Слайд 2
Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают
существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию.
Материализм –
направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.
Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Слайд 3
Жан Мелье
(1664 – 1729)
священник по профессии, в
процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии
(атеизму), философ-материалист.
Слайд 4
Жан Мелье
не допускал существования ничего сверхъестественного (в том
числе и Бога);
не верил в наличие идей, обособленных от
материи, бессмертие души;
считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи;
материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению;
материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи;
познание – отражение материи самой материей;
источником большинства знаний являются чувства;
причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;
выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;
в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
Слайд 5
Жюльен Ламерти
(1709 – 1751)
также выступал с атеистически-материалистических
позиций.
Слайд 6
Жюльен Ламерти
полностью отвергал идеализм и теологию;
считал окружающий мир
совокупностью различных проявлений единственной субстанции – материи, которая несотворима,
вечна, бесконечность;
душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;
поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;
выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;
был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека – личное счастье;
считал частную собственность гарантией свободы человека;
идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».
Слайд 7
Дени Дидро (1713 – 1784)
один из самых выдающихся
французских философов-материалистов.
Слайд 8
Дени дидро
Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув
идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была
свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи – современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.
Слайд 9
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских
просветителей-материалистов:
признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все
единичные вещи;
движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);
отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;
в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.
Слайд 10
Сходные взгляды имели такие философы – просветители, как
Гольбах (1723 – 1789) и Гельвеций (1715 – 1771).
Слайд 11
Значение Гольбаха и Гельвеция для философии и для
общества в целом в том, что они:
четко выделили два
ведущих философских направления – материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);
освободили философию от многих религиозных предрассудков;
дали более реалистическое определение субстанции – материя;
выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании, как свойстве материи отражать саму себя;
подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание;
обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);
выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;
обратили внимание на движение, не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;
обосновали идеи социальной справедливости;
идеологически подготовили Великую французскую революцию.