Слайд 2
Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание
в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных
приёмов и форм классицизма.
В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. Архитекторы зрелой поры классицизма — В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.
В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.
Постройки в стиле русского классицизма
Аничков дворец
Пашков дом
Музей-заповедник Царское Село
Софийский собор (Пушкин)
Адмиралтейство
Таврический дворец
Казанский собор (Санкт-Петербург)
Здание Главного штаба (Санкт-Петербург)
Здание Сената и Синода
Слайд 3
2
Спасо-Преображенский собор (Чернигов) византийская артель
Особняк Кшесинской фон Гоген
модерн
Чарльз Камерон (англ. Charles Cameron;) — один из первых
палладианских архитекторов, работавших в России.
Агатовые комнаты
Камеронова галерея
Проект отделки зелёной столовой в Екатерининском дворце.
Зелёная столовая в Екатерининском дворце.
В архитектуре фасада Агатовых комнат и Камероновой галереи использован своеобразный приём противопоставления грубой рустованной обработки цокольных этажей терм и галерей чрезвычайно тонкой прорисовке архитектурных форм и деталей обоих сооружений.
Ансамбль Камероновой галереи, терм и висячего сада создан в 1783—1786 годах.
В 1790-е годы в Большом дворце
Интерьеры пострадали в годы войны и позднее, во время устройства в Зубовском корпусе санатория, были уничтожены. Предполагается их воссоздание.
Софийский собор в городе София
Пейзажный парк
Парадные помещения дворца
Павловский ансамбль
Слайд 4
АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО КЛАССИЦИЗМА (1800-1840)
В XIX веке в России
происходит рост металлургической промышленности, который привел к созданию новых
конструкций из чугуна и стали, что позволило зодчим создавать новые архитектурные формы.
В Петербурге был создан Комитет для строений и гидравлических работ (1816-1843), который рассматривал и утверждал все строительные работы. В Комитете работали К. И. Росси и Ан. А. Михайлов.
Подобный орган был создан в Москве — Комиссия для строения города Москвы (1813 1843). Возглавлял ее И. О. Бове. Комиссия руководила работами по восстановлению и реконструкции города после пожара 1812 года.
Период высокого классицизма в России был отмечен произведениями известных архитекторов А. Н. Воронихина. Л. Д. Захарова, К. И. Росси, Тома де Томона, О. Монферрана, которые завоевали мировое признание.
Слайд 5
3
Церковь Михаила Архангела (Смоленск)
Троицкий собор ампир Стасов
Трезини Петровское
барокко
Петропавловская крепость
Собор св. апостолов Петра и Павла (продолжение . интерьеры)
Свято-Троицкая
Александро-Невская лавра -
Свято-Духовская церковь и церковь прп. Сергия Радонежского
Летний дворец Петра I
Особняк М. П. Боткина
Здание Первого Кадетского корпуса
Слайд 6
Русско-византийский стиль
Сложился в первой половине 19 века на
волне общего патриотического подъема, вызванного победой над Наполеоном, а
так же в связи с «реакционной» политикой Николая 1 и провозглашенной им новой идеологии, известной как «теория официальной народности».
Троицкий собор в ЯранскеСоздателем и основным идеологом русско-византийского стиля был архитектор Константин Тон. Проекты церквей, опубликованные им в 1938 году, были одобрены императором и стали обязательными образцами. С этого времени из мастерской Тона выходили и затем реализовывались проекты крупных официальных зданий и храмов.
характерные черты:
- исчезновение портиков и других классических форм с фасадов;
- употребление характерных для византийского, а также русского зодчества допетровского времени архитектурных элементов ;
- нарочитая массивность и весомость архитектурных форм;
- более измельченный, нежели в постройках классического стиля, характер обработки фасадов.
Яркими образцами являются храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец.
В русско-византийском стиле выстроены храмы Кировской области:
- Троицкий собор в Яранске
Слайд 7
4
Церковь Вознесения в с. Коломенском первый каменный шатровый
храм в России Петр Фрязин 1528-32
Сенат в Московском Кремле
Казаков
Монферран
переделка некоторых интерьеров Зимнего дворца
1817—1822. Спасский (Староярмарочный) собор.
