Слайд 2
Тема: Золотая Хохлома
Цели и задачи:
Продолжить знакомить учащихся с
народными промыслами России.
Ознакомить учащихся с хохломской росписью и приемами
её выполнения.
Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, к русским традициям.
Развить творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.
Сформировать навыки работы с художественными материалами.
Создать условия для получения практических навыков в рисовании кистью и тычком красками на тарелочках из папье-маше.
Слайд 3
Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в
17 в.
Название происходит от села Хохлома.
Декоративная роспись
на деревянных изделиях отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому или чёрному фону.
Слайд 4
В Заволжье, по берегам рек Керженец и Узола
издавна жили мастера, изготовлявшие деревянную посуду. Свои изделия мастера
делали похожими на драгоценные золотые и расписывали их орнаментом.
Хохлома - это торговое село, где продавали такую посуду. Отсюда она расходилась по крупнейшим ярмаркам всей России.
Изделия, выполненные с помощью техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали называть Хохломой. Постепенно хохломской стиль росписи стали применять и для оформления книг, шкатулок, мебели, а иногда — и целых помещений.
Слайд 5
Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична
и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно
Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами.
В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!
Слайд 7
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер
- иконописец. Царь ценил его мастерство и щедро награждал
за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Так и появились первые золотые расписные хохломские чашки.
Дошла слава мастера до царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести.
Узнал мастер о такой беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство. С тех пор оно передаётся из рук в руки, от учителя к ученику.
Слайд 9
Рисунок Хохлома издревле привлекал своей красочностью
и яркостью.
Особенностью рисунка хохломы
является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона.
Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону.
Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением – не каждая невеста могла похвастать таким приданым, и не в каждой семье можно было встретить расписную хохломскую ложку.
Слайд 10
Хохлома, Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры
золотистые!
Стоит студёная зима,
Снежинки кружит буйный ветер,
А золотая Хохлома
Напоминает нам
о лете.
Ладья: цветущий хвост – корма,
Нос – петушиная головка.
Плывёт по лесу Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Бочонок солнечен весьма,
На нём цветы и земляника.
Семёновская Хохлома
Вся золотисто – краснолика.
В тарелочках не полутьма,
Не сумрак в вазах и солонках;
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!
( Н.Глазков)