Слайд 2
Антитеза - противопоставление.
Градация - стилистическая фигура, которая состоит
в таком расположении слов, при котором каждое последующее слово
содержит усиливающееся или уменьшающееся значение.
Оксюморон - сочетание прямо противоположных слов с целью показать противоречивость явления.
Гипербола - художественное преувеличение.
Литота - художественное преуменьшение.
Перифраза - замена названия предмета описанием его существенных признаков. Например: царь зверей (вместо лев).
Устаревшие слова как изобразительный приём
Разговорная и просторечная лексика как изобразительный приём
Фразеологизмы как изобразительный приём
Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение
Лексический повтор
Синтаксический параллелизм
Неполнота предложений (эллипсис)
Слайд 3
Что такое олицетворение?
Олицетворение это присвоение неживому признаков
живых существ. Например: уставшая природа; солнце улыбается; голос ветра;
поющие деревья; Пели пули, били пулеметы, ветер упирал ладони в грудь…; Все безрадостнее, все явственнее ветер за плечи рвет года.
Слайд 4
Перифраз
Перифраз или Перифраза — один
из художественных тропов: замена названия предмета или явления описанием
существенных, определяющих его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.
Вместо того чтобы сказать, что Онегин поселился в комнате дяди, А. С. Пушкин пишет:
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
(«Евгений Онегин».)
Слайд 5
Анафора — это повторение отдельных слов или оборотов
в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Ею нередко пользуются
поэты:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем.
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
(М. Лермонтов)
Пример анафоры в поэзии В. Берестова:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Слайд 6
Эпифору и анафору рассматривают как противоположные стилистические фигуры.
«Сиянье
глаз твоих благословляю.
В моем бреду светило мне оно,
улыбку уст твоих благословляю!
Она меня пьянила, как вино» (В.Брюсов).
Слайд 7
Инверсия –обратный порядок слов.
Сравнится ль что в моих
стихах
С нежнейшей матери слезами?
«Государь мой, — читал он,
— Александр Васильич!
Сколь прискорбно мне Ваш мирный покой тревожить…»
Слайд 8
В8 В. Ганичев вспоминает о легендарном адмирале Ушакове
и с помощью такого синтаксического средства выразительности, как _____
(предложения 4, 5), приглашает читателя к размышлению. _____ ("таланта, гения, пророка в своём окружении" в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала. Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как _____ ("людей везучих" в предложении 14, "глаза его" в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. _____ (например, "ладошки волн"; "набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала") усиливает впечатление от прочитанного".
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) ряд однородных членов
3) фразеологизмы
4) инверсия
5) олицетворение
6) парцелляция
7) эпитеты
8) литота
9) вопросительные предложения
Слайд 9
Ключ
Правильные ответы – 9,2,4,5.
Слайд 10
(1)Катерина Ивановна никогда ни
на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.
(2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца. (19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
(по К.Г. Паустовскому)
Слайд 11
В8. «К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он
только стремится быть понятым. Уже во втором предложении автором
используется _. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения , _, _ – также подчёркивают замысел автора. _ «висел серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста».
Список терминов:
сравнительный оборот
2) Литота
3) Фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения
Слайд 14
Прочитайте текст и выполните задания A28 - A30;
B1 - B8; C1.
(1)На берегу
реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?
(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.
(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...
(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих...
(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видeния прошлого.
Слайд 15
Авторская позиция:
Современники часто поступают жестоко по отношению к
гению, наносят душевные раны талантливому человеку, потому что не
могут или не хотят признать выдающиеся, их превосходящие способности;
История должна сохранять имена людей, прославивших своё Отечество открытиями в какой-либо профессии, в том числе и в военно-морской; особенно бережно должна сохраняться в последующих поколениях память о защитниках Отечества;
Человек чувствует себя одиноким, когда он перестаёт приносить пользу людям, когда его достижения в какой-либо области остаются не оценёнными по достоинству.
Слайд 16
Основные проблемы в тексте:
Проблема оценки таланта современниками (почему
современники не всегда могут по достоинству оценить талант человека?);
Проблема
памяти (надо ли помнить соотечественников, прославивших себя в какой-либо профессии?);
Проблема одиночества (что заставляет человека чувствовать себя одиноким?).