционная разводка), а в заключении подвести итоги и высказать свою точку зрения по описываемой проблеме.
Слайд 61
Классическая структура сочинения
Вступление.
Основная часть:
главный тезис;
вспомогательный тезис
№1 + аргумент (пример);
вспомогательный тезис №2 + аргумент
(пример);
вспомогательный тезис №3 + аргумент (пример).
Заключение.
Важно помнить, что основная часть сочинения должна быть больше по объему, чем вместе взятые вступление и заключение.
Вспомогательный тезис может быть только один, если этого достаточно для раскрытия темы и достижения необходимого количества слов в тексте.
Лучше всего формулировать две пары «вспомогательный тезис + аргумент».
Слайд 62
Алгоритм развития мысли
в основной части
Основной тезис
Вспомогательный тезис
(обоснование
основного тезиса),
причина его справедливости
(почему это так…)
Литературный
пример и
его обоснование
Литературный
пример и
его обоснование
Слайд 63
Алгоритм развития мысли
в основной части
Основной тезис
Вспомогательный
тезис
1
(причина 1)
во-первых…
Вспомогательный
тезис 2
(причина 2)
во-вторых…
Пример
и
его обоснование
Пример
и
его обоснование
Слайд 64
Алгоритм развития мысли в основной части
Тезис
Вспомогательн.
тезис 1
(причина 1)
во-первых…
Вспомогательн.
тезис 2
(причина 2)
во-вторых…
Пример(ы)
и
его (их)
обоснование
Пример(ы)
и
его (их)
обоснование
Вспомогательн.
тезис 3
(причина 3)
в-третьих…
Пример(ы)
и
его (их)
обоснование
Слайд 65
Алгоритм развития мысли в основной части
Тезис
Вспомогательн.
тезис 1
(одна точка зрения)
с одной стороны…
Вспомогательн.
тезис 2
(другая точка
зрения)
с другой стороны…
Пример
и
его обоснование
Пример
и
его обоснование
Слайд 66
Алгоритм работы
Чтение вопроса и определение того, о чем
предстоит рассуждать в ответе (предмет речи) и что именно
необходимо доказывать (работа с ключевыми словами состава сказуемого).
Формулировка ответа на вопрос (тезиса сочинения). Формулировка основной мысли сочинения.
Осмысление ключевых понятий тезиса (понятийная обработка). Определение темы сочинения (о чем будем писать). Определение того, что предстоит доказывать, – «ремы» (что будем доказывать).
Слайд 67
Алгоритм работы
Определение причин (вспомогательных тезисов), подтверждающих справедливость высказывания
(работа с вопросами «Почему этот тезис справедлив?», «Почему это
так?», «Почему это происходит?», «По какой причине?»)
Формулировка вспомогательных тезисов (доводов) и их объяснение.
Подбор доказательств (примеров из художественных произведений, подтверждающих высказанные положения).
Обоснование примеров.
Продумывание вывода, объединяющего все сказанное.
Слайд 68
Пример алгоритма деятельности
Вопрос: «Чем должна определяться жизнь человека?
Разумом или чувствами?»
Тезис. Жизнь человека должна определяться разумом.
Вспомогательный тезис
1 (причина истинности тезиса).
Разум позволяет человеку стать сильным, не поддаваться человеческим слабостям, быть выше других.
Пример. М. Лермонтов «Герой нашего времени». Образ Печорина. Его умение управлять другими людьми.
Вспомогательный тезис 2 (причина истинности тезиса).
Разум удерживает человека от необдуманных поступков, жизнь только чувствами может погубить человека.
Пример. Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Образ Катерины Измайловой.
Следствие (что вытекает из основного тезиса, справедливость которого мы доказывали).
Жизнь чувствами может оказаться губительной, чтобы быть личностью, необходимо жить разумом.
Слайд 69
Пример алгоритма деятельности
Вопрос: «Чем должна определяться жизнь человека?
Разумом или чувствами?»
Тезис. Жизнь человека должна определяться чувствами.
Вспомогательный тезис
1 (причина). Отказ от жизни сердца, холодный разум губительны для человека, потому что чувства – это умение сопереживать, а без этого умения невозможно оставаться человеком.
Пример. М. Лермонтов «Герой нашего времени». Образ Печорина. Отказ от чувств сделал его равнодушным, иногда даже жестоким, одиноким и несчастным человеком.
Вспомогательный тезис 2 (причина). Жизнь сердца, умение чувствовать и сопереживать делает человека человеком, помогает подняться даже над очень страшной жизнью.
Пример. Ф. Достоевский «Преступление и наказание». Образ Сони.
Следствие (что вытекает из основного тезиса, справедливость которого мы доказывали).
Жизнь только разумом может оказаться губительной, чтобы быть личностью, необходимо жить чувствами.
Слайд 70
Пример алгоритма деятельности
Однозначного ответа на вопрос нет, поэтому
сочинение строим на сопоставлении.
Тезис.
Жизнь человека должна определяться разумом
и чувствами.
Вспомогательный тезис 1 (причина).
Жизнь человека должна определяться разумом, потому что...
