Слайд 2
Что такое зависть?
Зависть - есть печаль
о благополучии ближнего (святитель Василий Великий).
Зависть в святоотеческом понимании – тяжкий недуг души…смертный грех, болезнь сердца о добре ближнего, радость и веселие о зле (схиархимандрит Иоанн Маслов).
Слайд 3
ПРИЧИНА И ИСТОЧНИК ЗАВИСТИ
Зависть – дочь гордыни
(блаженный Августин).
Слайд 4
СВОЙСТВА ЗАВИСТИ
*Разгораясь в душе человека, страсть зависти становится
ненасытной.
*Никакое добро, никакая услуга со стороны ближних не в
силах остановить в человеке эту страсть.
*Сколько бы добра и милости не оказывали завистнику, он никогда не удовлетворяется
(схиархимандрит Иоанн Маслов).
Слайд 5
ЗАВИСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
- всегда недоволен;
- всегда раздражителен;
- злость
и презрение берут над ним верх;
- «снедает» не только
душу, но и тело;
- делает его болезненным;
- не способным к деятельности;
- приносит много зла окружающим людям;
- больший урон приносит своей бессмертной душе;
- лишает душу ее блаженного причастия вечных благ;
- подражателен и единомышлен злым духам;
- хуже злых духов Почему? Злые духи не завидуют друг другу (схиархимандрит Иоанн Маслов по «Симфонии святителя Тихона Задонского).
Слайд 6
СЛЕДОВАТЕЛЬНО!
ЗАВИСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ
Слайд 7
ДЕЙСТВИЯ ЗАВИСТИ
*Завистливый человек приносит много зла окружающим людям,
«но еще больший вред приносит своей бессмертной душе, лишая
ее вечных благ (Схиархимандрит Иоанн Маслов).
*… человека, подверженного другим порокам, вразумляют оказанные другими благотворения, но завистливый еще более раздражается оказанным ему добром. Он чувствует себя оскорбленным и не чувствует благодарности за добро (святитель Василий Великий).
Слайд 8
*…завистливые хуже зверей
(святитель Иоанн Златоуст).
*Псы, если их кормят, делаются кроткими; львы,
когда за ними ходят, становятся ручными, а завистливые еще более свирипеют, когда им оказывают услуги, и часто поступают с благодетелями как с врагами
(святитель Григорий Богослов).
*Как многие насекомые, минуя здоровое, устремляются на гнилое, так и завистливый человек, не обращая внимания на добрые качества лица, на светлые стороны его жизни, изыскивает в нем одни слабости, недостатки и к ним приражается, как жалом, языком своим
(Практическая симфония для проповедников слова Божия. Сост. прот. Григорий Дьяченко).
*…завистливому всегда кажется, что положение ближнего лучше, чем его, и это всегда угнетает и мучительно терзает его душу (схиархимандрит Иоанн Маслов).
*…зависть подобна моли, съедает ту одежду, в которой родится. И она съедает то сердце, в котором рождается (святитель Димитрий Ростовский).
Слайд 9
ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАВИСТИ!!!
Зависть есть источник зложелательства по отношению к
ближнему…. Завистливый готов претерпеть любые мучения и бедствия, чем
видеть своего ближнего в благополучии (схиархимандрит Иоанн Маслов).
Например, один греческий государь, желая узнать, кто более мерзок – завистник или сребролюбец, «приказал к себе привести двоих, из коих один страдал завистью, а другой – сребролюбием. Когда званные явились, государь сказал: “Пусть каждый из вас требует от меня такого дара, какого пожелает, и я дам с радостью; после этого второй из просивших и получивших дар получит дважды столько, сколько потребует и получит первый”. Завистник отказывался просить подарка первым, не желая, чтобы сребролюбец получил вдвойне; и сребролюбец отказывался просить подарка первым – в видах, чтобы двойным даром не овладел завистник. Так как спорам не было конца, то государь нашел нужным эти споры прекратить повелением, чтобы первым высказал просьбу о подарке завистник. И что же вы думаете в дар себе попросил завистник? – Он потребовал того, чтобы у него вырвали один глаз, разумеется, желая, чтобы у соперника его были вырваны оба глаза, то есть чтобы он сделался совершенно слепым. Таким образом, этот злодей, по зависти своей, не только отказался от всякого царского подарка, но и решился даже себя дать изуродовать, лишь бы только не получил дара вдвойне его соперник» (Практическая симфония для проповедников слова Божия. Сост. прот. Григорий Дьяченко).
