Слайд 2
Источники
ЧИТАТЬ
1. Госьо Ж.-Ф. Ethnie и этничность: определение, теории,
апории //Французские тетради. Диалоги и переводы / Елена Филиппова.
М., 2008.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
3. Филлипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод. М., 2008.
4. Барт Ф. (ред.) Этнические группы и социальные границы. М., 2006.
5. Брубейкер Р. Этничность без групп. М., 2012.
СМОТРЕТЬ
1. Соколов М. Теорема Томаса https://postnauka.ru/video/23163
2. Мартынов К. Конструктивистские теории нации https://postnauka.ru/video/3654
3. Соколов М. Национализм как понятие https://postnauka.ru/video/427
4. Миллер А. История понятия «нация» в России https://postnauka.ru/video/5517
Слайд 3
АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА
1. Проблемы международной интеграции (США, СССР, ЕС).
2.
Изменение культурного состава развитых стран.
Слайд 5
ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Слайд 6
ПРИМОРДИАЛИЗМ И КОНСТРУКТИВИЗМ по Энтони Смиту
Слайд 7
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ: ИСТОКИ
Термин “социология знания” (Wissenssoziologie) был введен
в употребление Максом Шелером
МАРКСИЗМ-НИЦШЕАНСТВО-ИСТОРИЦИЗМ
Слайд 8
КАРЛ МАРКС
Основное положение социологии знания: социальное бытие определяет
человеческое сознание.
Мышление производно от труда и от социальных взаимосвязей,
возникающих в результате труда: базис (“субструктура”) - человеческая деятельность; надстройка (“суперструктура”) - мир, созданный этой деятельностью.
Слайд 9
КАРЛ МАРКС
“Идеология” - идеи как оружие социальных интересов.
“Ложное
сознание” - мышление, которое отчуждено от реального социального бытия
мыслящего.
Слайд 10
ФРИДРИХ НИЦШЕ
Человеческое мышление - инструмент в борьбе за
выживание и власть.
Социальное значение обмана, самообмана, иллюзии, присущих человеческой
жизни.
“Ressentiment”- бессильная зависть, формирующая систему ценностей.
Слайд 11
ИСТОРИЦИЗМ
Историчность человеческого мышления.
Одну историческую ситуацию нельзя понять
иначе, как в ее собственных терминах.
Понятия “ситуационный детерминизм”
(Standortsgebundenheit) и “место в жизни” (Sitz im Leben) могут быть переведены как “социальное размещение” мышления.
Слайд 12
ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ
«В сознании каждого из нас могут быть
выделены два состояния. Одно из них мы разделяем со
всей группой и оно, следовательно, принадлежит не нам, а живущему и действующему в нас обществу. Другое, напротив, предстает нам в том, чем мы лично обладаем и чем мы отличаемся от других, в том, что делает нас индивидом».
Слайд 13
Альфред Шюц
Среди множества реальностей существует одна, представляющая собой
реальность par excellence.
Это — реальность повседневной жизни.
Ее
привилегированное положение дает ей право называться высшей реальностью.
Напряженность сознания наиболее высока в повседневной жизни. т.е. последняя накладывается на сознание наиболее сильно, настоятельно и глубоко.
Невозможно не заметить и трудно ослабить ее властное присутствие
Слайд 14
Бергер П., Лукман Т.
Социальное конструирование реальности. Трактат по
социологии знания.
Слайд 15
Язык и знание в повседневной жизни
Язык возникает в
повседневной жизни и тесно связан с ней.
Кроме того, он
соотносится с реальностью, которую я воспринимаю бодрствующим сознанием и которой управляет прагматический мотив, которую я разделяю с другими людьми как нечто само собой разумеющееся.
Хотя язык может использоваться и по отношению к другим реальностям, но даже и тогда он сохраняет свои корни в реальности повседневной жизни.
Благодаря своей способности выходить за пределы “здесь-и-сейчас” язык соединяет различные зоны реальности повседневной жизни и интегрирует их в единое смысловое целое.
Как знаковая система язык имеет качество объективности.
Я сталкиваюсь с языком как с внешней для меня фактичностью, и он оказывает на меня свое принудительное влияние.
Язык подчиняет меня своим структурам.
Слайд 16
Экстернализация
Взаимосвязь человека с окружающей средой обусловлена его собственной,
несовершенной, биологической конституцией.
Подобно тому как человек не может развиваться
как человек в изоляции, так и человеческую окружающую среду он не может создавать в изоляции.
Социальный порядок не является частью “природы вещей” и не возникает по “законам природы”. Он существует лишь как продукт человеческой деятельности.
Homo Sapiens всегда и в той же степени есть Homo Socius.
Социальный порядок — это человеческий продукт или, точнее, непрерывное человеческое производство. Он создается чело- веком в процессе постоянной экстернализации.
