Слайд 2
Историческая справка.
Бисер - это мелкие круглые или граненые
шарики из стекла, металла, фарфора с отверстием.
В легенде
о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».
Слайд 3
Украшения из бисера.
Так, почти 6 тысяч лет тому
возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и
размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.
Слайд 4
В последнее время бисероплетение, старейший вид
рукоделия, занял определенное место в современной моде. Богатейшая цветовая
гамма бисера, неограниченные возможности моделирования изделий из бисера, большой ассортимент различных украшений могут осуществить любую мечту самой капризной модницы.
Слайд 6
Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для
женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но
стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле .
Слайд 7
Стеклярус, модификация бисера удлиненной цилиндрической формы, изобрели во
Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но
и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которому выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку.
Слайд 8
Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей
нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими
бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название шитья вприкреп. Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название французские обои . Этими обоями был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.
Слайд 9
Для многих народов Российской империи элементы
одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Ярко
выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер.
Слайд 10
Металлический бисер.
Родиной бисера из золота, серебра,
стадии других металлов является Париж, но шлифовали его в
Германии. Позже металлический и массивный стеклянный бисер штамповали и покрывали амальгамой или расплавленным оловом для получения серебристого бисера, а золотистый получали, погружая бисеринки в слабый раствор железного купороса и слабый раствор хлористого золота. Металлический бисер использовался значительно реже.
Плетение из бисера дает возможность создавать оригинальные и необычные изделия и композиции. Знание разнообразных техник плетения, умение грамотно их использовать и сочетать помогут вам максимально раскрыть авторский замысел и выполнить прекрасные украшения, предметы интерьера, сувениры, игрушки и даже "живописные" бисерные полотна и панно.
Слайд 11
Элементы плетения.
Основными элементами плетения являются цепочки, наиболее простые
по технике исполнения и в тоже время самые популярные
и распространенные виды украшений из бисера.
По сложности исполнения цепочки делятся на простые и сложные.
По виду – плотные и ажурные.
По технике исполнения – снизанные на одну иголку, две иголки или нескольких иглах.
По количеству рядов – однорядные и многорядные.
Цепочка из бисера состоит из одного или нескольких рядов, повторяющихся в строгой последовательности и соединенных определенным образом элементов плетения.
Слайд 12
Виды бисерного рукоделия.
Прежде, чем приступить к работе, давайте
разберемся с видами бисерного рукоделия. Их несколько – низание,
параллельное низание, низание сеток, мозаика, низание крестиками.
Низание – самый популярный в настоящее время вид бисерного рукоделия. Широко используется для изготовления украшений.
Слайд 13
Параллельное низание – чаще всего используют
для выполнения цветов, листьев, браслетов, сувениров в виде фигурок
различных животных. Метод состоит в том, что на один конец нити (проволоки) нанизывают бусинки для очередного ряда. Затем через них пропускают второй конец нити навстречу первому.
Низание сеток – используется для изготовления ажурных цепочек, воротников, салфеток, чехлов для различных предметов. Изделия из сеток с маленькими ячейками хорошо держат форму. Сетки с большими ячейками очень пластичные, податливые, легко растягиваются. Низание сеток чаще всего осуществляется на одну нить. Бусины, соединяющие ряды, нанизывают связками.
Слайд 14
Мозаика – самый плотный метод низания.
Она может выполняться на одну или две нити. При
низании на одну нить – получается полоска с четным числом бусин по ширине, при низании на две нити – с нечетным. Бусинки располагаются в полотне рядами, смещенными подобно кирпичной стене.
Низание крестиками – применяется для изготовления достаточно плотных цепочек, ожерелий, поясов и салфеток. Это самый сложный метод.
Все способы низания могут не только использоваться отдельно, но и сочетаться в одном изделии. Владение различными методами низания, смелое использование наряду с бисером других материалов (морских камушков, стразов) и свободный полет фантазии – вот те условия, при которых создаются действительно необычные и интересные изделия.
Слайд 15
Технология работы с бисером.
Для того, чтобы бисер не
раскатывался, можно воспользоваться кусочком драпа, бархата размером 20х20 см
или одноразовой тарелочкой.