Слайд 2
1. Академия и ее понятие
(с I в. до.
н. э.)
Акаде́мия — научная организация (академия наук) или высшее
учебное заведение.
Слово «академия» восходит к названию философской школы, которая была создана Платоном около 395 г. до н. э. и располагалась в оливковой роще близ Афин, названной в честь героя Академа.
В настоящее время в различных странах существуют академии искусств, сельскохозяйственные, медицинские, военно-медицинские, технические и др. академии.
Слайд 3
Академия Платона
Свое имя школа Платона получила оттого, что
занятия проходили в залах гимнасия в окрестностях Афин, называемого
Академией (по имени греческого героя Академа). Вблизи этого гимнасия Платон приобрел небольшой участок земли, где могли собираться и жить члены его школы. Доступ в школу был открыт для всех.
Слайд 4
Академия Платона (продолжение)
При обучении в Академии Платон соединил
учение Сократа и учение пифагорейцев, с которым познакомился во
время своего первого путешествия в Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; от Пифагора — унаследовал идеал совместной жизни философов и идею образования при помощи символов, основанного на математике, а также возможность применения этой науки к познанию природы.
Платон подразумевал под политикой не только воспитание способных государственных деятелей, но и просто благородных и справедливых людей, потому что обязанность философа заключается в том, чтобы действовать.
Слайд 5
Академия Платона (продолжение)
Члены Академии составляли сообщество людей свободных
и равных, ибо они равно стремились к добродетели и
к совместным исследованиям.
Слайд 6
Обучение в Академии Платона
В школе Платона воспитание осуществлялось
внутри сообщества, группы, тесного круга друзей, где царила возвышенная
любовь. Члены Академии делились на две группы: старшие — ученые и преподаватели и младшие — ученики, потому что, по мнению Платона, настоящая философия может существовать только в условиях постоянного диалога между учителями и учениками в стенах школы.
Необходимым элементом системы преподавания в Академии была диалектика. Но под ней подразумевалась не техника спора (как это было принято во времена Платона), а духовное упражнение, предполагающее внутреннее преображение. Подлинный диалог возможен лишь тогда, когда говорящие стремятся к диалогу. Диалог учит не навязывать другому человеку свое мнение, но ставить себя на место другого и преодолевать ограниченность собственной точки зрения.
Слайд 7
Философский образ жизни
Основной задачей педагогической деятельности Платона было
формирование гармонично развитого человека — через каждодневные усилия и
философский образ жизни. Платон так описывает этот образ жизни: нужно возлюбить добродетель больше удовольствий, отказаться от чувственных наслаждений, соблюдать, в частности, умеренность в пище, каждодневно жить так, чтобы иметь над собой как можно большую власть.
Слайд 8
в несчастьях сохранять спокойствие и не возмущаться; для
этого следует призывать на помощь максимы, способные изменить нашу
внутреннюю настроенность. Так, мы должны объяснять себе, что хорошая и плохая сторона этих несчастий нам неизвестны, что роптание ни к чему не приведет, что из человеческих дел ни одно не заслуживает особо серьезного к нему отношения и надо, словно при игре в кости, принимать вещи, как они есть, и поступать сообразно тому, что выпало нам на долю.
Таким образом, духовные упражнения, практикуемые учениками Академии, представляли собой телесную и духовную аскезу: преодоление страстей ради очищения ума и развития познавательных способностей.
Слайд 9
С Академией связывается подлинное рождение математики. Геометрия и
другие математические науки имели первостепенное значение в обучении. Но
они составляли только первый этап в формировании будущего философа. Они выполняли и своего рода этическую функцию, так как позволяли очистить ум от чувственных представлений.
Академия Платона была братством людей, единство которых состояло в выборе единого образа жизни, формы жизни, данной великим учителем. Академия будет славиться среди потомков, как достоинствами своих учеников, так и совершенством своей организации. Память об этой философской школе сохранится во всей последующей истории философии, и платоновская Академия станет образцом для подражания многих других школ.
Слайд 10
Исламские научные академии на востоке в средние века
(с VIII в. н. э.)
Первая академия, созданная Платоном в
древней Греции, потеряв значение, сама собой пришла в упадок.
В средние же века Академии пережили второе рождение, получив особенно широкое развитие на Востоке.
В 489 году в Византии по приказу императора Зенона закрывается знаменитая Эдесская Академия, известная как центр философской, медицинской, научной мысли.
Вслед за этим в 529 году опять по приказу Византийского императора закрывается Академия в Афинах.
Великие ученые, которые трудились в этих академиях, были вынуждены обратить свои взоры на Средний Восток, и приняли участие в создании новых Академий здесь.
В период правления Сасанидов в городе Нисибин существовала известная философская школа. Эта школа получила сильное развитие, в особенности, в области математики, астрономии, медицинской науки.
Слайд 11
В 30-40 годах VII века, ознаменовавшихся полной победой
арабов в Сирии, Палестине, Египте, Ираке и других странах
Среднего Востока, в особенности, в период халифата Аббасидов, начиная с VIII века, на Востоке создается новая академия Багдадская Академия.