Собор преподобного Исаакия Далматского
Основная статья: Исаакиевский собор
1828—1834. Александровская колонна
Слайд 8
Гатчина:
Дворцовый парк
Гатчинский дворец (музей)
Адмиралтейские ворота
Амфитеатр
Берёзовые ворота
Берёзовый домик (музей)
и портал «Маска»
Горбатый мост
Зверинские ворота
Карпин мост
Колонна Орла
Лесная оранжерея (в
руинах)
Павильон Венеры (музей)
Павильон Орла
Памятник Павлу I
Сильвийские ворота
Терраса-пристань
Чесменский обелиск
Приоратский парк
Приоратский дворец (музей)
Ораниенбаум (г. Ломоносов):
Большой Меншиковский дворец
Китайский дворец
Павильон Катальной горки
Дворец Петра III
Парки, дворцы и парковые сооружения
Нижний сад
Большой Меншиковский дворец (музей)
Картинный дом
Верхний парк
Ворота крепости Петерштадт
Дворец Петра III (музей)
Кавалерский корпус
Каменное зало (музей)
Китайский дворец (музей)
Китайская кухня
Павильон Катальной горки (музей)
Петровский мост
Павловск:
Павильон трех граций
Розовый павильон
Павловский парк
Колоннада Аполлона
Крепость Бип
Мавзолей супругу-благодетелю
Павильон Росси
Павильон трех граций
Павловский дворец (музей)
Пиль-башня
Розовый павильон (музей)
Холодная ванна
Храм Дружбы (музей)
Колонна «Основание Павловска»
Петергоф:
Большой дворец. Вид с Морского канала
Марли
Монплезир
Дворец Лейхтенбергских в парке Сергиевка
С. М. Воробьёв. Вид Ренеллы в Александрии.
Александрия
Дворцовый телеграф (музей)
Готическая капелла (Церковь святого Александра Невского)
Готическая караулка
Готический колодец
Коттедж (музей)
Нижняя дача (в руинах)
Новая ферма
Руинный мост
Фельдъегерский домик
Фермерский дворец (музей)
Александрийский парк
Английский парк
Верхний сад
Колонистский парк
Ольгин павильон (музей)
Царицын павильон (музей)
Луговой парк
Бельведер
Нижний парк
Большой Петергофский дворец (музей)
Большая оранжерея
Вольеры
Воронихинские колоннады
Марли (музей)
Монплезир (музей)
Екатерининский корпус (музей)
Банный корпус (музей)
Павильон «Эрмитаж» (музей)
Памятник Петру I
Большой каскад
Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва»
Парк "Знаменка"
Дворец в. кн. Николая Николаевича
Павильон Ренелла (утрачен)
Церковь свв. Петра и Павла
Парк "Михайловка"
Дворец в. кн. Михаила Николаевича
Церковь святой Ольги
Сергиевка
Дворец Лейхтенбергских
Валун "Голова"
Собственная дача
Собственная дача Александра II
Церковь святой Троицы
Стрельна:
Константиновский дворец
Константиновский парк
Путевой дворец Петра I
Путевой дворец Петра I (музей)
Константиновский парк
Константиновский дворец (музей)
Орловский парк
Львовский дворец
Музей «Морская Стрельна»
Почтовый двор
Царское Село (г. Пушкин):
Большой Екатерининский дворец
Александровский дворец
павильон «Эрмитаж»
Мраморный мост
Александровский парк
Александровский дворец (музей)
Большой каприз
Большой китайский мост
Детский домик
Драконов мост
Китайская деревня
Крестовый мост
Малый каприз
Пенсионные конюшни
Екатерининский парк
Адмиралтейство
Большой Екатерининский дворец (музей)
Вечерний зал
Готические ворота
Гранитная терраса
Грот
Зал на острову
Кагульский обелиск
Камеронова галерея
Чесменская колонна
павильон «Эрмитаж» (музей)
Эрмитажная кухня
Лицейский сад
Памятник А. С. Пушкину-лицеисту
Слайд 9
5
Церковь Иоанна Предтечи в с. Дьяково многостолпный
Особняк Рябушинского
Шехтель ранний модерн
Монферран эклектика
Мариинский дворец 1839—1844 на Исаакиевской площади.
