Слайд 2
Стронций-кальциевые регионы. Уровская биогеохимическая провинция
Названа по р. Уров
(Восточное Забайкалье), в бассейне которой впервые обнаружены её очаги
в 1849 г. Болезнь Кашина-Бека распространена в восточной части Читинской области, в Амурской области, Северном Китае, КНДР. Наиболее типичные её проявления – костно-суставные заболевания.
Почвы, воды, растения провинции обогащены стронцием и баприем и обеднены кальцием. Накопление в организме стронция изменяет минеральный обмен в костной ткани. Стронций близок кальцию и замещает его в костях. Кости животных и человека значительно обогащаются Sr, но из-за большей миграционной способности стронций вымывается из костей. Предупреждают заболевания с/х животных минеральными подкормками, богатыми Ca, а также различными микроэлементами (костяная мука, мел, древесная зола).
Слайд 3
Проявления болезни Кашина-Бека
У человека и животных наблюдаются: поражение
суставов, ограничение их подвижности, истончение суставных хрящей, нарушение роста
и деформация костей. Основными симптомами болезни являются короткопалость, уплотнение и деформация межфаланговых суставов, поражение поясничных позвонков, атрофия мышц, ограничение подвижности.
Слайд 4
Геохимическая экология организмов в условиях борных субрегионов
Значительная часть
Арало-Каспийской низменности является областью борного засоления. Аккумуляция бора здесь
обусловлена древними вулканическими процессами. С течением времени бор неоднократно осаждался и перераспределялся в связи с трансгрессиями Каспийского моря. Благодаря тому, что соединения бора растворимы в воде, на территории Арало-Каспийской низменности наблюдается сильное обогащение бором вод и почв.
При не сильном борном обогащении почв растения могут увеличиваться в своих размерах, иногда в 2-3 раза. Листья их становятся более сочными, крупными и даже в самый засушливый период остаются зелеными. В местах, где почвы содержат особенно большие количества В или где он находится в легкоподвижных усвояемых соединениях, некоторые растения приобретают уродливые формы, испытывают угнетение в росте и гибнут. В местах, где бораты выходят почти на поверхность, растительный покров отсутствует совершенно. Лишь натронная солянка приспособлена к максимальным количествам бора.
Обогащенные бором пастбищные корма и вода представляет опасность для животных. У овец развиваются поражения желудочно-кишечного тракта – борные энтериты. Для борного энтерита типично поражение кишечника, характеризующееся неполным перевариванием пищи. Причиной снижения активности ферментов кишечника является избыток бора в организме овец.
Слайд 5
Недостаток меди, избыток молибдена и сульфатов
В сухостепной, полупустынной,
пустынной биогеохимической зоне распространена эндемическая атаксия - нарушение координации
движений, судороги, паралич. Распространена он среди КРС, коз и овец.
Биогеохимические провинции (Терско-Кумско-Сулакская низменность, Ставропольский край, Южный Дагестан) характеризуются повышенным содержанием Mo и сульфатов, иногда пониженным – Cu. Так, в растениях степной черноземной зоны соотношение меди и молибдена 1:0,13; в биогеохимических провинциях – 1:0,5 – 1:1.
При избытке в рационе жвачных сульфатов и молибдена создаются условия, неблагоприятные для усвоения меди из желудочно-кишечного тракта. При подкормке животных сернокислой медью заболеваемость снижается вплоть до полного прекращения эндемии.
Слайд 6
Повышенное содержание молибдена
Избыток Mo (Армения) вызывает у КРС
и овец молибденозис, характеризующийся крайне сильной диареей, потерей веса,
изменением цвета и погрубением шерсти с последующим её выпадением. Mo является структурным компонентом фермента, катализирующего образование мочевой кислоты в животном организме. В условиях повышенного содержания молибдена в окружающей среде у животных и человека изменяется пуриновый обмен. У человека при увеличении количества Mo происходит накопление мочевой кислоты и появляются признаки подагры. Наблюдаются боли в суставах, их припухлость, деформация, повышение температуры.
Слайд 7
Зобная эндемия
Специфической причиной зобной эндемии является недостаток йода,
без которого невозможен биосинтез тиреоидных гормонов. Нормальный обмен йода
в щитовидной железе, обеспечивающий организм тиреоидными гормонами, происходит только при определенном содержании йода в пищевом рационе. Основным источником йода для организма животных и человека является пища, прежде всего растительная. Поэтому в районах, где население и животные получают с пищевыми рационами недостаточное количество йода, вследствие низкого содержания его в среде, возникает эндемическое увеличение щитовидной железы и эндемический зоб.
Наиболее распространен эндемический зоб в горных зонах и равнинных условиях таежно-лесной нечерноземной зоны на территориях с подзолистыми, подзоло-опесчаненными почвами, часто с элементами заболачивания и торфообразующими процессами, а также в сухостепной пустынной зоне на сероземных, бурых почвах и в поймах рек. В лесостепной, степной, черноземной зоне зобная эндемия представляет исключение – зоб здесь зарегистрирован лишь в поймах рек .
