Слайд 2
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
В настоящее время принято рассматривать три группы теорий
управления персоналом: классические теории, теории человеческих отношений и теории
человеческих ресурсов.
Так, видные представители классических теорий — Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев. К представителям теории человеческих отношений относятся: Э. Мэйо, Р. Ликарт, Р. Блейк. Авторами теории человеческих ресурсов, как известно, являются А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор.
Слайд 3
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
1. Классические теории получили развитие в период с
1880 по 1930 гг. Главное в эффективном управлении состояло
в четком разграничении полномочий между руководителем и его подчиненными, в донесении идей высшего руководства до непосредственного исполнителя. Человек воспринимался как «элемент системы». Считалось, что труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения и более важно то, что они имеют заработок. Основной задачей руководителя являлся строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легко выполнимые, простые и повторяющиеся операции, разработать несложные процедуры труда и воплощать их на практике.
Слайд 4
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
2. Теории человеческих отношений стали применять с начала
1930-х гг. Была разработана концепция «психологического» человека. Признавалось, что
индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными в общее дело и признанными как личности. Эти потребности являются более важными в побуждении и мотивированности к труду, чем уровень заработной платы. Управление ориентировалось на малые группы на снятие напряженности, устранение конфликтов, утверждение принципа коллективизма. Главной задачей руководителя становилось способствование трудящимся ощущать себя полезным и нужным. Необходимо было информировать своих подчиненных, а также учитывать их предложения, направленные на улучшение планов деятельности организации, предоставлять им определенную самостоятельность и поощрять самоконтроль над исполнением.
Слайд 5
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
3.Теории человеческих ресурсов сложились примерно с шестидесятых годов
прошлого столетия и исходили из признания труда как доставляющего
удовлетворение большинству индивидов. Они ответственны, способны к самостоятельности, к творчеству, к личному самоконтролю, стремятся внести свой вклад в реализацию общих целей, в разработке которых принимают участие. Человек называется «социальным, развивающимся». Главной задачей руководителя становилось более рациональное использование человеческих ресурсов, создание в коллективе обстановки максимального проявления способностей для каждого члена коллектива, привлечения к решению важных проблем, постоянное расширение самостоятельности и самоконтроля у подчиненных.
Слайд 6
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
4. С конца 90-х годов прошлого века в
управлении проявляется инновационная и предпринимательская направленность. Главным становится солидарный
стиль, совместное мышление. Укрепляется самоуправление как основа организации. Возникает понятие «предприимчивый» человек как основная характеристика члена коллектива.
Слайд 7
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
В последние годы развивается концепция представлений об организации
как культурном феномене (культурологический взгляд) и гуманистический подход к
управлению человеком. В системе управления преобладает не иерархический диктат, а организационная культура, направляющая действия работников через соответствующие эталоны развития, отраженные в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах организации, социальных общностей.
Слайд 8
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
Рассмотрение смены парадигм управления с точки зрения эволюционного
подхода позволяет раскрыть взаимосвязи моделей менеджмента с этапами социокультурного
развития страны, национальным характером экономики, развитием информатики, психологии, социологии, философии, менеджментом духовной сферы жизнедеятельности народов, наций, их деловой культурой.
В последние десятилетия повысились требования к ответственности за социальные результаты в области менеджмента, и особенно это касается менеджмента в сфере культуры.
Слайд 9
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
Качественная специфика сферы культуры может быть выражена подразделением
ресурсов на две группы: ресурсы воздействия или творческого производства
(трудовые, материальные, энергетические, финансовые и информационные) и ресурсы духовного восприятия (уровень культуры населения и функционально-свободное время).
Слайд 10
АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ
Социокультурный менеджмент, в отличие от стратегического и других,
имеет признаки сопричастного менеджмента. Локализуясь в конкретном социокультурном предмете
управления, такой менеджмент не исключает таких общих управленческих действий, как упорядочение, регулирование системы в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды, но в большей степени направлен на деятельность по руководству людьми, на деятельность по осуществлению деятельности.
