Слайд 2
Цель – исследование семантики традиционного башкирского орнамента и
возможность его использования в современном трикотаже.
Задачи:
1. изучение семантики
и происхождения народного орнамента башкир;
2. сравнительный анализ башкирского орнамента у
разных исследователей;
3. изучение современных тенденций моды в трикотаже;
4. прорисовка эскизов изделий;
5. разработка технических рисунков орнамента на базе изученного
материала;
6. создание коллекции трикотажных изделий.
Слайд 3
Башкирский орнамент
у разных исследователей
В 1925 г. в
монографии «Башкиры» С.И. Руденко впервые дал описание башкирского орнамента.
В орнаменте им были опре¬делены наиболее распространенные мотивы, варианты орнамента представлены в графических таблицах
Слайд 4
В башкирском декоративно-прикладном искусстве Бикбулатов Н.В. И Кузеева
Р.Г. выделили 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых
представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов и связан с определенными приемами исполнения, с тем или иным кругом бытовых предметов.
I орнаментальный комплекс
II орнаментальный комплекс
III-й орнаментальный комплекс
IV-орнаментальный комплекс
V-й орнаментальный комплекс
VI-й орнаментальный комплекс
Слайд 5
К проблемам происхождения мотивов
башкирского орнамента обращались и археологи. Первый опыт соотнесения археологических
и этнографических материалов по орнаменту башкир принадлежит С.И.Руденко, который, благодаря находкам на Алтае, относил происхождение некоторых мотивов и техники тамбурной вышивки к I тыс. до н.э.
Р.Б. Ахмеров истоки многих башкирских мотивов связывает с сарматскими традициями. Н.А. Мажитов соотносит с археологическими материалами V-IX вв. мотивы кускарной вышивки башкир.
Слайд 6
Некоторые мотивы, общие для орнамента чуваш,
башкир, марийцев, мордвы
Слайд 7
Цвета в башкирском орнаменте
красный
зеленый
желтый
синий
Слайд 8
Модные тенденции 2012г
Перед тем,
как начать разрабатывать эскизы изделий, нам стало интересно узнать,
а какие основные модные тенденции будут иметь место в новом 2012 году?
Модными материалами этого года являются мех, кружево, кожа, трикотаж, бархат, шифон, шелк. Но надо отметить, что трикотаж - самый востребованный материал современности: в 2012 году из него будут изготавливаться практически все элементы одежды.
В цветовой гамме применяются следующие сочетания: неброская гамма, символизирующая воздержанность и опрятность или же смелая, вибрирующая, оптимистичная, жизнерадостная палитра или же современная живописная палитра, полная контрастов. Основные цвета - бежевый, оливковый цвет, оттенки коричневого, синего и изумрудно-зеленого. Черный, белый и красный - это классика, поэтому эти цвета обязательны.
«Основной девиз на 2012 год - «все новое - хорошо забытое старое». Классика смешивается с фольклорными образами и стилем casual. Модно сочетать рисунки в одном изделии, навеянные различными, часто противоположными темами и источниками. Смешение классических, фантазийных и природных мотивов».
Слайд 9
Этапы выполнения творческой работы.
Разработка технических
рисунков
Слайд 10
Разработка и прорисовка эскизов
Слайд 11
Последовательность выполнения изделий в материале
Зная значения цвета, мы
выбрали цвета наиболее популярные в башкирском орнаменте: красный, желтый,
зеленый и синий.
Отвязали первоначальные образцы для петельной пробы на ручной двухфантурной машине «Сильвер» и «Тойота» 5 класса. Контур орнамента мы выполнили при помощи ажурного переплетения. Это переплетение служит основой для будущей вышивки тамбурным швом
Слайд 12
И, наконец, мы приступили к вязанию
Слайд 13
Результаты работы
Подробно познакомившись с символами башкирского орнамента, с
культурой башкир, ведущими направлениями в моде, нами была разработана
коллекция трикотажных изделий. Для их изготовления мы разработали технические рисунки на базе изученных орнаментов и использовали цвета, актуальные в этом сезоне. В своей коллекции мы воплотили идеи традиционного башкирского орнамента в современной интерпретации.
Слайд 14
Список литературы:
1. Давлетшина З.М. Женское рукоделие у башкир
(прошлое и настоящее). - Уфа, 2011.
2. Иванов С.В. Орнамент
народов Сибири, как исторический источник. – М., Л., 1963.
3. История и культура Башкортостана.- Уфа, 2001.
4. Казбулатова Г. Язык костюма. //Евразийское обозрение, 2003, №9. – С.12-16.
5. Каримов К.К. Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006.
6. Кузеев Р.Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. - Уфа, 1979.
7. Культура народов Башкортостана: история и современность: Мат-лы регионал. науч. конф., посвящённая памяти Д.Ж. Валеева / отв. ред. З.Я Рахматуллина,- Уфа, 2003.
8. Никонорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир. - Уфа, 2002.
9. Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.2. Быт башкир.// Зап. Русск. Географического общества по отд. Этнографии. Т.43. Вып.2, 1925; Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – М., Л., 1955.
10. Шитова С.Н. Народная одежда башкир. Археология и этнография Башкирии. Т.3. – М., 1979. – С.160-182.
11. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. - Уфа, 2006.
12. Кондрацкий М.В., Миловзорова М.В. Традиционные цвета башкирского орнамента как отражение национального духа башкирского народа. Сайт http://ufaschool118.narod.ru/ORNAMENT.htm
13. Сайт http://bashkiry.ucoz.ru/index/bashkirskie_kovry_koshmy/0-38. Статья Башкирские ковры. Кошмы. Башкирский орнамент.