Слайд 2
Балладой (от фр. – танцевать) принято называть малую
форму народного песенного эпоса лирического содержания.
Слайд 3
В XVI в. формируется жанр балладных песен -
малая этическая сюжетная стихотворная форма. Этот тип произведений, к
которому применяется западное - европейский термин "баллада", весьма своеобразен.
Слайд 4
Термин «баллада» имеет несколько значений. Так называют провансальские
плясовые песни XI — XVII веков (от ballare —
плясать); англо-шотландские народные баллады (ballad) — повествовательные песни на темы средневековой истории, а также литературные романтические баллады.
Слайд 5
Он отличается тонкой характеристикой личных, семейных отношений людей.
Но в него нередко входят и исторические мотивы и
герои, однако они не трактуются в историческом плане..
Слайд 6
Сюжеты баллад, как правило, посвящены событиям индивидуальной человеческой
судьбы, они повествуют о частной жизни людей.
Слайд 7
Северная манера исполнения.
Северная манера исполнения баллад
отличается тем, что их поют, как и былины, в
одиночку или вдвоем-втроем.
исполнения.
А на юге баллады исполняются хором, как протяжные лирические песни.
Слайд 9
В народной среде баллады ,как отдельный жанр не
осознаются и никак специально не называются.
В отличии от былин
баллады не воспевают богатырей и их подвиги ;
Слайд 10
По сравнению с исторической песней в балладе нет
достаточной исторической четкости и определенности, а также специфической религиозной
окраски ,присущей духовным стихам.
Слайд 11
На первом плане в балладе –конфликт нравственного порядка
, борьба добра с различными проявлениями зла в реальных
житейских ситуациях.
Слайд 12
Однако в отличие от героического эпоса, где
такая борьба всегда завершается победой светлых сил и уничтожением
сил зла, в балладах чаще всего зло добивается успеха, а положительные герои страдают или вовсе гибнут.
Слайд 13
Трагичность сюжета – типичная жанровая черта баллады.
Слайд 14
Всякие попытки противостоять злым силам оказываются заранее обреченными
на неуспех.
Слайд 15
Вот примерный сюжет баллад:
9 братьев погибают от
сглаза; мать, пытаясь спасти последнего сына, отдает его на
корабль, но гибель подстерегает его и там.
Слайд 16
Другой сюжет: цыганка предсказывает невесте, что она утонет
в день свадьбы; жених сооружает специальный мост, но свадебный
поезд тонет в реке.
Слайд 17
Часто сюжеты баллад посвящены судьбе людей, поставленных волею
исторических, социальных или семейных обстоятельств в драматическую ситуацию.
Слайд 18
Для баллад характерны такие действующие лица: злая свекровь,
замучившая свою невестку; братья-разбойники, убившие по незнанию мужа или
маленького сына своей сестры; холоп, полюбивший молодую книгиню или королевну.
Слайд 19
Образный строй в балладе, как и в других
эпических жанрах, богат различными поэтическими приемами – психологическим параллелизмом,
метафорами, опорой на мифологические представления.
Слайд 20
Типичным мотивом баллад является чудесное превращение погибших не
по своей воле людей в растения.
Слайд 21
В центре внимания баллад — индивидуальные судьбы людей,
в силу исторических или социальных условий попавших в безысходные
ситуации. Баллады — это эпические песни с семейно-бытовой тематикой, в основе которых лежат трагические конфликты.
Слайд 22
В исторических балладах ученые выделяют два цикла: о
татарском или турецком полоне и о трагических встречах родных.
Слайд 23
Цикл о полоне включает в себя баллады, построенные
на взаимоотношениях враг — девушка, где последняя страдает или
гибнет, не желая стать женой или наложницей врага («Девушка взята в плен татарами», «Русская девушка в татарском плену»).
Слайд 24
Чаще всего в этой ситуации она кончает с
собой («Красная девушка из полону бежит»). Очень редко пленнице
удается спастись («Спасение полонянки», некоторые версии баллады «Князь Роман и Марья Юрьевна»).
Слайд 27
В этот цикл входит группа баллад, в которых
повествуется о побеге из плена («Два невольника», «Бегство невольников
из плена») и более поздние переработки баллад о полоне («Молодая ханча», «Пан привозит жене русскую полонянку»)
Слайд 28
Самая большая и наиболее популярная группа семейных баллад
— о трагических конфликтах между мужем и женой. Обычно
жена гибнет от руки мужа, муж избавляется от жены другими путями или уходит из дому, бросая ее . («Князь Роман жену терял», «Муж жену губил», «Федор и Марфа», «Панья», «Оклеветанная жена»)
Слайд 30
Свекровь в роли погубительницы невестки выступает в балладах
«Князь Михайло» и «Рябинка».
Слайд 31
Часто текст баллады строится как текст драмы:
Злое зелье крапивное,
Еще злее да люта свекра!
Люта свекра — молодой снохе:
«Ты поди, моя невестка,
Во чисто поле,
Ты стань, моя невестка,
Меж трех дорог,
Четырех сторон,
Ты рябиною кудрявою,
Кудрявою, кучерявою».
Слайд 32
Особенности композиции баллады — одноконфликтность, динамика, обилие диалогов
и монологов.
Слайд 33
В балладах можно выделить несколько аспектов трагического:
общенародный, семейный, личный.
Слайд 34
Вся художественная система баллады определяется ее трагичностью и
драматизмом. Этой потребности подчинены композиция, способы изображения человека и
типизации жизненных явлений.
Слайд 35
Во второй половине XX века термин «баллада» стал
использоваться в популярной музыке для обозначения медленных композиций о
любви
Слайд 36
Жанна Бичевская – «островок настоящего, вечного искусства в
океане современной музыки».