Николаевский
дворец на Пл. Труда
Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной
Дворец БелоДворец Белосельских-Белозерских
Петергоф и его ближайшие окрестности
планировка двух пейзажных парков — Колонистского и Лугового
Царицын и Ольгин павильоны в Колонистском парке
павильоны «Озерки» и Бельведер в Луговом парке
Церковь Святой Троицы на Собственной даче
загородный дворец Марии Николаевны в Сергиевке
дворец, две оранжереи и дом садовника в Михайловке
дворец и павильон Renella в Знаменке
Львиный каскад, 1854—1857 гг
Слайд 10
Архитектурный стиль «ранний классицизм» в Петербурге датируется 1760
- 1780 годами. Этот временной интервал в истории России
называют «просвещённым абсолютизмом», что подчеркивает противоречивость правления Екатерины Великой. Ранний классицизм в стране воплощал идеи гармонической упорядоченности, поступательного развития, простоты и величия европейской страны.
Возникновение екатерининского классицизма связано с характерной для стиля барокко длительностью архитектурных работ, роскошью и эксклюзивностью, а следовательно высокой стоимостью и привлечением разнообразного инженерно-архитектурного и строительного ресурса. Как правило, за образец бралась античность. Качественную архитектуру получили не только столицы (Москва и Петербург), но и небольшие провинциальные города, что существовали до этого периода по весьма феодальным канонам, с использованием феодальной архитектуры.
Первым зданием, выполненным в стиле «раннего классицизма», был графский дворец К. Г. Разумовского. Сейчас это Административный корпус РГПУ. В архитектуре использованы элементы коринфского и ионического ордеров, барельефы, аркады, однако в отделке фасада проявляется влияние барокко. Торжественность дворца воплотилась в парадном дворе с монументальными воротами и высокой оградой.
Известны своей архитектурой такие постройки: императорская академия художеств на Васильевском острове, корпус «для игр в мяч», дворец графа А. П. Шувалова (сегодня Юсуповский дворец). В эпоху раннего классицизма был возведен Висячий сад и Северный павильон Малого Эрмитажа, откуда своё начало берет знаменитый музей. Юрий Фельтен, что был помощником Растелли, принимает участие в строительстве Малого Эрмитажа. Среди его построек можно выделить Училище для мещанских девиц.
Ранний классицизм в Петербурге сохраняет ещё обогащённость, пластику и динамику форм, что присуща рококо и барокко. Зодчие зрелой поры создали классические типы дворца-усадьбы и большого комфортабельного жилого дома, которые стали образцами в возведении загородных дворянских усадеб и в парадной застройке городов. А главной особенностью русского классицизма был небывалый масштаб государственного градостроительства.
Слайд 11
6
Дворцово-парковый ансамбль Царского Села
Храм Христа Спасителя К. Тон
русско-византийский стиль
БАЖЕНОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ(февраль 1737 — 02. 08. 1799)Стиль
архитектуры: Классицизм. Национальный историзм. Императорская Академия художеств
Работал в городах
Санкт-Петербург, Москва
Архитектурный стиль
Классицизм, псевдоготика
Важнейшие постройки
Дом Пашкова
Царицынский дворцово-парковый ансамбль,
проект Кремлёвского дворца,
Владимирская церковь в Быково
Слайд 12
Эволюция средневоковой архитектуры Великого Новгорода
Слайд 13
7
Софийский собор в Киеве украинское барокко
Дом купцов Елисеевых
Барановский
Тома де Томон Швейцари классицизм
Большой театр
Биржа и ростралные колонны
Мавзолей
Павлу I в Павловске
Слайд 14
Сравнительный анализ петровского и елизаветинского барокко
Елизаветинскоe барокко.
