Слайд 2
Аристотель (384 – 323 г. до н.э.)
Аристотель родился
в 384/3 г. до н.э. в Стагире. Его отец
Никомах был придворным врачом македонскою царя Аминты
Слайд 3
На 18-м году (в 367/6 г. до н.э.)
он прибыл в Афины и вступил в школу Платона,
к которой он принадлежал вплоть до смерти Платона
Слайд 4
Аристотель во время своего 20-летнего ученичества в Афинах
не только изучал, кроме Платона, и доплатоновских философов, но
и положил основу своим остальным историческим и естественно-научным знаниям
Слайд 5
В 343/2 г. он последовал приглашению к македонскому
двору и взялся за воспитание Александра, который в то
время вступал в юношеский возраст (родился в 356/5 г.);
Слайд 6
он оставался здесь вплоть до похода Александра в
Азию. Благодетельное влияние философа на его гениального ученика и
уважение последнего к первому восхваляет Плутарх;
благодаря благосклонности Филиппа или Александра, Аристотель добился восстановления своего родного города, разрушенного Филиппом
Слайд 7
В 335/4 г. Аристотель вернулся в Афины и
основал в Ликее школу, которая получила название перипатетической,—вероятно, не
по своему месту, а потому, что Аристотель вел преподавание, прохаживаясь взад и вперед
Слайд 8
Будучи сам по себе состоятельным-человеком, Аристотель был в
состоянии обладать всеми средствами научного исследования, которые были известны
его времени;
в частности, он был первым ученым, собравшим большую библиотеку
Слайд 9
неожиданная смерть македонского царя вовлекла его в серьезную
опасность: Аристотель из политической ненависти был обвинен в мнимых
преступлениях против религии.
Он бежал в Халкиду на Евбее, но уже летом 323 года умер здесь от желудочной болезни
Слайд 10
1. Сочинения по логике (которые лишь в византийскую
эпоху были соединены под общим названием «Органон»): «Категории», «Об
истолковании» («о предложениях»), две «Аналитики»; «Топика», которая имеет предметом «диалектику», т. е. учение о доказательствах вероятности
Слайд 11
2. Сочинения по естествознанию: «Физика» в 8 книгах;
«О небе» в 4 книгах; «О возникновении и уничтожении»
в 2 книгах; «Метеорология» в 4 книгах; три книги «О душе»; обширные зоологические сочинения — «Описания животных» в 10 книгах и три систематических труда: «О частях животных» в 4 книгах; «О ходе животных»; «О происхождении животных»
Слайд 12
3. Сохранившиеся метафизические сочинения философа ограничиваются «Метафизикой» (τα
μετά τα φυσικά) ; по всем признакам, это сочинение
есть собрание всех найденных после смерти Аристотеля работ на эту тему
Слайд 13
4. Э т и к у Аристотель изложил
в 10 книгах т. н. «Никомаховой этики», изданной, вероятно,
его сыном Никомахом и получившей от него свое название; и в «Евдемовой» этике
учение о государстве он изложил в 8 книгах «Политики».
Слайд 14
Аристотель различает троякого рода науки: теоретические, практические и
поэтические (творческие)
Слайд 15
Теоретические, в свою очередь, делятся на физику, математику
и «первую философию»
«учение о природе занимается предметами, существующими самостоятельно,
но не неподвижными; некоторые части математики исследуют хотя и неподвижное, однако, существующее не самостоятельно, а как относящееся к материи; первая же философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное»
Слайд 16
всякое опосредствованное знание предполагает знание непосредственное.
Слайд 17
в качестве высшего и наиболее достоверного принципа нашего
мышления он устанавливает закон противоречия: («невозможно, чтобы одно и
то же одновременно и в том же отношении и было и не было присуще одному и тому же»
Слайд 18
Все наши понятия подходят под один или несколько
«главных родов высказывания» , или категорий
Слайд 19
Аристотель насчитывает десять таких категорий:
субстанцию,
количество,
качество,
отношение
Слайд 20
время,
место,
положение,
обладание,
действие,
страдание
Слайд 21
Метафизика занимается исследованием высших причин, или исследованием сущего
как такового
Точнее содержание ее распределяется по трем основным вопросам:
об отношении между единичным и общим, об отношении между формой и материей, и об отношении между движущим и движимым.
Слайд 22
Критика теории идей
сущность не может находиться вне тех
вещей, сущностью которых она является; идеи лишены движущей силы,
вне которой они не могут быть причинами явлений.
Слайд 23
общие понятия выражают только известные качества субстанций, и
даже родовые понятия выражают лишь общую сущность известных субстанций.
Слайд 24
Поэтому и они могут быть названы в косвенном
и производном смысле сущностями (именно вторыми сущностями), но их
нельзя считать чем-либо существующим вне отдельных вещей (первых сущностей)
Слайд 25
Предметом знания — говорит он вместе с Платоном
— может быть только необходимое и неизменное;
но все
чувственное случайно и изменчиво, оно одинаково может и быть и не быть
Об изменчивом знания быть не может
Слайд 26
всякое изменение предполагает нечто неизменное, и всякое становление
— нечто вечное, которое, точнее, имеет двоякий характер:
оно
есть, с одной стороны, субстрат, который становится чем-либо и в котором совершается изменение,
и, с другой стороны, — свойства, в сообщении которых субстрату состоит изменение
Слайд 27
(μορφή) — «форма»
(ΰλη) – «материя»
Когда цель становления
достигнута, когда материя приняла определенную форму, то форма каждой
вещи есть ее действительность (ενέργεια, εντελέχεια) – энергейя, энтелехия
Материя – возможность вещи – дюнамис
Слайд 28
подобно тому как про Сократа мы не говорим,
что он вообще становится, когда становится прекрасным или образованным,
или что он погибает, когда утрачивает эти свойства, так как остается субстрат - сам Сократ, точно так же должно быть некоторое естество, откуда возникает все остальное, в то время как само это естество сохраняется.
Слайд 29
«Ведь как бы то ни было, не сам
же субстрат вызывает собственную перемену; я разумею, что, например,
не дерево и не медь - причина изменения самих себя, и не дерево делает ложе, и не медь - изваяние, а нечто другое есть причина изменения».
Активная роль формы
Слайд 30
формы нельзя рассматривать как простые модификации или даже
творения одной всеобщей формы; каждая из них, наоборот, в
качестве данной определенной формы, вечна и неизменна
Слайд 31
последняя причина этого вечного движения может находиться лишь
в чем-либо неподвижном. Ведь если всякое движение возникает лишь
через воздействие двигателя на движимое и, следовательно, предполагает двигателя, отличного от движимого, то, если это движущее само движимо, оно в свою очередь также предполагает иного двигателя, и т. д., пока мы не дойдем до двигателя, который сам уже не движется.
Слайд 32
Но если первый двигатель неподвижен, то он должен
быть нематериальным, т. е. формой без материи или чистой
актуальностью; ведь, где есть материя, есть и возможность иного бытия, переход от потенциального к актуальному, движение; лишь бестелесное неизменно и неподвижно – ум-перводвигатель
Слайд 33
Так как, далее, мир есть единое благоустроенное целое,
направленное на одну цель, так как движение мироздания едино
и непрерывно, то перводвигатель может быть лишь единым, т. е. самой этой единой целью.
Слайд 34
Общей целью всей человеческой деятельности является блаженство; ведь
только оно одно есть то, к чему стремятся не
ради чего-либо иного, а ради него самого