Слайд 2
Биография
Анна Андреевна Горенко родилась 11 (23) июня 1889
г. в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина,
инженера-капитана флота в отставке А.А. Горенко и И.Э. Стоговой.
Семья Горенко переезжает в Царское Село
Поступает в царскосельскую Мариинскую гимназию.
В 1903 г. Знакомится с Николаем Гумилевым
В 1906-1907 гг. Анна живет у родственников в Киеве. Поступает в последний класс Фундуклеевской гимназии. По окончании записывается на юридическое отделение Высших киевских женских курсов. Переписывается с уехавшим в Париж Гумилевым. Первая публикация: стихотворение «На руке его много блестящих колец…» в парижском еженедельнике «Сириус» (издатель Н.Гумилев)
Детство и юность
Слайд 3
Замужество и первые публикакции
В 1909 г. принимает официальное
предложение Гумилева стать его женой
25 апреля 1910 г. Анна
Горенко и Николай Гумилев обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом
В 1911 г. Поступает на петербургские Женские курсы. Знакомство с Блоком. Первая публикация под псевдонимом Анна Ахматова – стихотворение «Старый портрет» («Всеобщий журнал». 1911, №3)
В январе 1912 г. с большим успехом в литературном кабаре «Бродячая Собака» читает свои стихи на юбилейном вечере К.Бальмонта. Выходит первый сборник «Вечер» (изд. «Цех поэтов», тираж 300 экз.)
18 сентября (1 октября) 1912 г. Родился сын Лев
Своим предком по материнской линии Ахматова считала ордынского хана Ахмата, от имени которого впоследствии и образовала свой псевдоним
Слайд 4
Начало страшных лет
В марте 1914 г. выходит второй
сборник Анны Ахматовой «Четки»
В августе 1914 г. Гумилев добровольцем,
записавшись в лейб-гвардии Уланский полк, уходит на фронт
25 августа 1915 г. смерть отца
В марте 1917 г. провожает Н. Гумилева за границу, в Русский экспедиционный корпус
В сентябре 1917 г. выходит третий сборник Ахматовой «Белая стая»
В апреле 1918 г. разрыв с вернувшимся из Лондона в Петроград Н. Гумилевым.
Слайд 5
Первые сталинские «подарки»
Осенью 1918 г. выходит замуж за
В.К. Шилейко, ученого- ассириолога и переводчика с клинописных языков
В
начале 1921 г. в журнале «Дом искусств», №1 – статья К. Чуковского «Ахматова и Маяковский»
В апреле 1921 г. вышел четвертый сборник стихотворений «Подорожник»
Ночь с 3 на 4 августа 1921 г. арест Н.С. Гумилева
25 августа 1921 г. расстрел Н.С. Гумилева. Место расстрела – поселок Бернгардовка под Петроградом
В октябре 1921 г. вышел пятый сборник стихотворений Анны Ахматовой «Anno Domini»
В январе 1922 г. знакомится с Пастернаком
В конце 1922 г. становится женой искусствоведа и музейщика Николая Николаевича Пунина
Слайд 6
20-30-е годы
В начале 1926 г. штудирует Пушкина. Продолжаются
визиты Лукницкого в связи с его работой «Труды и
дни» - о Николае Гумилеве
12 мая 1926 г. читала стихи на литературном вечере в Ленинградской филармонии. Выступали: М. Булгаков, Е. Замятин, М. Зощенко, М. Кузьмин, В. Каверин, А.Н. Толстой, Н. Тихонов, К. Федин. По всей вероятности, в этот день состоялось знакомство с Михаилом Булгаковым
В марте 1931 г. начала работать над статьей «Последняя сказка Пушкина»
15 февраля 1933 г. в Пушкинском Доме прочла научный доклад «Последняя сказка Пушкина»
В октябре 1933 г. вышла книга «Петр Павел Рубенс. Письма». Изд. «Academia», пер, А.А. Ахматовой.
