Слайд 2
Стили русского языка
Научный стиль- это стиль, основной
функцией которого является передача информации и доказательство ее истинности.
Это стиль монографии (научного труда, разрабатывающего одну тему, один круг вопросов), статьи, доклада, реферата (краткого изложения содержания научной работы), аннотации (краткой характеристики книги, статьи), лекции и др.
Особенность стиля- точность, логичность речи, недопустимость экспрессивных средств.
Официально- деловой стиль- это стиль, основной функцией которого является информация. Это стиль официальных документов, законов, уставов, распоряжений, приказов, деловых бумаг и т. д.
Особенности стиля- предельная точность, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.
Публицистический стиль- это стиль, основой функцией которого является информация и воздействие: публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение. Это стиль газетных и журнальных статей, материалов радио- и тележурналистики, лекций, речей выступающих на собраниях, митингах, съездах и т.д.
Особенности стиля- социальная оценочность, что проявляется в отборе фактов, в использовании экспрессивных языковых средств.
Художественный стиль- это стиль художественной литературы. В художественном стиле для создания образов используется все языковые средства.
Разговорный стиль- стиль обыденной речи.
Слайд 3
Экспрессивные средства языка
Среди экспрессивных средств необходимо выделить следующие.
Лексика различной стилевой окрашенности: широко используется как торжественные слова
(держава, воспрянуть), так и разговорная лексика (фразеологизмы- бить баклуши, медвежья услуга).
Тропы, то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.
Слайд 4
Виды тропов
Метафора- употребление слова в переносном значении на
основе сходства двух предметов или явлений. Сходство может быть
по форме: яблоко (плод)- яблоко (глазное); по цвету: золотая вещь- золотая осень; по расположению: нос человека- нос лодки; по функции: дворник (работник)- дворник (стеклоочиститель у машины)
Найдите метафоры в предложениях.
1) Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи.
2) Статные осины высоко лепечут над вами.
3) Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью.
4) Воздух дрогнул кругом.
5) Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток.
6) Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья.
Слайд 5
Метонимия- употребление названия одного предмета вместо названия другого
предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
Связь может быть между:
предметом и материалом, из которого предмет сделан: не то на серебре- не золоте едал. (А.Грибоедов)
содержимым и содержащим: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов)
действием и орудием этого действия: Перо его местию дышит. (А. Толстой)
автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)
между местом и людьми, находящимися на этом месте: Но тих был наш бивак открытый (М.Лермонтов).
Найдите метонимию в предложениях.
1) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинною головою.
2) Здесь барство дикое без чувств, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца.
3) Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.
4) Аудитория внимала каждому слову лектора.
5) Она сняла с себя все золото и положила в шкатулку.
Слайд 6
Синекдоха- название части предмета переносится на весь предмет,
и наоборот- название целого употребляется вместо названия части. В
синекдохе употребляется:
часть вместо целого: Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин) Флаги- корабли;
единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов);
множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин)
Найдите синекдоху в предложениях.
1) Единственная посетительница, высокая тонкая спина с длинными волосами, ругалась с местной работницей.
2) Тощая спина рыдающим голосом отражала нападение
3) Все спит- и человек, и зверь, и птица.
4) Я хочу немного: крышу над головой да кусок хлеба.
5) Только бесшабашная голова могла решиться на такое.
6) Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать.
Слайд 7
Эпитет- художественное, образное определение: веселый ветер, мертвая тишина,
седая старина. Эпитетом называют не только прилагательное, но и
существительное- приложение: бродяга- ветер, старик океан, а также наречие, метафорически определяющее глагол: Петроград жил в эти ночи напряженно, взволнованно, бешено. (А. Толстой.)
Найдите эпитеты в предложениях.
1) Я был освещен беспомощным солнцем сентября.
2) За плетнем в саду мирно похрапывал сторож.
3) Голос у него был довольно приятный и сладкий.
4) Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас.
5) Старик океан будто притих.
6) К ним, если приедет какой-нибудь гусь-помещик, так и валит, медведь, прямо в гостиную.
Слайд 8
Сравнение- уподобление одного предмета другому на основании общего
у них признака. Сравнение выражается:
творительным падежом: Пыль
столбом стоит в воздухе (Б. Горбатов.);
формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ты мне всех милее, всех дороже;
оборотами со сравнительными союзами: Внизу, как зеркало, лежит озеро;
лексически, при помощи слов подобный, похожий: Ее любовь к сыну была подобна безумию (М. Горький).
Найдите сравнения в предложениях.
1) Сердце в вас встрепенется, как птица.
2) Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный.
3) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.
4) У Якова глаза так и разогрелись, как уголья, и он весь дрожал, как лист, и беспорядочно улыбался.