Сдержанная
манера петровского барокко сменяется пышностью и великолепием Елизаветинского барокко, Сенатская,
Исаакиевская, Биржевая и Марсово поле образовали величественный ансамбль открытых городских пространств. Наиболее прославленная часть этого ансамбля – Дворцовая площадьВ это время в России расцветает стиль, получивший в Европе название барокко. Особенность барокко выражена в его названии. В переводе с итальянского, барокко – причудливый, вычурный. Этот стиль подчеркнуто нарядный, пышный. Формы его усложнены. Фасады нередко имеют криволинейную форму, прорезаны нишами, увенчаны разорванными полукруглыми фронтонами, обильно украшены декоративными деталями. Стиль барокко проявлялся уже в петровское время, но был еще достаточно скромен, сдержан. В эпоху Елизаветы Петровны барокко становится необыкновенно роскошным. Елизаветинское барокко мы представляем себе в первую очередь по произведениям Растрелли. Когда стал складываться город, в Европе уже давал себя ярко знать архитектурный стиль классицизм. Весь комплекс Версаля был создан в стиле раннего классицизма Людовика. Но роскошь и богатство Версаля (и в целом, архитектуры Людовика Четырнадцатого) были чужды Петру. Он скорее ориентировался на Северную Европу, на протестантские города Голландии, Швеции, Дании. Отсюда другой архитектурный облик у первых построек Петербурга. Это своеобразное петровское барокко имеет ряд черт, характерных для этого архитектурного стиля: криволинейные формы, волюты, башни-шпили, напоминающие башни Риги и Таллина, пилястры вместо колонн. К тому же Петр не желал тратить столь нужные для государства средства на помпезные сооружения. Поэтому петровское барокко немного строго и скромно. В стиле петровского барокко выстроены Петропавловская крепость, Здание Двенадцати коллегий, Дворец Петра в Летнем саду, Меншиков дворец.
В 40-50-ые годы Россия, решив важнейшие задачи, стоявшие перед ней, догнала Европу и в архитектурном развитии, но в это время в России расцветает не классицизм, который столь характерен для Франции, а елизаветинское барокко, для которого характерны исключительная роскошь и богатство.
Слайд 15
8
Здание музея училища барона Штиглица Месмахер
Петропавловский собор
петровское барокко Трезини 1703
Росси ампир, классицизм
Екатерининская церковь в Кремле
Перестройка
Путевого дворца Екатерины II в Твери
Аничков дворец
Ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце
Елагин дворец
Ансамбль Михайловского дворца
Ансамбль Дворцовой площади
со зданием Главного Штаба и
триумфальной аркой
Ансамбль Сенатской площади
со зданиями Сената и Синода
Александринского театра
Колокольня Юрьева монастыря (1841)
Павильон Росси в Павловске Шмидт
Слайд 17
9
План центра СПб
Пятницкая церковь в Великом Новгороде
Слайд 18
Воронихин – классицизм, русский ампир
Казанский собор
Горный институт
Каскад в
Петергофе
Обширная строительная деятельность развертывается после Куликовской битвы, при сыне
Дмитрия Донского - Юрии Звенигородском. До нас дошли следующие памятники XIV-XV веков: собор Саввино-Старожевского Звенигородского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422), в котором сосредоточены памятники древней станковой живописи знаменитого Андрея Рублева (XV) и Симона Ушакова (XVII), и, наконец, Троицкий собор Александровской слободы (1428-1434).Успенский собор "на городке" в Звенигороде (1399) представляет огромный интерес как ранний пример использования и творческой переработки образцов владимиро-суздальской архитектуры
Слайд 19
10
Петропавловская крепость Трезини петровские ворота; Невские ворота львов
Витебский
вокзал в С-Петербурге
Бржозовский
Бове, Жилярди, Григорьев
– московский ампир, усадьбы послепожарного времени
Храм Вознесения у Никитских ворот, усадьба Суханово, конный двор Театральная площадь, Бове – Кремлевский сад
Слайд 20
Раннемосковское зодчество
Андроников монастырь
Воскресенский собор (Волоколамск)
Городня (Конаковский район)
Звенигородский городок
Иоанно-Предтеченская
церковь (Коломна)
Никольская церковь (Каменское)
Церковь Ризоположения (Московский Кремль)
Саввино-Сторожевский монастырь
Собор Спаса
на Бору
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
Успенский собор на Городке
Церковь Рождества Богородицы на Сенях
Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность.