В конце 1933 г. познакомилась с московским семейством Ардовых
Слайд 7
«Кованый сапог» репрессий
В ночь с 13 на 14
мая 1934 г. в своей московской квартире на глазах
Анны Ахматовой был арестован О.Э. Мандельштам
В январе 1936 г. вместе с Б. Пастернаком ходила в прокуратуру СССР с просьбой о смягчении участи О. Мандельштама
5-11 февраля 1936 г. поездка к сосланным в Воронеж
Слайд 8
27 октября 1935 г. арест Н.Н. Пунина и
Л.Н. Гумилева. Анна Ахматова срочно выезжает в Москву
30 октября
1935 г. М. Булгаков помогает Ахматовой составить письмо Сталину с просьбой об облегчении участи мужа и сына. В этих хлопотах приняли деятельное участие: Л. Сейфуллина, Э. Герштейн, Б. Пастернак, Б. Пильняк
3 ноября 1935 г. Николай Пунин и Лев Гумилев освобождены
10 марта 1938 г. снова арестован Л.Н. Гумилев. Ахматова стоит в очередях перед тюрьмой на ул. Шпалерной (дом предварительного заключения); здесь еще принимают передачи и записочки от родных с «воли»
Ночь с 1 на 2 мая 1938 г. в подмосковном доме отдыха «Саматиха» снова арестован О. Мандельштам
27 сентября 1938 г. военным трибуналом Ленинградского военного округа Л.Н. Гумилев приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей
В начале 1939 г. узнала от Э. Герштейна о гибели О.Э. Мандельштама
26 июля 1939 г. решением Особого совещания при НКВД СССР Лев Гумилев осужден на 5 лет ИТЛ
Слайд 9
Великая Отечественная
В мае 1940 г. вышел ленинградский сборник
Ахматовой «Из шести книг»
В ночь на 27 декабря 1940
г. начала работать над «Поэмой без героя»
В июне 1941 г., за несколько дней до войны, в Москве, первая и последняя личная встреча с Мариной Цветаевой
6 сентября 1941 г. – первая массированная бомбежка Ленинграда, в результате которой сгорели Бедаевские продовольственные склады, в осажденном городе начался голод
28 сентября 1941 г. – у Ахматовой – дистрофические отеки; по решению властей ее эвакуируют – сначала в Москву, затем в Чистополь, оттуда с семьей К.И. Чуковского через Казань – в Ташкент
Слайд 10
23 февраля 1942 г. написала стихотворение «Мужество»; опубликовано
в газете «Правда» в номере от 8 марта 1942г.
10
марта 1943 г. кончился срок ссылки Льва Гумилева; в конце 1944-го, преодолев сопротивление лагерных начальников, он добровольцем, как когда-то его отец, уходит на фронт
В мае 1943 г. вышел ташкентский сборник стихотворений Ахматовой; «Моя азиатка»- так она называла эту свою «эвакуированную» книжку
15 мая 1944 г. вылетела в Москву. Живет на Б. Ордынке у Ардовых
Летом 1944 г. возвращается в Ленинград. Выезжает на Ленинградский фронт с чтением стихов
В декабре 1944 г. творческий вечер в ленинградском Доме писателей
Слайд 11
Очередная волна террора
В первой половине 1946 г. творческие
вечера следуют один за другим – в Москве, в
Ленинграде, и всюду самый восторженный прием
14 августа 1946 г. постановление ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград» - творчество Анны Ахматовой, как чуждое идеологически, предано анафеме
16 августа 1946 г. общее собрание ленинградской творческой интеллигенции в отношении чуждых элементов в лице А. Ахматовой, М. Зощенко и им подобных. В связи с этим постановлением не вышли из печати уже подготовленные сборники Ахматовой
1 сентября 1946 г. президиум правления Союза писателей СССР постановил: исключить Анну Ахматову и Михаила Зощенко из Союза советских писателей
В начале июня 1948 г. у Пастернака в Лаврушинском пер. (д. 17) слушала в авторском чтении первые главы «Доктор Живаго»
В июне 1948 г. Пастернак с трудом выхлопотал в Литфонде 3000 рублей для бедствующей А. Ахматовой
26 августа 1949 г. арестовали Н.Н. Пунина
6 ноября 1949 г. арест Льва Гумилева и осуждение его на 10 лет ИТЛ
