Слайд 2
БИОГРАФИЯ
А. А.Фет родился 23 ноября [5 декабря] 1820 в
имении Новоселки Мценского уезда Орловской Губернии.
Мать -
Шарлоты-Елизаветы Беккер
(Елизавета Петровна)
Отец - Афанасий Неофитович Шеншин
Слайд 3
Когда Афанасию Шеншину было 14 лет,
случилась катастрофа. Орловское губернское правление по чьему-то доносу запросило
у духовной консистории подробности о рождении Шеншина, затребовав и справку о браке родителей. Из документов следовало, что ребенок рожден задолго до венчания родителей и не может считаться их законным сыном.
О хорошем дворянском пансионе в Москве или Петербурге пришлось забыть; родители отправили Афанасия учиться в Лифляндию – в немецкий пансион Крюммера в городе Верро (сейчас – Выру в Эстонии).
Слайд 5
ДОМ В КОТОРОМ ЖИЛ А.А.ФЕТ БУДУЧИ СТУДЕНТОМ
Слайд 6
КОМНАТА ФЕТА В ГРИГОРЬЕВСКОМ ДОМЕ
Слайд 7
ВОЕННАЯ СЛУЖБА
В 1845 году подающий надежды поэт становится унтер-офицером провинциального полка, так как первый офицерский чин давал право на получение
потомственного дворянства.
В 1853 году ему удается перейти в привилегированный гвардейский полк, расквартированный невдалеке от столицы. Фет налаживает связи
с петербургскими литераторами.
Слайд 8
II И III СБОРНИК СТИХОВ А.А.ФЕТА
В 1850 году в Москве
вышел второй сборник стихотворений поэта.
В 1856 году в Петербурге публикуется третий сборник, включающий 182 стихотворения. В
литературных кругах, среди ценителей поэзии, он имел большой успех.
Слайд 9
В 1857 году в Париже он
обвенчался с Марией Петровной Боткиной в посольской церкви.
.
В 1858 году Фет выходит
в отставку. Дворянство не было получено, и в 1860 году поэт
приобретает земельный участок, став помещиком-разночинцем. Это по-прежнему ущемляет его мироощущение: статус помещика-дворянина для него недосягаем. И он почти не пишет стихов, занимается хозяйством, выступает как публицист-консерватор
Слайд 10
ПРИЗНАНИЕ
В 1873 году обратиться к императору Александру II
с просьбой вернуть ему фамилию Шеншин. У него не
было никаких документальных доказательств версии, которую он изложил в прошении (отец женился на матери лютеранским браком еще в Дармштадте, до его рождения, но был вынужден вторично венчаться с ней в России). Однако царь проникся описанием его нравственных страданий и со словами «воображаю, что пережил этот человек» вернул просителю фамилию Шеншин, дворянство и права на наследство.
Слайд 12
21 ноября
(3 декабря)
1892 год - Афанасий Афанасьевич Фет умирает у себя
в имении. Похоронен в селе Клейменово, родовом имени Шеншиных.
Слайд 13
Лирика А.А. Фета
Среди шедевров русской литературы лирика А.
А. Фета занимает неповторимое место, что не поразительно –
он был новатором современности в области поэзии, владел самобытным, особым даром тончайшего лирика.
Его "фетовский почерк" поэтическая манера письма — придали его поэзии своеобразную прелесть и очарование.
Фет — новатор во всех отношениях, ему характерно словесное раскрепощение, он не сковывал слово в рамки принятых норм. Он создавал, желая показать собственную душу и чувства, переполняющие ее.
Слайд 14
Словосочетания, встречающиеся у Фета, поражали и возмущали многих
его критиков, но по достоинству были оценены его почитателями.
Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очеловечена, что мы часто встречаем "травы в рыдании",
"овдовевшую лазурь", "лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой".
Раскрепощенность фетовского слова выражается еще и в том, что оно всегда тянулось, "тяготело", не только к поэзии, но и к живописи, к музыке. Ярким примером такого письма является стихотворение "Певице"
Слайд 15
«Певице»
Уноси мое сердце в звенящую
даль,
Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.
О дитя! как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей:
Выше, выше плыву серебристым путем,
Будто шаткая тень за крылом.
Вдалеке замирает твой голос, горя,
Словно за морем ночью заря, -
И откуда-то вдруг, я понять не могу,
Грянет звонкий прилив жемчугу.
Уноси ж мое сердце в звенящую даль,
Где кротка, как улыбка, печаль,
И всё выше помчусь серебристым путем
Я, как шаткая тень за крылом.
Слайд 16
Тяжело понять, как в звуках могут быть "жаркие
слезы", почему на них "кротко светит улыбка любви". Но
произведение действительно имеет неповторимый музыкальный эффект.
Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.
Со страниц льется прекрасная музыка, вспархивают птицы, а сердце уносится в "звенящую даль". Именно такие чувства вызывает цикл стихотворений "Мелодии".
Как легко проследить течение мыслей автора — звуки фортепиано плавно перетекают в пение "хора природы", которое сменяется отдельными аккордами гитары, пробуждающими воспоминания, выстраивающими образы.
Слайд 17
«Шепот. Робкое дыханье...»
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
<1850>
Слайд 18
Фет в своих стихах играет на каждой струнке
души, заставляя их звучать прекрасной музыкой.
Изменения "милого лица"
и изменения в природе – подобный параллелизм типичен для фетовских стихов.
Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах.
Возможно, поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа – две самые прекрасные вещи на земле – и что может быть более вечно, чем природа и любовь?
Именно за словами, подтекстом развивается и основная тема стихотворения: чувство любви, чувство тончайшее, невыразимое