Экстернализация – проекция внутреннего во внешнее.
Слайд 17
Хабитуализация (типизация)
Всякая человеческая деятельность подвергается хабитуализации (т.е. опривычиванию).
Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом, впоследствии оно
может быть воспроизведено с экономией усилий и осознано как образец его исполнителем.
Слайд 18
Институализация
Институционализация имеет место везде, где осуществляется взаимная типизация
опривыченных действий деятелями разного рода. Иначе говоря, любая такая
типизация есть институт.
Социальный институт – устойчивая форма организации совместной жизнедеятельности.
Институты контролируют человеческое поведение, устанавливая предопределенные его образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений.
Слайд 19
Объективация
Объективация - процесс, посредством которого экстернализированные продукты человеческой
деятельности приобретают характер объективности
Институциональный мир — как и любой
отдельный институт — это объективированная человеческая деятельность.
Несмотря на то что социальный мир отмечен объективностью в человеческом восприятии, тем самым он не приобретает онтологический статус, независимый от человеческой деятельности, в процессе которой он и создается.
Слайд 20
Реификация
Реификация — это восприятие человеческих феноменов в качестве
вещей, то есть в нечеловеческих и, возможно, в сверхчеловеческих
терминах.
Реификация — это восприятие продуктов человеческой деятельности как чего-то совершенно от этого отличного, вроде природных явлений, следствий космических законов или проявлений божественной воли.
Реификация означает как то, что человек может забыть о своем авторстве в деле создания человеческого мира, так и то, что у него нет понимания диалектической связи между человеком-творцом и его творениями.
Реифицированный мир, по определению, мир дегуманизированный.
Слайд 21
Интернализация
Интернализация - процесс освоения внешних структур, в результате
которого они становятся внутренними регуляторами.
Это непосредственное постижение или интерпретация
объективного факта как определенного значения.
Лишь когда индивид достигает подобной степени интернализации, он становится членом общества. Онтогенетический процесс, с помощью которого это происходит, называется социализацией.
Слайд 22
Социализация
Социализация - всестороннее и последовательное вхождение индивида в
объективный мир общества или в отдельную его часть.
Первичная
социализации индивид подвергается в детстве, благодаря чему он становится членом общества.
Вторичная социализация — это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.
Слайд 23
ЕЩЕ РАЗ
Экстернализация, объективация и интернализация — три момента
непрерывного диалектического процесса.
Взаимосвязь между человеком — создателем и социальным
миром — его продуктом является диалектической.
Общество — человеческий продукт. Общество — объективная реальность. Человек — социальный продукт.
Слайд 25
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
1. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ (ПОЗИТИВНОСТИ):
реальность доступна нам
посредством категорий;
действительность – результат наших способов категоризации;
знания –
продукт дискурса.
Слайд 26
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ:
восприятие мира –
исторически и культурно обусловлены;
дискурс – форма социального поведения, которая
участвует в формировании социального мира, в воспроизводстве социальных институтов.
Слайд 27
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
3. ЗНАНИЯ ЗАВИСЯТ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
знания возникают
в результате взаимодействия;
истина – результат консенсуса, рожденного в диалоге
Слайд 28
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ
4. ЗНАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ:
социальная структура знаний
имеет социальные последствия;
теорема Томаса: «ситуации, определенные людьми как реальные,
реальны по своим последствиям».
Слайд 29
ТЕОРИЯ ДИСКУРСА
1. Лакло Эрнесто и Муфф Шанталь:
дискурс формирует
социальный мир с помощью значений;
язык изменчив – значения меняются;
дискурс
принципиально не является завершенным;
«борьба дискурсов»
Слайд 30
ТЕОРИЯ ДИСКУРСА
2. Критический дискурс-анализ:
дискурс - один из аспектов
социальной практики;
интертекстуальность – взаимодействие дискурсов (комбинировние).
Слайд 31
ТЕОРИЯ ДИСКУРСА
3. Дискурсивная психология:
как меняется личность в процессе
социального взаимодействия;
люди – как продукты, так и создатели дискурса.
Слайд 32
ЭТНИЧНОСТЬ
Этнология появилась раньше, чем вошло в употребление слово
ethnie.
В английском языке нет соответствующего существительного, но лишь прилагательное:
ethnic group.
Для обозначения обитателей далеких земель использовались такие термины, как население, нации, народы.
Слайд 33
Макс Вебер. ЭТНИЧНОСТЬ
употребляет ethnie параллельно с расой
раса подразумевает общность происхождения
этническая группа – лишь веру
в эту общность происхождения
нация - этническая групп, обладающая стремлением к политическому существованию
в основе этнической идентичности лежит осознание своего отличия от других групп.
