Слайд 2
Алхимия» — от египетского иероглифа «хми», означавшего черную
(плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим иероглифом обозначался
Египет, место, где, возможно, возникла алхимия, которую часто называли «египетским искусством». Впервые термин «алхимия» встречается в рукописи Юлия Фирмика, астролога 4 века. Алхимия трудна для понимания лишь потому, что это наука сокровенная. Философы, желавшие передать потомкам основы своего учения и плоды своих трудов, всячески хранили себя от вульгаризации своего искусства, чтобы им не могли злоупотреблять непосвященные. В результате из-за препятствий на пути ее восприятия, из-за ее загадочности, неясности и многообразных иносказаний наша наука была оттеснена в область фантазий, иллюзий и химерических форм. Считать, будто древние алхимические книги можно прочесть, как читают современные книги, значит обманывать самого себя. Но не смотря на первое впечатление, необычное и зачастую неопределенное, эти книги увлекают и притягивают. У Философов не было иного способа скрыть от одних и преподать другим свои знания, кроме как прибегнуть к метафорам, символам, таинственным терминам, затейливым формулировкам, которые алчные и злые люди трактуют на свой лад
Слайд 3
Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало
своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог
Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый». Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема». Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения. Существовали греко-египетская, арабская и западно-европейская школы алхимии. .
Слайд 4
В течение тысячелетий алхимики пытались найти "философский камень"
- некое твердое или жидкое вещество, способное осуществить трансмутацию
превращение простого металла в серебро или золото. Существовала легенда, что царь Мидас, правивший во малоазиатской стране Фригии с 738 по 696 гг. до н.э., якобы получил от бога Диониса способность превращать в золото все, к чему бы он ни прикоснулся неким таинственным волшебным камнем. Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии.
Алхимики считали природу живой и одушевленной, поэтому были уверены, что металлы растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо - как недозрелый. Другая цель этой науки — достижение бессмертия. Об алхимиках, людях, посвятивших свою жизнь алхимическим занятиям, ходило множество странных слухов. Среди прочего поговаривали, будто бы они нашли формулу бессмертия — конечно физического, поскольку в наше время это единственная форма бытия, которая интересует людей: все хотят узнать, как остаться вечно молодыми.
И третья цель алхимии — достижение счастья. О ней молчат философские трактаты, однако думается, что поиски золота, молодости и счастья имеют нечто общее. Алхимики искали одного и того же: счастья, вечной молодости или сказочного богатства (конечно, если не касаться метафизической части их учения).
Слайд 5
Искатели философского камня
Получать благородные металлы искусственно —
старая мечта человечества, уходящая корнями в глубокую древность. В
течение тысячелетий алхимики пытались найти “философский камень”. О нем рассказывали истинные чудеса: своему обладателю он должен был не только принести сверкающее золото, но и открыть тайну вечной молодости и долгой жизни.
Золото... Никакой другой металл не обладал столь магической притягательной силой! Мерцающий блеск возбуждал людскую алчность, манил вдаль бесчисленных искателей приключений и являлся поводом кровавых войн. Причина притягательности золота — в его необычайных свойствах: химической стойкости, высокой плотности, легкости обработки. И к тому же по распространению на Земле золото занимает 77 место. Очень давно золото стало “королем металлов”: мерилом ценности, универсальным средством обмена и расчетов.
Слайд 6
Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов.
Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как
Платон и Аристотель. Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи . Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый - квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией. Триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.
Слайд 7
Центр вещества
Центр это тайный огонь Вращает круг
то, что называется «огнем колеса», но «первичный двигатель», ось
характеризуются тем, что производя действие они сами в нем не участвуют, т.е. в нашем случае не проявляются как участник операций.
Слайд 9
Некоторые алхимические сосуды.
Существует столько видов сосудов, сколько существует
различных вещей, которые следует дистиллировать. Они происходят от вдохновения
тех, кто их придумал; каждый представляет собой образ, запечатлевший желание автора, и все они могут совершенствоваться и изменяться до бесконечности. Этот сосуд мы чаще всего используем при дистилляции воды жизни. Действительно, поднимаясь по очень длинному пути, дух освобождается от влажных частей и нечистот, для
достижения, благодаря собственным усилиям, наиболее высокой степени субтильности (тонкости). Обычно, мы называем этот сосуд "колбой" (matarozzo), страусом, "жирафом" или "журавлем".
Слайд 10
Обычно, этот сосуд называем "лютней", так как его
форма подобна животному или музыкальному инструменту, называемого "лирой" или
"лютней".
Этот сосуд, имеет, образно говоря, склоненную на плечи голову, абсолютно повторяя форму движущейся черепахи; его помещают в печь, для того, чтобы жидкость, извлеченная силой огня, прошла в колбу, помещенную под него
Для простых влажных и густых частей, содержащих мало испарений, используют сосуд имитирующий животное, названное медведем; он имеет густое, земное, вязкое, полное и бесформенное строение, а его грузное, мясистое и короткое тело, не соединяется шеей с головой.
Слайд 11
Вэтом сосуде, наиболее разряженные части поднимаются через шею
вверх, оставляя нечистоты внизу, а через клюв, воткнутый в
грудь, тонкие части возвращаются в сосуд, где снова поднимаются через шею; таким непрерывным движением, они понемногу освобождаются от своей водянистости, которая сгущается. Благодаря этой постоянной циркуляцией,
происходит не только очищение простых вещей, но и увеличение их достоинств. Этот сосуд обозначен литерой "E".