Слайд 11
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Одним из факторов,
определяющих успешность и эффективность деятельности арт-менеджера, является способность к
проектированию. Сам термин проект латинского происхождения, projectus в буквальном переводе означает “брошенный вперед”, а объект управления, который можно представить в виде проекта, отличает возможность его перспективного развертывания, т.е. возможность предусмотреть его состояния в будущем.
Слайд 12
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Хотя различные источники
трактуют понятие проекта по-разному, во всех определениях четко просматриваются
особенности проекта как объекта управления, обусловленные комплексностью задач и работ, четкой ориентацией этого комплекса на достижение определенных целей и ограничениями по времени, бюджету, материальным и трудовым ресурсам, а процесс управления и координации называется проектным менеджментом. Изначально это понятие возникло в связи с управлением сложно-техническими проектами, сейчас перешло и в социокультурную сферу.
Слайд 13
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Первоначально термин менеджмент
употреблялся исключительно к сфере промышленного производства. Когда же принципы
и законы менеджмента стали применяться и в других областях человеческой деятельности, для разграничения этих понятий, в обращение был введен термин ''арт-менеджмент'' (artmanagment), указывающий на тот факт, что в данном случае речь идет о сфере непромышленного производства (сфера услуг, здравоохранение, сфера искусства и т.д.)
Слайд 14
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Таким образом, если
управление как процесс является функцией любых организованных систем (партии,
армия, наука и т.д.), обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ, то, ''арт-менеджмент'' трактуется как управление социально – экономическими процессами в (непромышленном производстве) в условиях рыночной экономики, с целью получения экономического эффекта.
Также ''менеджментом'' называется как процесс управления, так и административно – управленческий персонал (совокупность менеджеров различных уровней, профессионально занимающихся организацией и управлением).
Слайд 15
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Применительно к «рынку
символической продукции», по определению Бурдье, или в отношении концепции
менеджмента индустрии творчества, наиболее приемлемым мне представляется выделение функций арт-менеджера в деятельностном, ролевом и концептуальном аспектах .
Способность к проективной деятельности, то есть продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели потребного будущего” задается самой сущностью культуры, которая есть прежде всего совокупность “проектных” (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека.
Слайд 16
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
В зависимости от
позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий:
- первый
тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона - объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы «поверх» целей на сохранение и стабилизацию ситуации.
- во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в «чужой» культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, «искусственно» преобразуется.
Слайд 17
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Также можно выделить
два глобальных подхода к менеджменту проектов в культуре:
-
англо-американский (результаты измеряются степенью реализации запланированных целей), в котором получил применение целевой метод (management by objectives), использующий системный анализ;
- французский (подразумевает реализацию групповых проектов с общественной и культурной целью).
Слайд 18
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
По определению В.А.Лукова,
на «отечественном» пространстве в литературе получило признание то обстоятельство,
что теоретические основы социального проектирования могут исходить из трех разных, хотя и связанных между собой подходов: объектно-ориентированного, проблемно-ориентированного, субъектно-ориентированного (тезаурусного). Все эти подходы основываются на рациональности и конструируют реальность, учитывая актуальные потребности социума и индивида.
Слайд 19
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
К числу ведущих
принципов социокультурного проектирования относятся:
1. Принцип «критического порога модификации»,
2.
Принцип оптимизации “зоны ближайшего развития” личности.
3. Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования.
4. Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение.
5. Принцип проблемно-целевой и субъектно-целевой ориентации.
Слайд 20
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Более частными принципами
социокультурного проектирования (в основном, технологического характера) являются:
- принцип
соразмерности проектируемых перемен, т.е. их соответствия физиологической, психической, экологической и социокультурной природе человека, выступающего первичным структурным элементом аудитории проекта;
- принцип социальной и личностной целесообразности, реализация которого заключается в достижении соответствия ожидаемых результатов нормативным целям и личностным потребностям, выработке организационных форм экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном отношении варианта из предлагаемых проектных решений;
Слайд 21
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
-принцип комплексности,
предполагающий учет всех основных направлений и форм взаимосвязи человека
с его природным, социальным и культурным окружением;
-принцип реалистичности, требующий решения культурно значимых проблем с опорой на действительные, поддающиеся учету и использованию ресурсы (экономические, кадровые, информационные); просчета экономической целесообразности и социальной эффективности проекта; максимального использования уже имеющихся в культуре позитивных способов решения аналогичных или тождественных проблем; отношения к инновациям как последовательной модификации существующих культурных образцов; обоснования границ применимости и тиражируемости проекта.