Слайд 12
В течение 1950 г. отчаянно пыталась вызволить из
рук сталинских палачей единственного сына
19 января 1951 г. по
предложению А. Фадеева Ахматова восстановлена в Союзе писателей
В марте 1952 г. вместе с семьей Пунина выселена из Фонтанного Дома на ул. Красной Конницы
21 августа 1953 г. умер Н.Н. Пунин в воркутинском лагере (поселок Абезь)
21 октября 1953 г. при содействии А. Суркова сдала в изд. «Художественная литература» рукопись стихов и переводов
5 февраля 1954 г. подала на имя Председателя ВС СССР К.Е. Ворошилова прошение о пересмотре дела Л.Н. Гумилева
В мае 1955 г. ленинградское отделение Литфонда выделило Анне Андреевне дачный домик в писательском поселке Комарово; это свое жилище она называла «Будкой»
В конце сентября 1955 г. записывается на прием к народному депутату М. Шолохову по делу сына
4 марта 1956 г. в канун роковой годовщины – смерти Сталина в 1953 году – в присутствии Л.К. Чуковской произнесла историческую фразу: «Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха»
15 апреля 1956 г. возвратился из лагеря Лев Николаевич Гумилев
Слайд 13
Последние годы жизни
В феврале 1957 г. состоялась встреча
(в доме Ардовых) с вернувшейся из ссылки Ариадной Эфрон,
дочерью М. Цветаевой
В сентябре 1959 г. А.Т. Твардовский, в ту пору главный редактор «Нового мира», просит у Анны Ахматовой стихи для своего журнала
Вечером 30 мая 1960 г. скончался Борис Леонидович Пастернак, его памяти посвящены стихотворения «Умолк вчера неповторимый голос…» и «Словно дочка слепого Эдипа…»
В августе 1962 г. выдвинута на Нобелевскую премию
8 декабря 1962 г. впервые записан на бумагу «Реквием»
В 1963 г. выдвинута на Международную литературную премию «Этна-Таормина»
30 мая 1964 г. Москва. Музей В.В. Маяковского. Торжественный вечер, посвященный 75-летию Анны Андреевны Ахматовой
12 декабря 1964 г. в замке Урсино Анне Ахматовой вручена литературная премия «Этна-Таормина» - за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника ее избранных произведений
5 июня 1965 г. торжественная церемония облачения в мантию доктора литературы
Слайд 14
Февраль 1966 г. в больнице
19 февраля 1966 г.
выписывается из больницы
3 марта 1966 г. выехала в подмосковный
кардиологический санаторий
4 марта 1966 г. последняя запись в дневнике. Вечером, ложась спать, жалела, что не захватила с собой Библию
Утром 5 марта 1966 г. Анна Андреевна Горенко-Гумилева-Ахматова скончалась
Слайд 15
Художественный мир Ахматовой
С самого
начала её поэзия отличалась правдивостью поэтического слова. В стихах
Анны Андреевны отразилась жизнь её сердца и ума. Поэзия сразу же заняла особое место уравновешенностью тона и четкостью мыслевыражения. Было ясно, что у молодого поэта свой голос и своя интонация
Некоторые критики сочли нужным обвинить Ахматову в том, что поэзия ее «миниатюрна» в дурном смысле, т.е. по содержанию и по чувствам, что автор не может выйти из тесноты собственного «я». Это обвинение оказалось в корне несостоятельным, что подтвердили сборник «Чётки», а особенно «Белая стая». В миниатюрах Анны Ахматовой отобразились не только ее душа, но и души ее современников, а также природа России.
Ее любовная лирика крайне интимна и предельно откровенна, чувственна. «Поединком роковых страстей» она близка Тютчеву.
Тема Родины, ее трактовка в годы Первой мировой войны отличалась от ура-патриотических взглядов многих поэтов. Ахматова понимала, что война – это убийство, смерть, великое зло. Ее поэзия носит антивоенный пацифисткой характер, покоившийся на религиозной основе.
В поэзии Ахматовой отразились все трагические противоречия эпохи: разрушение быта, семьи, культуры.
Стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник «Бег времени», элегичны, пронизаны философским отношением к жизни, мудры и величественны. Поэтическим «солнцем» Ахматовой был Пушкин. Она наследует традиции пушкинской поэзии, ее лаконичность, точность, простоту и гармонию
Слайд 17
Основные периоды творчества
I. Раннее
творчество
увлечение акмеизмом, внимание к детали
основная тема: любовь (неразделенная)
сюжетность
дневниковость,
романность
урбанистическая тема в сборнике «Четки»
II. Переходный период
добавляется тема поэта и поэзии + тема Родины
философские размышления
религиозность поэзии
III. Период творческой изоляции (1924-1939)
высота, торжественность, богатство, многоцветность и трагедийность любовных стихов
«голос своего поколения»
тема патриотизма и смысла жизни
IV. Поэма «Реквием»
тема исторической памяти
посвящена жертвам сталинских репрессий
V. Всемирное признание
1964г. – лауреат международной премии «Этна-Таормина» в Италии «за 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов»
1965г. – почетный доктор Оксфордского университета в Англии
«Сжала руки под темной вуалью…»
«В Царском селе», «Вечерняя комната»
«В последний раз мы встретились тогда»
«Нам свежесть слов и чувста простоту…»
«Не с теми я, кто бросил землю…»
«Зачем вы отравили воду…»
Слайд 18
Акмеизм
Акмеизм – одно из модернистских течений в русской
поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма
Слайд 20
Что такое реквием?
«Requiem» переводится как похоронная месса, католическая
служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о
покое.
Обозначение траурного музыкального произведения
«Реквием» - одно из первых поэтических произведений, посвященных жертвам Большого террора 1930-х гг.
Слайд 21
История создания поэмы
Над поэмой «Реквием» Анна Ахматова работала
в 1935-1940гг. И в начале 1960-х годов. Более 20
лет поэму знали наизусть , держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла.
В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене
В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» №3 за 1987 год.
Слайд 22
«Реквием» написан от 1-го лица, от имени «я»
- поэта и лирического героя одновременно. А также сложное
переплетение автобиографического и документального позволяют отнести это произведение к «маленьким поэмам».
В поэме «Реквием» Анна Ахматова встраивает свои переживания в контекст эпохи. Недаром поэма начинается так:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Слайд 23
Во вступлении дана яркая безжалостная характеристика времени.
В
первых главах нашла свое отражение безграничная, глубокая бездна человеческого
горя.
«Герой этой поэзии - народ... Все до единого участвуют на той или другой стороне в происходящем. Эта поэма говорит от имени народа».
Слайд 24
Композиция поэмы
Эпиграф (1961)
Вместо предисловия (1957)
Посвящение (1940)
Вступление (1935)
Основная часть
I.
«Уводили тебя на рассвете…» (1935)
II. «Тихо льётся тихий Дон…»
(1938)
III. «Нет, это не я, это кто-то другой страдает…» (1939)
IV. «Показать бы тебе, насмешнице…» (1938)
V. «Семнадцать месяцев кричу…» (1939)
VI. «Легкие летят недели…» (1939)
VII. Приговор (1939)
VIII. К смерти (1939)
IX. «Уже безумие крылом…» (1940)
X. Распятие
1. «Хор ангелов великий час восславил…» (1938)
2. «Магдалина билась и рыдала…» (1940)
Эпилог
1. «Узнала я, как опадают лица…» (1940)
2. «Опять поминальный приблизился час…» (1940)
Слайд 25
«Это была трагедия народа,
а у вас – только
трагедия матери и сына»
(А. Солженицын)
Трагедия народа или трагедия матери
и сына?
Слайд 26
Какие художественные средства помогают описать материнское горе?
антитеза
Для
кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы
не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
эпитеты
Тюремные затворы
Смертельная тоска
Постылый скрежет
Шаги тяжелые
По столицу одичалой
Невольные подруги осатанелых лет
«каторжные норы»
сравнения
Подымались как к обедне ранней
Мертвых бездыханней
Словно с болью жизнь из сердца вынут
Словно грубо навзничь опрокинут
Слайд 27
С помощью каких художественных средств Ахматова создает образ
города?
сравнение
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград
эпитеты
Безвинная Русь
Под кровавыми сапогами
Под шинами черных Марусь
метафоры
Песню разлуки паровозные пели гудки
Безвинная корчилась Русь
Звезды смерти стояли над нами