Слайд 34
Сергей Широкогоров. ЭТНОС
Признаки:
общий язык;
сознание принадлежности к общности
и отличия от других подобных общностей (в этом признаке
фактически объединены два различных понятия: самосознание и внутренняя взаимосвязь);
культурное единство;
вера в общее происхождение;
эндогамия.
В то же время, этнос является социальной формой живого организма.
Слайд 35
Юлиан Бромлей. ЭТНОС
Двойная типология: синхронная и диахронная.
Этносом первобытного
общества было племя, в рабовладельческую и феодальную эпоху ему
на смену пришел народ или народность. Наконец, в капиталистическом и социалистическом обществах этнос становится нацией.
В синхронном плане выделяются "этнические группы", или субэтносы (например, гуцулы), собственно этносы (например, украинцы) и мета-этнические общности.
Слайд 36
Попытки определения в 1950-е гг.
Попытка дать универсальное
сущностное определение этнической единицы является тупиковой.
Определение ethnie через
культуру (в историческом аспекте или нет) ведет к апории.
Вопрос, на который у каждого есть ответ (притом каждый раз разный), – это вопрос, не имеющий ответа.
Слайд 37
Фредерик Барт. ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ
Этнические группы
существуют только во взаимодействии друг с другом.
Культура есть
лишь средство, инструмент, а не принцип и не сущность.
Основным объектом исследований этничности должна стать совокупность средств и процедур, используемых для поддержания, обустройства или стирания границы.
Как и любая другая, этническая граница обозначается с помощью пограничных знаков – маркеров.
Слайд 38
Фредерик Барт. ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ
Этничность –
социальная организация культурных отличий.
Слайд 39
Фредерик Барт. ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ
«Примеры этнических
границ, остающихся стабильными и устойчивыми, и в то же
время проницаемыми для потока пересекающих их людей, гораздо более распространены, нежели хотят нас в этом уверить этнографы».
Шибболет.
Проблема гибкости границы. https://www.youtube.com/watch?v=DlJAHoALJKA
Слайд 40
Роджер Брубейкер. ЭТНИЧНОСТЬ БЕЗ ГРУПП
Ограниченные и солидарные группы—всего лишь
один, из модусов этничности.
«Групповость» — переменная, а не константа, и из нее невозможно
исходить.
Этничность не требует такой групповости. Она действует не только (и даже не столько) в ограниченных группах и влияет через них, но и через категории, схемы, столкновения, идентификации, языки, рассказы, институты, организации, сети и события.
Исследование этничности не должно сводиться к изучению этнических групп.
Групповость – проявление реификации (овеществления).
Слайд 41
Роджер Брубейкер. ЭТНИЧНОСТЬ БЕЗ ГРУПП
Необходимо сосредоточиться на практических категориях,
ситуативных действиях, культурных идиомах, когнитивных схемах, дискурсивных фреймах, институциональных
формах, политических проектах, случайных событиях и изменчивой групповости.
Слайд 42
СООНОШЕНИЕ ЭТНИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Слайд 43
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИОНАЛИЗМА
Геллнер Э. Национализм — это прежде всего
политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая
и национальная единицы должны совпадать.
Хобсбаум Э. Национализм — это политическая программа и с точки зрения истории относительно новое явление. В соответствии с этой концепцией группы, понимающие себя как нации, имеют права создавать территориальные государства того типа, которые сформировались после Французской революции.
Бреннан Т. Нация — это именно то, что Фуко называл дискурсивной формацией (formation discoursive), — не просто аллегория или плод воображения, это понятие беременно политической структурой… Национализм — троп таких феноменов, как “принадлежность”, “преданность”, но также и институциональное использование воображаемого.
Вердери К. - политическое использование символа нации через дискурс и политическую активность, а также как эмоции, которые заставляют людей? реагировать на использование этого символа.
Тишков В.А. Национализм - самоопределившиеся социокультурные общности
Малахов В.С. Национализм — это политическая идеология, в которой «нация», понимаемая в качестве культурно гомогенного сообщества, выступает источником суверенитета, преимущественным объектом лояльности и предельным основанием легитимности власти.
Малахов В.С. Национализм — это идеология политизированной идентичности.
Слайд 45
УЧЕБНИКИ
Коротеева В. Теории национализма в зарубежных социальных науках.
М.: РГГУ, 1999.
Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по
социально-культурной антропологии. М.: Наука. 2003.
Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. М.: КДУ, 2005.
Сидорина Т., Полянников Т. Национализм: теория и политическая история. М., 2006.
Этнический и религиозный факторы в формировании и эволюции российского государства / Отв. ред. Т.Ю. Красовицкая, В.А. Тишков. – М.: Новый хронограф, 2012.
Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этнично- сти: Учебник для вузов. — М.: Издательство Московского университета, 2011.
Слайд 46
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Why X despite Y?»