Слайд 10
ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАВИСТИ
Вся история Нового и Ветхого Заветов
полна примерами, свидетельствующими о губительной злобной зависти. Так, Каин
по зависти убил своего брата Авеля; сыны Иакова, руководствуясь ею, продали Иосифа в Египет. И наконец, иудеи, имея неистовую зависть, предали смерти Спасителя мира (2:175; 5:130). Поэтому "как только восстает в сердце зависть, — учит святитель Тихон, — умерщвляй сего червя пагубного, да не возрастши умертвит душу твою».
Слайд 14
ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАВИСТИ У ДЕТЕЙ
∙ (не из чувства
голода) за столом спешит подставить тарелку для того, чтобы
ему досталось больше других; быстро ест, чтобы опередить всех и получить добавку;
∙мрачно разглядывает другие тарелки, считая, что другим досталось больше, чем ему;
∙сравнивает купленные для него игрушки, одежду, школьные принадлежности с такими же вещами у братьев, сестер или других детей;
∙сожалеет и печалится о том, что кто-то другой превосходит его в чем бы то ни было: во внешних данных, в талантах, умениях и пр.;
∙печалится, когда другой получает подарки, когда другому человеку радостно;
∙проявляет злорадство, которое также может принимать различные формы:
∙ребенок радуется и улыбается, когда наказывают другого (еще серьезнее этот проступок, если ребенок при этом и насмехается над наказанным. Это означает, что он заслуживает такого же наказания);
∙дети клевещут;
∙сваливают вину друг на друга (это должно всегда строго наказываться, и дети должны знать заранее, что подобный поступок неотвратимо ведет к наказанию);
∙ребенок ябедничает с целью, чтобы другого наказали (Выводы по книге В.И. Даля «Картины из быта русских детей).
Слайд 15
Завистливый ребенок, как правило, невнимателен на занятиях, часто
недоволен, не сосредоточен, плохо учится.
Слайд 16
СРЕДСТВА ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ЗАВИСТИ В СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Наилучшим средством
в борьбе с завистью является слово Божие, которое приводит
блуждающий ум в собранность и, подобно мечу, умерщвляет зависть в ее зародыше. Но если человек вознерадит и не будет упражняться в этой добродетели, то зависть может возрасти и ввергнуть душу в бедственное состояние
(святитель Тихон Задонский).
Слайд 17
Окончательное же искоренение зависти, по мысли святителя Тихона
Задонского, принадлежит любви, которая является мощным и верным средством,
противодействующим этой злой страсти. Ведь любовь, по апостолу Павлу, "не завидует«
(1 Ко13,4). Следовательно, в ком господствует любовь к Богу и людям, кто всегда состраждет и почитает своего ближнего, как самого себя, в том никогда не сможет найти для себя прибежища зависть.
Слайд 18
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ В ДЕТЯХ
…воспитание в себе любви требует
от человека большого подвига и нравственных сил, однако он
должен принуждать себя к этому, потому что только нуждницы восхищают Царствие Небесное (Мф. 11, 12). Таким образом, любовь поистине способна искоренить зависть и всякое нестроение (2:174—176) в ребенке и насадить в его душе семена богоугодной жизни
(святитель Тихон Задонский).
Слайд 20
∙во всех случаях поступать по словам Спасителя: «Во
всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними» (Мф. 7,12);
∙состраданию к тем, кому плохо, и искренней радости за тех, кому хорошо: «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (Рим. 12,15);
∙доброжелательной услужливости;
∙определенным упражнениям в добром: добровольный отказ от нравящейся игрушки в пользу своего друга, который заболел; выбор и изготовление подарков для родных, друзей и т. п;
∙взаимно переносить чужие недостатки.