Пример. Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Образ Катерины Измайловой.
Вспомогательный тезис 2 (причина).
Жизнь человека должна определяться чувствами, потому что...
Пример. Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сонечки Мармеладовой.
Следствие. Разум и чувства должны гармонично сочетаться.
Слайд 71
Смысловые модели развития мысли
Имя (толкование ключевых слов).
Целое –
части (выделение смысловых частей).
Сопоставление (осмысление различных точек зрения).
Причина (определение
причин, объясняющих справедливость тезиса, и их толкование).
Пример (подбор примеров, подтверждающих довод и их объяснение).
Обстоятельство (определение деталей, способствующих более глубокому раскрытию мысли. Где? Как? Каким образом?
Следствие (что вытекает из основного тезиса, справедливость которого мы доказывали).
Слайд 72
Виды вступлений
Объяснение ключевых слов.
Выделение смысловых частей предмета, о
котором предстоит рассуждать.
Сопоставление, осмысление различных точек зрения (с одной
стороны…).
Спор с мнимым оппонентом.
Определение причин, которые могут доказать справедливость тезиса, и их толкование.
Определение причин, подтверждающих актуальность проблемы.
Обстоятельство (определение деталей, способствующих более глубокому раскрытию мысли. Где? Как? Каким образом? Зачем нам это нужно?)
Указание на возможные следствия, возможные проблемы.
Ассоциативное вступление.
Слайд 73
Примеры вступлений
Сердце или разум. Что правит миром? Что
является основой жизни человека?
Ответы на эти вечные вопросы искали
все писатели. Каждый рассматривал какие-то новые грани проблемы. Однако, восхваляя разум, они неизменно приходили к выводу о необходимости духовной жизни. Почему?
Мы знаем, в чем сила разума. А в чем сила сердца, его зоркость?
Сила в любви, в верности, в способности радоваться, переживать, страдать. Сила и зоркость сердца в умении почувствовать боль другого человека как свою. Это и позволяет человеку оставаться человеком. Разум дает знания о нравственных законах. Сердце их принимает, делает самой сутью жизни. Глазами не увидишь душу другого человека, это можно сделать лишь сердцем. Так я понимаю слова А. де Сент-Экзюпери. И именно об этом говорят нам писатели во все времена.
Слайд 74
Примеры вступлений
«Если бы только разум царил в мире,
в нем ничего бы не происходило». Это высказывание, на
первый взгляд, может показаться странным. Мы привыкли, что мир развивается благодаря разуму. Научные открытия, технический прогресс – это все разум. Именно он дает движение жизни. Однако представим, что произойдет, если мы будем жить только по законам разума. Мы будем точно знать, как поступать, мыслить, чувствовать. И перестанем самостоятельно думать, совершать поступки, перестанем волноваться и тревожиться. Развитие остановится.
Да, А.С.Пушкин говорил: «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух…» Однако поэт использовал глагол во множественном числе и продолжил: «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг».
Слайд 75
Примеры вступлений
Устарело ли высказывание героя произведения Фонвизина? Чтобы
ответить на этот вопрос, необходимо понять, о чем рассуждает
Стародум. Служба, долг, уважение людей. Вот проблемы, которые волнуют героя произведения Фонвизина «Недоросль». Значимы ли они для современного человека? Конечно. Но вот разделяет ли наш современник убеждения Стародума, что честная служба важнее карьеры, что незаслуженные награды и чины достойны порицания? На этот вопрос можно отвечать по-разному, но именно разница ответов является подтверждением актуальности высказывания.
Русская литература часто показывала, как стремление сделать карьеру, получить награду оказывалось сильнее честного служения долгу, но симпатии писателей всегда были на стороне тех, для кого сохранение чести было главным в любой ситуации. Уроки русской литературы будут весьма полезны современному человеку в определении собственной позиции в решении вопроса, честнее ли быть «без вины обойдену» или «без заслуг пожаловану».
Слайд 76
Виды заключений
Общий вывод.
Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.
Изложение
собственной позиции.
Следствие. Рассуждение о том, какие последствия может иметь
понимание или непонимание проблемы для автора сочинения, для человечества.
Расширение проблемы. Новый вопрос.
Открытый финал.
Слайд 77
Композиционная разводка – предложение, в котором пишущий в
краткой форме объясняет, каких вопросов он коснется в работе,
на каком материале будет раскрывать тему.
Слайд 78
Логические связки
Я считаю, что… Тема показалась мне интересной…
Некоторые считают, что… Считается, что… Многие утверждают, что… Я
не согласна с тем, что… Попробуем разобраться… Мне кажется, что…
Во-первых… Вот и в произведении… Следует отметить, что… Прежде всего… Необходимо признать, что… Как известно… Доказательством служит… С одной стороны… Например… Поясняя сказанное… Допустим, что… Из этого следует, что… Если…
Во-вторых… С другой стороны… С помощью… Напротив… Как известно… Итак…
Надеюсь, что мне удалось доказать (объяснить), что… Все сказанное позволяет утверждать… Словом… Подводя итог… Действительно…