Слайд 8
Профилактика эндемического зоба
Суточная норма йода – 100-150 мкг.
Ежедневное
потребление:
1 ст. ложка консервированной морской капусты (7264 мкг/100 г);
200
г морской рыбы;
100-150 г рыбных консервов;
100-200 г копченой колбасы;
4-5 бананов (1 банан – 24 мкг);
сметана, творог (18 мкг/100 г).
Постановление правительства № 11 (1998 г.) «О дополнительных мерах по профилактике йод-дефицитных состояний».
Препарат «Йодбаланс» (йодид калия).
Слайд 9
Биогеохимическое районирование
Необходимость биогеохимического районирования связана с геохимической неоднородностью,
мозаичностью биосферы. В его задачу входит выявление территорий, характеризующихся
накоплением или потерей химических элементов из ландшафтов. Это могут быть участки суши с повышенным или пониженным содержанием отдельного элемента или нескольких элементов относительно кларка.
Пространственной единицей при биогеохимическом районировании является биогеохимическая провинция – область на поверхности Земли, которая отличается от соседних территорий по уровню содержания химических элементов в почвах, водах и других средах.
Слайд 10
Биогеохимические провинции
Различаются 2 генетически различных типа биогеохимических провинций:
зональные и интразональные. Зональные образуются в пределах одной почвенно-климатической
зоны, где в результате динамического развития биогеоценозов происходит постоянное накопление каких-либо элементов или, наоборот, их вынос. Например, в таежной зоне, в зоне подзолистых и дерново-подзолистых почв происходит постоянный вынос Ca, Mg, I, Co, Cu. Степень выноса может быть различной и зависит от разных причин: уровень содержания элементов в горных породах, протяженность миграционных путей, водный режим территории. Поэтому зональные провинции, как правило, занимают не всю почвенно-климатическую зону, а образуют в её пределах пятна.
Интразональные провинции встречаются повсеместно, в любой почвенно-климатической зоне. В отличие от зональных образование интразональных связано со своеобразием химического состава горных пород, которые выделяются как геохимические провинции. Интразональные провинции перспективны для поисков редких рассеянных элементов биогеохимическими методами. В их пределах выражены: 1) своеобразие состава флоры; 2) уродливые формы растений, их вариации, морфы как признак изменчивости под влиянием геохимической среды; 3) новые устойчивые подвиды, дающие начало образованию новых видов.
Слайд 11
Биогеохимическое районирование В.В. Ковальского
Вся биосфера следует делится на
такие пространственно-территориальные единицы, которые характеризуются своим типом взаимоотношений организмов
и среды. Наиболее крупными таксонами таких единиц могут быть регионы и субрегионы биосферы. Регионы – биогеохимические зоны. Субрегионы - биогеохимические провинции.
Таким образом, биогеохимические провинции выделяются не как локально изолированные территории с избытком или недостатком химических элементов, а по принципу географической непрерывности. Каждая биогеохимическая зона (регион) отличается содержанием элементов в среде обитания организмов, а также реакцией организмов на недостаток или избыток элементов.
На территории бывшего СССР выделяются 4 биогеохимические зоны:
таежно-лесная нечерноземная;
лесостепная;
степная черноземная;
сухостепная, пустынная и полупустынная.
Каждая зона включает несколько биогеохимических провинций. Наибольшее их количество выделяется в таежно-лесной нечерноземной, где отмечается недостаток Co, Cu, I, Ca, P и избыток Cr и B.
Слайд 12
Схема биогеохимических зон и провинций (по В.В. Ковальскому)
Слайд 13
Условные обозначения
А - таежно-лесная зона, провинции: 1 -
бедные иодом и кобальтом, 2 - обогащенные стронцием, бедные
кальцием, 3-с недостатком селена;
Б - лесостепная зона;
В - степная черноземная зона;
Г - сухостепная, полупустынная и пустынная зона, провинции: 4 - с недостаточным содержанием меди, избыточным - молибдена и сульфатов, 5-с избытком бора, 6-с пониженным содержанием меди и кобальта, повышенным - молибдена и бора;
Д - горные зоны.
Азональные биогеохимические провинции: 7- богатые кобальтом, 8 - бедные иодом и марганцем, 9 - богатые свинцом, 10 - обогащенные молибденом, 11-с избыточным содержанием стронция и кальция, 12 - обогащенные селеном, 13- с неблагоприятным соотношением меди, молибдена и свинца, 14- обогащенные ураном, 15-с избытком фтора, 16 - обогащенные медью, 17-с нарушенным обменом меди, 18- богатые никелем, магнием, стронцием, бедные кобальтом, марганцем, 19 - богатые никелем, 20 - обогащенные литием, 21 - обогащенные хромом, 22 - обогащенные марганцем, 23-с недостатком фтора, 24-с недостатком цинка в пастбищных растениях.