Слайд 22
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Независимо от
концепций, характеристиками социально-культурных проектов выступают:
1. Ориентация на достижение определенной
цели. Структурное определение целей с вычленением главной и второстепенных целей требует применения метода, известного как МВО (целевой менеджмент -management by objectives). Основной задачей менеджера проекта является классификация целей — от высшей, через второстепенные, до уровня конкретных задач. Именно поэтому такие проекты часто определяют как проекты реализации тщательно продуманных целей.
2. Проект - это система, подразумевающая ряд взаимосвязанных действий.
Слайд 23
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
3. Проекты имеют
временные рамки – точно определенное начало и свершение, применяется
метод сетевого планирования (табели Барта или Ганта, в которые по горизонтальной оси вписывается время, необходимое для реализации каждой позиции проекта, а по вертикали - порядок реализации этих позиций).
4. Каждый проект в определенной степени является уникальным и специфическим.
5. Любой проект подразумевает в равной мере процесс и результат, причем часто процесс является сам по себе результатом.
6. Проект подразумевает придание равного значения результативности и экономичности как основным его итогам.
7. Оценку рисков и разработку системы мер понижения рисков;
8. Организацию эффективной системы управления реализацией проектов и программы;
9. Обеспечение контроля, учета и анализа выполнения проекта.
Слайд 24
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Как правило, выделяют
четыре фазы полного проектного цикла:
замысел или концепция
планирование и оформление
реализация
завершение
Обязательными
составляющими на протяжении жизненного цикла проекта выступают контроль, оценка, подведение текущих и окончательных итогов проектной деятельности.
Слайд 25
Проектная деятельность в сфере арт-менеджмента
Общую логику формирования
проекта можно представить в виде двух взаимосвязанных блоков.
1. Содержательное
оснащение проектного решения:
- Проблематизация или определение проблемы
- Целеполагание или постановка целей и задачи
- Инструментализация определение методов (мероприятия и содержание деятельности), форм организации исполнителей и аудитории проекта, ресурсы (средства)
2. Развертывающаяся система действий, отражающую общую логику реализации проектного решения.
Слайд 26
Использование инструментария маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте
Маркетинг как метод
управления используется, прежде всего, для создания имиджа организации или
творческой личности , владельца интеллектуальной собственности. Имидж представляет собой совокупность мнений, идей, впечатлений, связанных с деятельностью конкретной организации или творческой личности. Его формирование обусловлено талантом творческой личности, качеством его подготовки, востребованностью; связано с использованием инновационных технологий и материально-техническим, рекламным и социальным обеспечением творческого или иного процесса и др.
Слайд 27
Использование инструментария маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте
Создание маркетинговой службы
в организации и специальных маркетинговых центров для сферы культуры
и искусства способствует тесному взаимодействию подразделений внутри организации и обеспечивает связь с внешней средой.
В задачи службы маркетинга входят:
1) изучение размеров рынка культурно-просветительских услуг и его сегментов, тенденций изменения потребностей в услугах организации отдельной творческой личности;
2) изучение потребности и запросов рынка культурно-просвететельских услуг и степени их удовлетворения в отдельных сегментах;
3) обеспечение организации или творческой личности благожелательным отношением организаций-партнеров, общественности;
4) оказание помощи в разработке и продвижении принципиально новых и инновационных проектов и программ;
5) развитие коммуникаций, участие в публичных и рекламных акциях, способствующих целям организации.
Слайд 28
Использование инструментария маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте
Любой организации требуется
определить свои специфические, связанные с маркетингом проблемы, которые стоят
перед этой организацией. Для этого следует периодически проводить так называемые маркетинговые ревизи. Они позволяют выявить настоящие или будущие проблемы организации или творческой личности.
Маркетинговые проблемы – это проблемы связанные с желаемым уровнем достижения результатов, который может быть ниже, равным или выше требуемого потребителем. Область маркетинговых проблем лежит в пространстве между желаемым и действительным (требуемым).