5) Влажный ветерок изредка набегает легкой волной.
Слайд 9
Перифраза- замена названия лица, предмета или явления описанием
их существенных признаков или указанием на их характерные черты:
царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург.
Найдите перифразы в данных предложениях.
1) Друзья Людмилы и Руслана ! С героем моего романа без промедлений, сей же час позвольте познакомить вас.
2) Под небом Шиллера и Гете их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем.
3) Но чаще занимали страсти умы пустынников моих.
4) Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный.
5) Свой слог на важный лад настроя, бывало, пламенный творец являл нам своего героя как совершенства образец.
6) Он слуге велит Лепажа стволы роковые нести за ним.
Слайд 10
Аллегория- иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного,
жизненного образа: в баснях и сказках трусость показывается в
образе зайца, коварство- в обличии змеи.
Гипербола- образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-то предмета, явления: В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский.)
Найдите гиперболы в предложениях.
1) Редкая птица долетит до середины Днепра.
2) Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре.
3) Пацюк жил как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру.
4) Ветер, ветер- на всем божьем свете.
5) Одни дома длиною до звезд, другие до луны.
Слайд 11
Литота- образное выражение, содержащее неполномерное преуменьшение размера, силы,
значения и т. д. какого- либо предмета, явления: Ваш
шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А. Грибоедов.)
Найдите литоты в предложениях.
1) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
2) Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить.
3) В доме не было ни крошки хлеба, ни капли воды.
4) Градоначальник был столь малого роста, что не мог вмещать законов.
Слайд 12
Олицетворение- наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека:
Зимы ждала, ждала природа. (А. Пушкин.)
Найдите олицетворения в предложениях.
1)
Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость.
2) Обвеян вещею дремотой полураздетый лес грустит.
3) Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.
4) Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело, дохнул сентябрь, м георгины дыханьем ночи обожгло.
5) Пароход до двенадцати уголь ел и пресную воду пил.
Слайд 13
Экспрессивный синтаксис и фигуры речи
Фигура речи- оборот
речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания.
Антитеза- стилистическая
фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. (А. Пушкин.)
Найдите антитезу в каждом из данных предложений.
1) Кто создан из камня, кто создан из глины,- а я серебрюсь и сверкаю.
2) Путь этот- светы и мраки, посвист разбойный в полянах.
3) И слезы ей- вода, и кровь- вода,- в крови, в слезах умылась! Не мать, а мачеха Любовь: не ждите ни суда, ни милости.
4) Смотрю в века, живу в минутах.
5) От других мне хвала- что зола, от тебя и хула- похвала.
Слайд 14
Градация- стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей
высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся
или уменьшающееся смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления: Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь.) Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин.)
Найдите градацию в предложениях.
1) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
2) Присягаю ленинградским ранам, первым разоренным очагам: не сломлюсь, не дрогну, не устану, ни крупицы не прощу врагам.
3) Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума.
4) Светились, горели, сияли огромные голубые глаза.
5) Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумье.
6) М все где-то что-то шуршало, ползло, пробиралось.
Слайд 15
Инверсия- стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка
слов; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок:
Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин.)
Найдите инверсию в предложениях.
1) Ярем он барщины старинной оброком легким заменил.
2) Любви безумную тревогу я безотрадно испытал.
3) Обеды задавал он отличные.
4) Руку мне подал на прощанье.
5) Сметливость его и тонкость чутья меня поразили.
6) Тут сгорел мой приятель со стыда.
Слайд 16
Риторический вопрос- стилистическая фигура, построение речи, при котором
утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает
ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: На кого не действует новизна? (А. Чехов.)
Многосоюзие- стилистическая фигура. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность: Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. Чехов.)
Оксюморон- стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.
Найдите в следующих предложениях примеры оксюморона.
1) И невозможное возможно, дорога долгая легка.
2) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.
3) Грохочет тишина, моих не слыша слов.
Слайд 17
Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков
речи: Твой ум глубок, что море. Твой дух высок,
что горы. (В. Брюсов.)
Найдите в следующих предложениях примеры параллелизма.
1) Эти бедные селенья, эта скудная природа- край родной долготерпенья, край ты русского народа.
2) Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури.
3) Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака.
4) Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.
Парцелляция- такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Г. Успенский.) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.)
Слайд 18
Типы текстов
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
Основная цель описания-
рассмотреть предмет, явление природы, состояние человека более внимательно, со
всех сторон.
Цель повествования- рассказать о каком-то событии, показать героев.
Цель рассуждения- исследовать причины, следствия событий, явлений общественной жизни, дать оценку, высказать свою точку зрения по данному вопросу.