Слайд 14
Биогеохимическое районирование Северной Евразии (1)
Наиболее крупная структурная единица
биосферы – таёжный лесной регион – географически совпадает с
таёжной зоной. Повсеместно встречается дефицит кобальта в экосистемах с подзолистыми, дерново-подзолистыми, песчаными и торфяными почвами и соответствующее низкое среднее значение Co в растениях. Это вызывает ряд биологических эффектов: уменьшение содержания Со в тканях; уменьшение содержания витамина В12 в печени, тканях, молоке; ослабление синтеза витамина В12 и белков; заболевания животных; низкая продуктивность мяса и шерсти и низкое воспроизводство.
При низком содержании меди в зональных почвах и, особенно, в торфяных, содержание меди в фуражных культурах тоже низкое (< 3 мг/кг). Это сопровождается 3-кратным уменьшением содержания Cu в крови овец и коров, 30-40-кратным в печени; резким (в десятки раз) увеличением содержания железа в печени при депрессированном синтезе окислительных ферментов. Анемия у коров и овец. В болотных экосистемах и в кормовых культурах встречается совместный дефицит меди и кобальта, при котором у человека и животных депрессирован синтез В12 и окислительных ферментов.
Слайд 15
Биогеохимическое районирование Северной Евразии (2)
В таёжном регионе повсеместно
распространен дефицит йода. Наблюдается нарушение обмена I и синтеза
I-содержащих аминокислот и тироксина в щитовидной железе, уменьшение синтеза белка, распространены эндемические заболевания щитовидной железы и эндемический зоб, которым подвержены все домашние животные и человек.
В районе Верхней Волги в экосистемах с дерново-подзолистыми и песчаными почвами встречается дефицит Co+I, сопровождающийся снижением содержания этих элементов в продуктах питания и кормах. Это сопровождается нарушениями иодного обмена и ослаблением синтеза тироксина. Эндемическое увеличение щитовидной железы и эндемический зоб часто наблюдаются у овец и человека.
В районе Средней Волги распространен дефицит I при одновременном избытке Mn. Эндемическое увеличение щитовидной железы и эндемический зоб.
На юге Восточной Сибири и в Туве, особенно в долинах рек выявлен дефицит Ca при избытке Sr. Кроме этого, в дерновых и дерново-подзолистых почвах, песчаных и торфяных, отмечаются дефицит Ca, P, I, Cu, Co, избыток Sr и Ba и уменьшение отношения Ca:Sr. Выявлены нарушения обмена кальция, фосфора и серы в соединительных тканях, нарушен рост и развитие костей при уменьшении в них соотношения Ca:Sr. У человека и домашних животных часто наблюдается уровская болезнь.
Слайд 16
Биогеохимическое районирование Северной Евразии (3)
В лесостепном и степном
регионах биосферы содержание химических элементов и их соотношения близки
к оптимуму, однако дефицит йода распространён в речных долинах. В почвах и фуражных культурах содержание многих питательных элементов оптимально; в отдельных местах проявляется дефицит йода, фосфора, калия и марганца. Эндемическое увеличение щитовидной железы наблюдается у жителей, проживающих на серых лесных и пойменных почвах.
В сухостепном, полупустынном и пустынном регионе биосферы на Предкавказской равнине, в Каспийской низменности и в западносибирских степных экосистемах с мощными чернозёмами, солончаками, лугово-степными и песчаными почвами встречается дефицит меди при избытке молибдена и сульфатов. У человека это приводит к уменьшению содержания меди в ЦНС, депрессированию функции окислительных ферментов, нарушению движения и конвульсиям. Распространена эндемическая атаксия. Заболевания ягнят.
Эндемические борные энтериты в Арало-Каспийской низменности.
В горном регионе биосферы дефицит йода, кобальта и меди встречается в горных почвах Карпат, Кавказа, Крыма и Тянь-Шаня. Эндемическое увеличение щитовидной железы, дефицитность кобальта и витамина В12.
Слайд 17
Биогеохимическое районирование Северной Евразии (4)
Наиболее сложная картина нарушений
биогеохимических пищевых цепей отмечается в азональных субрегионах и биогеохимических
провинциях.
В Северном Азербайджане обогащение кобальтом каштановых и коричневых почв и фуражных пастбищных культур приводит к избыточному синтезу витамина В12. На Южном Урале и в Башкирии наблюдается избыток меди и обогащение медью черноземов и каштановых почв в степных экосистемах и дерново-подзолистых в лесных, а также продуктов питания и кормов. Это приводит к избыточной аккумуляции меди во всех органах. Распространены эндемическая анемия и гепатит.
На Южном Урале и в Северном Казахстане встречаются каштановые почвы и солонцы на Ni-обогащенных почвообразующих породах, что сопровождается 20-кратным увеличением концентрации Ni в пастбищных фуражных культурах. Избыточное накопление никеля в тканях. Распространены заболевания кожи человека, остеодистрофия скота.
Избыток свинца в горных районах Армении вызывает 25-кратное увеличение содержания его в горных каштаноземах и лесных бурых почвах, 7-кратное содержание увеличение концентрации в растениях и 2-10-кратное увеличение содержания Pb в продуктах питания. Аккумуляция свинца приводит к эндемическим заболеваниям ЦНС.