Здесь наряду с медициной изучались геометрия, математика, астрономия и другие науки. В то время как на Западе не было сведений о химии, Академии Багдада имела большие достижения в этой науке.
Слайд 12
В области медицины произошло разделение существующих дисциплин на
аптекарское дело и фармакологию. Что не утратило свое значение
и сегодня.
Именно в Багдадской Академии впервые была основана школа переводчиков. В задачи этой школы входила подготовка специалистов, которые должны были путешествовать по разным странам и, ознакомившись там с научными достижениями, переводить на арабский язык научные книги.
Слайд 13
Современные академии
Современные учебные академии по типу организации близки
институту с несколько факультетами.
Современная Академия наук, академия искусств
и т.п., как правило, - самоуправляемые сообщества, формирующиеся из членов, избираемых за свой вклад в развитие соответствующей области творчества. Предусмотрено несколько категорий членства и особые (академические) звания. Академии наук в некоторых странах организуют и ведут научно-исследовательскую работу
Слайд 14
2. Университет и его понятие
(с V в. н.
э.)
Средневековый университет несомненно был продуктом именно западноевропейской средневековой цивилизации.
В определенном смысле его предшественниками были некоторые учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (4 в. до н. э.), школа права в Бейруте (3-6 вв.), императорский университет в Константинополе (424 - 1453). Их организация и программа отдельных курсов напоминают средневековые. Так, например, в Бейруте существовал обязательный пятилетний академический курс с определенными циклами, в Константинополе в одном центре были собраны учителя грамматики, риторики, философии и права. Тем не менее, в античности отсутствовал ряд необходимых предпосылок:
Слайд 15
не существовало универсальной религии - христианства,
не было
необходимости в массовом выпуске специалистов,
не существовал еще отрыв
политической власти от религии, т.е. не было еще светской власти,
не было еще такой специализации знания,
доминировало сельское хозяйство и др.
Слайд 16
средним векам неизвестно было то значение университета, которым
пользуемся мы сейчас. Для 20 -го века, как правило,
университет - это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние же века термин «universitas» означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялись также слова «corpus», коллегия. Эти объединения, таким образом, включали в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они считали себя частями одной «universitas». Даже город называли университетом граждан (universitas civium), любой ремесленный цех. Только в 14-15вв. университет станет отдельным академическим учреждением. От университетов отличали школы (studium).
Слайд 17
Они делились на:
генеральные (generale), т. е. не
местные, а предназначавшиеся для всех представителей наций, которые благодаря
приобретенным ученым степеням имели право преподавать в любом районе христианского мира (facultas docendi ubique terrarum).
studium universale,
studium commune,
studium solempne, т. е. обыкновенные.
Чаще эти школы назывались просто Studium , изредка - Академия. Примерно с 14-го века существует эпитет alma mater , т. е. нежная мать( термин заимствован из канонического права и литургического языка).
Слайд 18
Университет обладал целым рядом прав и привилегий:
право изучать
не только семь свободных искусств, но и право (гражданское
и каноническое), теологию, медицину. В средневековых университетах существовало ,как правило, четыре факультета : младший - подготовительный, он же - факультет семи свободных искусств, артистический, художественный, философский; старшие - медицинский, юридический, теологический.
право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение.
право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi).
особая подсудность для школяров по выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям.
право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов и т. д.
Слайд 19
Учебный процесс в средневековом университете
В средние века не
было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах
и существовали младший и старшие факультеты
Слайд 20
Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь
учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь
к концу средневековья в германских университетах. Правда, учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период (magnus jrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также «малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.
Основных форм преподавания было три.
Lectio - полное, регулярное изложение учебной темы, по программе, прописанной в статутах, в определенные часы. Эти лекции разделялись на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные).
Repetitio - это детальное истолкование отдельно взятого текста с различных сторон, с учетом всевозможных сомнений, возражений и противоречий. Еще одной формой было повторение части прочитанного. Одновременно готовились к диспутам.
Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут (disputatio). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась диалектика.
Слайд 21
Современный университет
Современный университет – это не только высшая
профессиональная школа, ориентированная на подготовку высококвалифицированных специалистов с глубокой
профессиональной и фундаментальной подготовкой, но и центр научных исследований, «мощная идеологическая опора», а также многопрофильная структура, органично сочетающая в себе образовательную, научную и инновационную деятельность и способствующая формированию специалистов высокой квалификации.
Слайд 22
3. Институт
было заимствовано из юриспруденции, где его использовали
для характеристики отдельного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения
в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. п. В социологии понятие «институт» сохранило эту смысловую окраску, однако приобрело более широкое толкование в плане обозначения некоторого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных организационных форм социального регулирования поведения субъектов.
Слайд 23
Возможны различные критерии классификации социальных институтов. Из целесообразным
будет остановиться на двух: предметном (содержательном) и формализованном. На
основании предметного критерия, т. е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются: политические институты (государство, партии, армия); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т. п.): институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т. п.) и др