Слайд 2
Цель урока:
закрепить знания детей о характерных особенностях
росписи
формировать умения создавать узоры по собственному замыслу;
развивать эстетическое
восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;
воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Слайд 3
Одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства следует
считать роспись. Вполне понятно желание украсить росписью немудреную деревянную
посуду. Роспись не только украшала посуду, но и предохраняла ее от вредных действий влаги. Роспись естественными природными красками была дешева, доступна и красочна.
Каждому творческому коллективу оказалось под силу создать свою художественную систему, свой образный язык, свою школу мастерства, которые приобрели значение традиции.
Слайд 4
Мы познакомимся с Мезенской (Архангельская область),
Петриковской (Днепропетровская область)
росписью,
а также узнаем,
что такое Гжель,
Палех,
Городец,
Хохлома,
Жостов,
Великоустюжская чернь,
Майдановская роспись
Слайд 5
Мезенская роспись
Как и большинство других народных промыслов, свое
название эта роспись получила от местности в которой зародилась.
Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы, на границе тайги и тундры.
Слайд 6
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других
стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом
древнего письма, передающем традиции народов Севера России.
Слайд 7
Естественно, вся роспись делается только вручную, и согрета
теплом рук и мыслями самих художников, потомков старых мезенских
мастеров.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный.
Слайд 8
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный,
преимущественно цветочный. Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астры,
розы) и луговых цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы.
Слайд 9
Хохлома
Материал – дерево, глина,
роспись, обжиг
Цвет
– золотой, чёрный, красный
Сюжет – растительный орнамент, птицы
Слайд 10
ХОХЛОМА
.
Свое название хохломской промысел получил от крупного
торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих
деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились).
Хохлома - старинный русский народный промысел. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи.
Слайд 11
В Хохломской росписи используются три основных цвета: красный,
черный и золотой, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах,
являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки.
Слайд 12
Существуют два основных вида хохломской росписи:
"верховая" (красным и
черным цветом на золотистом фоне.
"под фон" (золотистый рисунок на
цветном фоне).
Слайд 13
Городецкая роспись
Городецкая роспись - один из русских народных
промыслов, берет свое начало в середине 19 века. Родиной
этого искусства стал город Городец (Нижегородская область), история которого, надо заметить, намного дольше, нежели история росписи, так как поселение там было еще в 12 столетии. Развитию городецкой росписи поспособствовало географическое положение города: волжские берега, как нельзя лучше подходящие для разнообразных промыслов.
Слайд 14
В наши дни в росписи стали использовать масляную
краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы
и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз.
Слайд 15
Филимоновская игрушка
Материал – терракотовая глина
Цвет –яркие полоски
Сюжет
– чудо-звери, птицы
Особенности – игрушки, свистульки
Слайд 16
ИСКУССТВО ПАЛЕХА
Палех — посёлок городского типа, административный
центр Палехского района Ивановской области.
Население — 5,5
тыс. жителей (2009
Слайд 17
Первое упоминание о Палехе относится к началу 17
века. В различных документах тех лет говорится о развитом
иконописном промысле в Палехе. К середине 17 века молва о прекрасных работах палехских мастеров достигла Москвы, и их стали приглашать для росписи в столицу. Иконы, написанные в Палехе, были достаточно дорогими, так как писались они долго и тщательно, по старинным образцам.
Слайд 18
Но к концу 19 века производство иконы в
России сильно разрослось, что привело к ее удешевлению, а
как следствие - и к потере качества росписи. После революции 17 года палехские мастера и вовсе остались практически без работы. Но после окончания гражданской войны возникла необходимость использовать накопленный иконописный опыт в других областях искусства.
Слайд 19
Так, нескольких лет, зародилось новое искусство Палеха. Новому
искусству в течение была присуща и новая тематика -
добавились сюжеты из деревенской жизни, сюжеты из русских народных сказок, сюжеты, взятые из творчества русских писателей и поэтов.
Слайд 20
Дымковская игрушка
Материал - глина
Цвет – белый фон,
яркие краски
Сюжет – бытовой сюжет, домашние звери, птицы
Особенности –
игрушки, свистульки
Слайд 21
Гжель
Посуда – глина, фарфор
Цвет – белый фон,
кобальт
Сюжет – растительный орнамент, бытовой сюжет
Особенности – плавный переход
из цвета в цвет
Слайд 22
Гжель
Самый известный крупный народный художественный керамический промысел –
подмосковная гжель.
Слайд 23
Игрушки Крутца
Материал - дерево
Цвет – яркие цвета
Сюжет
–матрёшки, цветы, города
Особенности – игрушки, шкатулки, копилки
Слайд 24
Жостово
Материал – металл, лак, обжиг
Цвет – тёмный
фон
Сюжет – цветы, фрукты
Слайд 25
История жостовского промысла восходит к началу XIX века,
когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой
волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Жоcтовская роспись
Слайд 26
В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой
формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщен-ностью, родственной
русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.
Слайд 27
Полхов – майдановская роспись
Полховомайдановская роспись - особенная. Каждая
из деталей головного убора, сарафанного убранства матрешки выписывается отдельно.
Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом.
Слайд 28
Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков
черным цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего
четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.
Слайд 29
В основном используется два варианта росписи, это пейзажный
мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив -
это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.
Слайд 30
Угадай-ка!
Жостово
Гжель
Филимоновские игрушки
Хохлома
Крутец
Дымка