Слайд 29
Использование инструментария маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте
В настоящее время
одним из наиболее актуальных и эффективных подходов в современном
маркетинге является концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций (integrated marketing communications, IMC). Развитие и распространение системы IMC напрямую связано с развитием новых информационно-коммуникационных технологий, а также "стремительной глобализацией и дерегуляцией рынков и индивидуализацией схем потребления" .
Слайд 30
Использование инструментария маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте
Начиная с 1990-х
годов концепцию IMC разрабатывали многие специалисты в области маркетинга,
PR и стратегического менеджмента: Ч.Алленбау, К.Блут, П.Вален, А.Гронштедт, Д.Дробис, Ф.Китчен, Р.Лаутерборн, К.Ниланд, С.Оливер, А.Пулфорд, П.Смит, С.Танненбаум, О.Хольм, Д.Шульц и др.
Слайд 31
Использование инструментария маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте
По мнению Д.Шульца,
С.Танненбаума и Р.Лаутерборна, парадигма IMC – это "новый способ
анализа целого там, где раньше мы видели только отдельные, разрозненные составляющие. Такой подход позволяет скоординировать все виды коммуникаций, чтобы взглянуть на них глазами потребителя – как на поток информации из недифференцируемых источников". В основе данного подхода лежит концепция стратегического планирования, разработки и оценки "скоординированных, измеряемых, убедительных программ продолжительных бренд-коммуникаций с потребителями, имеющимися и потенциальными пользователями и другими целевыми релевантными внешними и внутренними аудиториями" .
Слайд 32
Использование инструментария маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте
Г.Е.Чернобаева выделяет следующие
принципы, лежащие в основе концепции IMC:
установление долгосрочного контакта с
потребителем;
проведение коммуникационного аудита всего маркетингового набора предприятия;
согласованность внутренних и внешних коммуникаций;
индивидуализация коммуникаций;
использование альтернативных видов движения информации.
Слайд 33
Использование инструментария маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте
А.Гронштедт выделил три
основных аспекта интегрированных коммуникаций:
внешняя интеграция – создание отношений и
связей между организацией и социальной средой;
вертикальная интеграция – интеграция коммуникаций внутри организации в направлении от рядовых работников к высшему руководству;
горизонтальная интеграция – коммуникация между отделами и сотрудниками организации на всех уровнях (высшего руководства, среднего звена, рядовых сотрудников).
Слайд 34
Использование инструментария маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте
К основным компонентам
IMC принято относить рекламу (advertising), связи с общественностью (public
relations), стимулирование сбыта (sales promotion) и прямой маркетинг (direct marketing). Классификация П.Смита, К.Берри и А.Пулфорда также включает личные продажи, спонсорство, выставки, фирменный стиль, упаковку, рекламу в месте продаж, WOM (устные сообщения, word of mouth), Интернет и новые медиа. В настоящее время к названным элементам системы IMC добавились новые инструменты воздействия на потребителя, относящиеся к т.н. "партизанскому маркетингу", – blogging (скрытое продвижение в онлайновых дневниках – блогах), viral games, viral videos ("вирусные" флеш-игры и видеоматериалы в Интернете) и т.д.
Слайд 35
Использование инструментария маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте
Новой тенденцией в
IMC является концепция интерактивных маркетинговых коммуникаций. Интерактивный маркетинг включает
в себя WOM, Интернет-маркетинг, игровые акции, "мобильный маркетинг" – коммуникации с потребителями посредством SMS, MMS, bluetooth, java-приложений и т.п. С данным подходом связана концепция т.н. "вирусного" маркетинга – создания, "посева" и использования различных информационных поводов (слухов, промо-игр, роликов и т.п.), привлекающих внимание, интригующих и провоцирующих потребителей на обсуждение.
Слайд 36
Использование инструментария маркетинговых коммуникаций в арт-менеджменте
По мнению А.Попова,
данный подход имеет ряд преимуществ:
возможность настройки сообщения под конкретного
потребителя;
быстрая и эффективная обратная связь с целевой аудиторией;
точные статистические данные об участниках акции;
возможность внесения изменений в сценарий в любой момент (даже после запуска акции);
удержание потребителя в зоне маркетингового воздействия с момента первого контакта.