Слайд 12
Но некоторые используют иной метод. Они берут два
сосуда: первый соединяют со вторым так, чтобы один получая,
отдавал другому, а второй - первому; С помощью их, тела становятся более утонченными и благодаря ускоренной циркуляции они освобождаются от любых нечистот и отложений, и приобретают более благородные достоинства. Мы использовали его довольно часто для получения воды жизни, чтобы она стала более пронизывающе, более чистой и более летучей. Все это достигалось благодаря более
вытянутым и более частым спиралям, оставляющих флегму на дне сосуда. Изображение сосуда обозначено литерой "F".
Слайд 13
Этот сосуд имитирует шеи и головы гидры, поэтому
мы называем его "геркулесовая гидра с семью головами". Некоторые
исследователи (при его изготовлении) используют медь или латунь, ин Еще мы пользуемся изогнутым сосудом, с загнутой шеей и объемным основанием, когда работаем с простыми вещами, не очень летучими. Он имитирует шею аиста, и отсюда его название - "аист" или "storca". Мы используем его для дистилляции крепкой воды. Из-за изогнутости шейки, его еще называют "реторта": то, что медленно возгоняется благодаря силе огня, легко проходит через шейку реторты.ые же - стекло. Сосуд изображен под литерой "G".
Еще мы пользуемся изогнутым сосудом, с загнутой шеей и объемным основанием, когда работаем с простыми вещами, не очень летучими. Он имитирует шею аиста, и отсюда его название - "аист" или "storca". Мы используем его для дистилляции крепкой воды. Из-за изогнутости шейки, его еще называют "реторта": то, что медленно возгоняется благодаря силе огня, легко проходит через шейку реторты.
Слайд 14
Философия Алхимии
алхимия возвращает человеку не что иное, как способность
подняться, снова расти, или, как мы говорили раньше, ускорить свою
эволюцию. Алхимия дает человеку шанс вновь обрести утраченное когда-то бессмертие. Обратите внимание на это утверждение: человек не становится бессмертным — человек изначально бессмертен!
Ошибочно думать, что это бессмертие физического тела. Многие философы и мудрецы уже объяснили нам, что бессмертие — это не свойство тела, это качество духа. Бессмертен дух! Большая проблема человека в том, что он не знает, не осознает, не проживает, не понимает бессмертия своего духа, что он пойман в ловушку своего тела, ограничен только жизнью тела и только для него ищет бессмертия. Проблема в том, что только через тело, которое человек видит, ощущает, он хочет утолить жажду вечного.
Слайд 15
Если человек осознает, что он существует и продолжит существовать за пределами
физической видимости, то он действительно бессмертен. Именно к этому стремится алхимия — давать
не уже имеющееся, но то, что можно дать еще: каплю сознания, частичку знаний, немного мудрости. Каждый человек — это башня. В душе каждого из нас есть своя внутренняя лаборатория, в каждом живет алхимик. Почему же мы мечтаем о чем-то необычном, когда богатство уже в наших руках? Я не говорю, что алхимиков не было, но я утверждаю, что и мы обладаем частичкой Знания, в данном случае — алхимического знания. В каждом из нас есть тот, кто совершает Великое Делание, у каждого из нас есть инструменты, материал, силы, жизнь, чтобы получить золото совершенства. Каждый человек может из свинца своих недостатков сделать золото своих достоинств. Но сначала надо захотеть этого, как алхимики хотели получить золото.
И достигнув кульминации этого процесса, мы станем людьми, которые знают, кто они и чего хотят, знают, откуда они пришли и куда идут.
Слайд 16
Алхимики
И хотя в основном люди, которые называли себя
алхимиками, были авантюристами, среди них попадались честные и трудолюбивые
ученые, искренне верящие в свою идею. Арабы Гебер и Разес, испанцы Раймунд Лулл и Арнальдо да Виллонова, немец Альберт Великий, англичанин Роджер Бэкон, Парацельс, Глаубер, Ван-Гельмонт, Лейбниц и даже сам Исаак Ньютон! Все эти люди в разные времена называли себя алхимиками и искали “философский камень”.
Слайд 17
Открыватель философского камня
Николас Фламель.
Многие поклонники фантастики и фэнтези слышали о Николасе Фламеле. Еще бы, ведь в первой книге про Гарри Поттера он называется единственным человеком, который нашел философский камень! И Фламель — действительно существовавшая в истории личность!
В своем сочинении Фламель пишет, что однажды купил очень старую алхимическую книгу, изготовленную из молодой древесной коры, в позолоте. Фламель был в восторге, и с энтузиазмом изучал приведенные в книге рецепты, указания, опыты и предложения. Вскоре ему удалось (согласно его сообщениям) превратить большое количество ртути в золото. Однако главным его “достижением” было раскрытие тайны бессмертия.
Из более поздних летописей следует, что Фламель получил большое наследство и, не желая рисковать своей репутацией алхимика, распространил слухи, что владеет секретом изготовления золота.
Фламель похоронен в саду церкви Сен-Жак де ля Бушери. Надпись на его могиле говорит о том, что он учредил во французской столице 14 госпиталей, семь церквей и три капеллы. Но как все было на самом деле, мы все равно не узнаем. Философский камень Николаса Фламеля останется загадкой минувших эпох.