Слайд 21
11
Исаакиевский собор Монферран
Пятницкая церковь в Чернигове
Слайд 22
Елизаветинское барокко
расстрелли
Митавский дворец
Большой Петергофский дворец
Церковь Большого Петергофского дворца
Андреевская
церковь
Смольный собор Смольный монастырь
Воронцовский дворец
Большой Екатерининский дворец
Павильон «Грот»
Павильон «Эрмитаж»
Царский
дворец
Строгановский дворец
Зимний дворец
С целью скругления фасадных линий Чевакинский предпочитал оформлять выступающие углы зданий пучками из трёх колонн, из которых средняя обычно вынесена на самый угол. Этот приём предположительно был заимствован им из древнерусского зодчества[4]. Как и другие архитекторы елизаветинской эпохи, щедро использовал для обработки фасадов скульптурный декор. Культовые постройки Чевакинского (в том числе конкурсные проекты на перестройкуИсаакиевского и Петропавловского соборов) выделяются коваными балкончиками и декорированными растительным узором кронштейнами, позаимствованными из репертуара дворцовых построек того времени.
Ухтомский
Храм Одигитрии Смоленской в Троице-Сергиевой лавре
церкви Климента папы Римского на Пятницкой улице в Москве
Свято-Покровский собор
Свято-Никольский собор
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Слайд 23
12
План Петергофа
Смольный собор Расстрелли
Северное русское зодчество
Успенского собора во
Владимире
Суздальского собора
церкви Спаса
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
Золотых воротах
Строгий классицизм. Джакомо
Кваренги (1744—1817 зданиях Академии наук, Ассигнационного банка, Смольного института. Старов (1745—1808). Возведенный им Таврический дворец стал образцом усадебного строительства в России. Николай Александрович Львов (1751—1803) был разносторонне одаренной личностью — зодчим, поэтом, ученым. Винченцо Бренна (1747—1820). Михайловский замок,
Слайд 24
13
Павловск
Софийский собор в Великом Новгороде
Шатер можно устанавливать и
на восьмерик и на четверик. Как правило, они имеют
вытянутые пропорции, тем самым, придавая силуэту сооружений устремленность вверх и резкую динамичность. Снаружи шатры украшаются декором, к примеру, кокошниками, узорами.
церковь Рождества Богородицы в Москве в Путинках и Успенская церковь, расположенная в Угличе.
Покровская церковь
Успенская трапезная
Спаса Преображения собор
Введенская трапезная церковь
Слайд 25
эклектика
Тон, Константин Андреевич
Штакеншнейдер, Андрей Иванович
Померанцев, Александр Никанорович
Слайд 26
14
Большой Кремлевский дворец В.Баженова
Академия Художеств в С-Петербурге Ж. Б. Валлен-Деламот
и А. Ф. Кокоринов
Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений,
увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до настоящей поры.Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в.
Слайд 28
15
Ансамбль Дворцовой площади в
С-Петербурге Расстрелли Брюллов Росси
Соборная
площадь московского кремля
Слайд 29
Бесстолпные храмы средневековой Руси
Церковь вознесения в Коломенском
Иоанна предтечи
в Дьяково
Церковь Успения в Глове – XVI в.
Церковь Трифона в
Напрудной – начало XVI в.
Церковь Рождества в селе Юрькино, Московская область – начало XVI в.
Церковь Покрова в Рубцове в Москве – 1619-1627 гг.
Ильинская церковь в Чернигове
Неоклассицизм и ретроспективизм в архитектуре начала XX века
Казанский вокзал. Архитектор А.В.Щусев.
особняк Т.В.Белозерского
дома Ф, Л. Мертенса
здание Русского торгово-промышленного банка
Слайд 30
16
Михайловский замок классицизм Бренна
Спасо-Преображенский монастырь
Богоявленская церковь
Казанский монастырь
храм Ильи
Пророка
белокаменные строения, старинные храмы, роскошные сады.
Слайд 31
Псевдорусский стиль
псевдорусский стиль впитал в себя элементы византийской архитектуры.
Это течение включало в себя неорусский и русско-византийский стили.
Русский стиль, представляя собой искусную стилизацию, сочетался с другими архитектурными стилями, например, романтизмом первой половины девятнадцатого века и модерном.
Русско-византийский стиль, возникший одним из первых в рамках неорусского архитектурного течения, зародился в тридцатые годы 19 века. Для него характерно использование мотивов и композиционных приемов, заимствованных у византийских зодчих. Ярким примером этого стиля являются церкви, построенные русским архитектором К.А. Тоном в 1840-е года. Например, им были возведены такие знаменитые здания, как Большой Кремлевский дворец, Храм Христа Спасителя и Оружейная палата в Москве.
