Слайд 2
Дадаизм
Вслед за кубизмом по времени следовали футуризм и
экспрессионизм. За ними настала очередь дадаизма и сюрреализма.
В феврале
1916 г. в Цюрихе, в Швейцарии, во время первой мировой войны, в среде эмигрантов-художников образовался дадаизм. Основатель течения румынский поэт Тристан Тзара писал, что слово Дада на языке племени Кару обозначало хвост священной коровы, но главное – Дада – это бессмысленный детский лепет. Именно бессмыслица стала камнем, на котором было возведено недолгое здание дадаизма. До 1920 г. дадаисты жили в Швейцарии, с 1920 – в Париже. Здесь их поддерживали Пабло Пикассо, интересовался дадаизмом Кандинский, французские поэты Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон. Примкнули к дадаизму и приехавшие из США художники, среди них Марсель Дюшан, выставивший в 1914 г. сушилку для бутылок. В Германии дадаизм основали Георг Гросс - в Кельне, Макс Эрнст - в Ганновере.
Слайд 3
Дадаизм
На выставках дадаистов появлялись коллажи, где куски газет
и фотографий наклеивались на холст. В ход шли куски
мочала, веревки, пуговицы, битое стекло, проволока, выставлялись самые обыденные предметы быта. Вершиной данной линии развития стало экспонирование в 1917 г. на выставке в Нью-Йорке писсуара, который выставил все тот же Марсель Дюшан. Вместо музыки дадаисты били в ящики и банки, вместо стихотворений страшными голосами выкрикивали хаотический набор слов. Слова были такими: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего». В результате озверевшая публика свистела, вопила, забрасывала дадаистов яйцами, в Париже в 1920г в дело пошли жареные бифштексы. Скандалы нередко заканчивались драками и вмешательством полиции. На выставку 1920 г. в Кельне надо было пройти через мужскую уборную; в центре очень большого помещения стояла девочка и читала непристойные стихи, в углу Бааргельд выставил аквариум с маслянистыми красными разводами на дне, на котором помещался будильник и плавал женский локон. Другие экспонаты были такими же. Кончилось тем, что завсегдатаи кафе, изрядно нагрузившись пивом, разбили аквариум, разрушили другие предметы. Появилась полиция. Это был настоящий триумф дадаизма.
Слайд 4
Дадаизм
Главной социальной причиной, породившей дадаизм была чудовищная бойня
первой мировой войны. Дадаизм стал своеобразным ответом на бесчеловечность
войны, разрушившей все основы современного мира. Рационализм и логику дадаисты считали одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Дадаисты считали, что в условиях полной деградации и близкого краха европейской цивилизации их первостепенной задачей было ускорить этот крах, подрывая фундаментальные структуры европейской цивилизации – структуры мысли и языка. Они призывали разрушить все механизмы человеческой речи (семантические, грамматические, фонетические) и начать с самого начала, т.е. вернуться к исходному моменту формирования языка, когда он существовал еще на уровне отдельных звуков. Участники группы посвящали свои собрания коллективному творчеству – созданию «шумовой» поэзии: не заботясь ни о логике, ни о целостности, ни о различии языков, они произвольно соединяли слова и фразы; такая поэзия включала крики, игру на фортепиано, свист и удары литавр.
Слайд 5
Дадаизм
Напуганные окружающей их действительностью, дадаисты пришли к отрицанию
всякой разумной действительности. Предметы вещного мира в их работах
потеряли все, кроме своего жесткого скелета, в этом смысл сушилки для бутылок, выставленной Марселем Дюшаном. Анархисты по мировосприятию, дадаисты выступили и против великого искусства прошлого, призывали уничтожать музеи, в Париже требовали разрушить Лувр. Дадаисты считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства, в котором справедливо видели высший смысл европейской цивилизации.
Слайд 6
Дадаизм
Реди мейд – наиболее развитая форма современного искусства,
обозначает готовое изделие. Это выставление самых обычных, часто бытовых
предметов, некоторые из которых кажутся только что сошедшими с магазинного прилавка. Другие скомбинированы самым необычным образом. Велосипедное колесо, укрепленное на табуретке - 1914г. работа Марселя Дюшана. Металлическая клетка, заполненная мраморными кубиками, имитирующими пиленый сахар, с воткнутым в нее термометром. 1921 г - Марсель Дюшан.
« Итак, живопись кончилась. Кто может сделать лучше, чем сделан этот винт? Скажи, ты можешь так сделать?» – спрашивал Дюшан. Задачей подобного искусства было утверждение бессмысленности существования, отказ от отражения реальной жизни, «создание новой реальности». Дадаизму присущи черты анархизма, воинственности, циничности. К 1922 г. дадаизм себя исчерпал. В недрах дадаизма уже возникал сюрреализм.
Слайд 7
Работы
Разработан бренд харьковского гастропаба " Тетчер " Агентство
«Dada
C тиль и гриль «Тетчер» от Dada Агентство разработало
фирменный стиль
Слайд 8
Работы
Дадаизм на протяжении своего существования то сливался с
сюрреализмом
Дадаизм как контркультура