Слайд 2
Эрдни Эльдышев,
«Зая- Пандита или Колесо Учения»
В бесконечной космической дали,
В круговерти
мельчайших частиц,
Под покровом божественной шали
Зарождается первая жизнь…
Это - таинства вечной Природы,
Это - завязи тонких ростков,
Это - силы невиданной всходы
Скрыты в сумерках долгих веков…
Он ведет нас путем Просветленья,
Сокровенную мудрость дарит,
И великих бурханов ученье
Ясным словом Его говорит…
Слайд 8
Ода ахр викторин давулхмн.
1.Зая – Пандита гисн
кемб?
(Кто такой Зая- Пандита?)
(Поэт, ученый, просветитель и
политический деятель)
2.Ямаран әәмгә өрк-бүлд эн төрҗ?
(В какой семье он родился? Его родословная…)
(В многодетной семье аристократов. Дед-Кунку-Заячи, отец-Баавхн-Зая, сын – Зая-Пандита)
3.Баавхн Зая – Пандитад кен бәәсмн?
(Кем приходится Зая-Пандите Баавхн Зая ?)
(Отцом)
4.Альд Зая – Пандита хөрн хойр җил сурв?
(Где 22 года учился Зая-Пандита?)
(В Тибете)
5.Төвдт сурад ямаран цол зүүв?
(Какой чин он получил после окончания обучения?)
(Чин – Рабджав)
6.Зая- Пандит ямаран бичг үүдәв? Кезә?
(Какую письменность создал Зая-Пандита и когда?)
(Тодо Бичиг в 1648г.)
Слайд 9
Ода ахр викторин давулхмн.
7. Тодо бичг кедүдгч
җил күртл олзлгдла?
(До когого года пользовались Тодо Бичиг?)
(До 1925г.)
8. Хальмг алфавитд (Цаһан Толһад) кедү үзг бəəнə?
(Сколько букв в калмыцком алфавите? )
(39)
9.Кедү хальмг үзг бəəнə?
(Сколько калмыцких букв в алфавите?)
(6)
10.Ɵдгə цагт ямаран хальмг үзг меднəт?
(Сколько калмыцких букв вы можете назвать?)
(Әә, Һһ, Җҗ, Ңң, Өө, Үү)
11.Зая- Пандитан бумблвин дүрсләч кемб?
(Кто автор скульптуры Зая –Пандиты?)
(Рокчинский Руслан Гарриевич)
12. Зая- Пандитан зург кен зурсмб?
(Кто написал портрет Зая – Пандиты?)
(Рокчинский Гаря Олегович)
Слайд 11
Биография Зая-Пандиты
Детство и учеба
Зая-Пандита или Зая-Пандита Намкхай Чжамцо
(ок.1599 - сентябрь 1662) — калмыцкий и ойратский деятель буддизма
школы гелюнг, создатель алфавита «ясное письмо», переводчик сутр и других текстов, поэт, учёный и просветитель, видный политический деятель Центральной Азии середины XVII века.
«Зая пандита родился в год Свиньи, в стихию Земли 1599 г. Зая пандита был из рода Хошоут, из поколения Шангас, принадлежащего Гуручинэ духовенству».
Ратнабадра, говоря о родословной своего учителя Зая Пандиты, пишет: «Дед его по имени Кунку Заячи за свое красноречие считался умным между Четырьмя Ойратами..».
Из этого сообщения понятно, что род Кунку Заячи (мудрый прорицатель) относился к аристократической части ойратского общества. Детство, отрочество и ранняя юность будущего ойратского гения прошли в родной юрте, у уютного семейного очага. До семнадцати лет он жил и воспитывался точно так же, как и любой другой ойратский мальчик.
В те времена огромную роль в процессе воспитания детей и юношества играл фольклор. Ойратская семья тогда состояла из нескольких поколений, поэтому дети имели прекрасную возможность познавать окружающий мир с помощью мудрых бабушек и дедушек. Богатырские сказания, исторические повествования, сказки, пословицы, поговорки, благопожелания, песни и другие жанры устного народного творчества оказывали благотворное воздействие на становление личности ребенка и воспитывали в нем лучшие черты характера.
Слайд 12
Создание «ясного письма»
Истории известно очень мало имен создателей
национальной письменности. Еще реже случаи, когда ими являлись представители
самой нации.
Одним из таких выдающихся личностей, подаривших своим соплеменникам возможность чтения на родном языке, был создатель «Тодо бичиг» (ясное письмо) - Далай Зая Пандита Ойратский.
«Зимою в год Мыши (1648) составил калмыцкую азбуку, совершил обряд Цаган Сар. «Как бы отвечая новым потребностям и национальному самосознанию ойратов, - писал академик Б. Я. Владимирцов, - представитель одного из ойратских племен - хошоутов Зая-Пандита, получивший солидное образование в Тибете, изобрел в 1648 году особый ойратский алфавит, основанный на общемонгольском, и установил правила новой орфографии, руководствуясь главным образом этимологическим принципом правописания. Еще большая заслуга Зая-Пандиты заключается в том, что им был определен и установлен литературный язык ойратов. По ней осуществлялась официальная переписка калмыцких тайшей и ханов с российскими царями и административными органами еще с XVII в.
По ней издавались первые калмыцкие газеты, учебники, словари; калмыки пользовались своей письменностью вплоть до 1925 года.
Слайд 21
1.Продумайте идею своего рисунка
2. Определите общие рамки
изображаемой фигуры
3. Определитесь с размерами рисунка и шрифта, их
соотношением на листе
3. Набросайте конструктивное построение фигуры
( выполните легкий набросок на альбомном листе карандашом, скелет)
4.Откорректируйте пропорции, уточните детали.
Слайд 26
Виды техники выполнения аппликации
1.Клеевая аппликация
2.Термоаппликация
3.Ручная аппликация
4.Машинная аппликация
Слайд 27
Калмыцкий национальный орнамент
Слайд 28
Значение цвета
Белый – цвет чистоты, богов.
Красный – цвет
веселья, счастья.
Желтый – цвет солнца, богатства.
Голубой – цвет неба,
воды.
Зеленый – цвет растений.
Черный – цвет земли.
Слайд 29
Правила техники безопасности
При работе с утюгом.
Не оставлять включенный
электроутюг в сеть без присмотра.
Включать и выключать утюг сухими
руками.
Ставить утюг на подставку.
Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
Отключать утюг только за вилку.
Правила работы с ножницами.
Храни кожницы в определенном месте.
Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
Ножницы клади кольцами к себе.
Следи за движением лезвий во время резания.
Не оставляй ножницы раскрытыми.
Следи за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, так как, беря изделие, их можно уронить и поранить себя или работающего рядом.
Передавай ножницы кольцами вперед.
Не играй ножницами, не подноси к лицу.
Используй ножницы по назначению.
Слайд 33
Инструкционная карта выполнения аппликации из ткани
Слайд 34
Домашнее задание
Подготовить рефераты «Виды лоскутной техники».