Другое направление псевдорусского стиля возникло под влиянием славянофильства и романтизма. Для него характерны постройки, с использованием мотивов древнерусской архитектуры. В этом стиле построил много зданий отечественный архитектор А.М. Горностаев.
В начале двадцатого столетия получил развитие неорусский стиль. Его приверженцы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. Знаменитыми представителями этого течения в архитектуре стали С. Кричинский, В.А. Покровский, Г. Гримм, А.П. Аплаксин. Примером нерусского стиля является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме.
Слайд 32
17
Театральная площадь архитектора К. Росси
Дом Пашкова классицизм
Баженов
Слайд 33
В начале 17 века продолжается начатое в 16
веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той
эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.
К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.
Слайд 34
Первым по времени произведением модерна в России считается
дача великого князя Бориса Владимировича, построенная архитекторами Шернборном и
Скоттом в 1897 году в Царском Селе[1]. Одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна в Санкт-Петербурге является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги») на Невском проспекте. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор). Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль 1913—1914). В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — Бржозовский С. А.).
Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве стал построенный в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым особняк О. А. Листа[2]. Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, особняк Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева, доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в стиле модерн.
Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель), ЦУМ (б. «Мюр и Мерилиз»), гостиница «Метрополь» в Москве, и многие другие. В Москве работал целый ряд архитекторов, Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.
Слайд 35
18
Мариинский дворец в С-Петербурге
Валлен-Деламот
Ансамбль Троице-Сергиевской Лавры
Слайд 36
Творчество архитектора В.Стасова
Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург)
Московские Триумфальные ворота
Троице-Измайловский
собор
Нарвские Триумфальные ворота
Китайская деревня (Царское Село)
Александро-Невский храм
в Потсдаме
Дворец Генерал-губернатора в Вильнюсе
В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.
К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.
Слайд 37
19
Таврический дворец русский классицизм Старов
Эрмитажный театр классицизм Кваренги
Творчество
Львова
Невские ворота Петропавловской крепости
Церковь св. Ильи Пророка на
Пороховых
Здание Почтамта
Свято-Троицкая церковь («Кулич и Пасха»)
Музей-усадьба Г. Р. Державина на Фонтанке
Слайд 38
В 16 веке растет могущество Русского государства, растет
и значение Москвы, как центра. В столицу со всей
Руси свозят лучших мастеров, которые работают вместе с итальянскими архитекторами и зодчими. С их помощью в России начинается строительство сложных архитектурных объектов из камня, пришедшим на смену традиционному русскому деревянному зодчеству. В этот же период, в 1505-1508 годах, по приказу Василия Третьего в Московском Кремле итальянским архитектором Алевизом Новым строится знаменитый Архангельский собор. В 16 веке в России появляется принципиальной новый тип сооружений – шатровые храмы, не использующие в своей конструкции подпорок, как традиционные древнерусские крестово-купольные храмы. Остроконечные храмы, с виду похожие на величественные ели, стали приметой того времени. Внутри такой храм представлял собой единое пространство, увенчанное шатром. Еще одним технологическим новшеством, свойственным этому периоду, стало использование наравне с белым камнем и красного кирпича. При строительстве объектов вместо деревянных начинают использовать металлические крепления, работы осуществляют с помощью подъемных механизмов.
Слайд 39
20
Казанский Собор в С-Петербурге ампир классицизм, Воронихин
Адмиралтейство в
С-Петербурге
Тон Константин Андреевич
Первой работой архитектора в Санкт-Петербурге стала
переделка парадных залов здания Академии художеств. церковь великомученицы Екатерины в Коломне. церковь святого Мирония на Обводном канале, Благовещенская церковь на одноимённой (ныне Труда) площади, два храма в Царском СелеМосковский вокзал
В 1831 году храмом Христа Спасителя в Москве. Большого Кремлёвского дворца
парадная пристань со сфинксами напротив Академии художеств. По проекту Константина Тона были построены первые вокзалы в России, в том числе Николаевский (ныне Московский) в Санкт-Петербурге.